Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Ее виды, измерение и значение

Закон спроса как механизм рынка. Факторы, определяющие спрос. Механизм предложения, факторы, определяющие предложения.

Рыночная модель и условия функционирования.

1. Модель рынка, как всякая абстракция, упрощает понятие рынка, отвлекаясь от его масштабов, от того, что там продается, от того, насколько сильна и слаба конкуренция. Фиксирует самые главные черты рынка, его субъектов и объектов. В качестве субъектов выступают продавцы, покупатели. В качестве объектов – товары, услуги, ресурсы. Модель не показывает роль гос-ва, связь с др странами. Модель предполагает, что все доходы тратятся, не сберегаются – роль продавцов и покупателей ни за кем жестко не закреплена. Модель замкнутая, невозможно выпадение ни одного звена. Показывает кругооборот доходов и расходов.

 

Условия функционирования моделей:

 

1. Технико-экономическое (система общественного разделения труда (ОРТ));

2. социально–экономическое (частн. собственность);

3. общественно-политическое (роль гос-ва в рын эк)

1.- означает, что производство разделено на сферы, каждая сфера разделена на отрасли, каждая отрасль представляет собой внутрифирменную специализацию (внутрифирменное разделение труда). ОРТ всегда базируется на специализации (сосредоточенность на чем-либо). Специализация может быть предметной, подетальной, технологической, функциональной. ОРТ имеет отношение к рынку как его условие, потому что с этим связано следующее: ОРТ – 1. создает жесткую необходимость в обмене; 2. создает возможность в обмене, превращая его из эпизодического и случайного в постоянный обмен излишками, возникающими на базе б высокой производ-ти труда; 3. на базе ОРТ возникли зачатки частной собственности, т.е. способность самостоятельности, независимости от других.

2.- частная собственность. В эк, в обществе в целом, под собственностью понимается не отношение чел-ка к вещи, а отношения м\у людьми по поводу использования этих благ и возможности самостоятельно соизмерить издержки и выгоды. Без отношения к другим людям соб-ть нельзя выразить, она теряет всякий смысл. Это отношение может возникать по поводу не любых благ, а только эк, потому что нельзя установить отношения собственности на те блага, из потребления кот нельзя никого исключить. Отношения собственности носят исключающий характер. Собственником может быть только тот, кто имеет возможность самостоятельно соизмерять издержки и выгоды данного блага. Отношение собственности всегда освещается в обществе традициями, институтом права. Рональд Коуз – лауреат Ноб. Премии за «Теорию прав соб-ти». Утверждает, что собственность представляет собой «пучок прав»: 1. право пользования (извлечение полезного из данного блага); 2. Право владения (физич. Облад. Данным благом); 3. Право распоряжения (собственник решает вопрос «Кто будет управлять данным благом?»); 4. право на получение доходов от этого блага; 5. право суверена (право собственника, означающее, что делать с благом); 6. право на безопасность (данный объект собственности должен быть защищен от экспроприации); 7. право на бессрочное обладание данным благом; 8. право на наследство; 9. право на ответственность (данное благо может быть использовано в уплату долго); 10. право на остаточный характер (право на восстановление нарушенных полномочий собственника); 11. право-запрет на загрязнение окружающей среды. В итоге мы замечаем, что чем тоньше расписаны права собственника, тем больше гарантии, что этот объект собственности будет использоваться с большей выгодой (эффективностью). Частная собственность позволяет очертить границы риска и ответственности (есть с кого спросить). Только на базе частной собственности возможна конкуренция.

3.- Роль гос-ва. Роль гос-ва в эк традиционной и командной понятна. В рыночной эк, где действуют саморегулируемые рын мех-мы, роль гос-ва не очень понятна. Эк роль гос-ва в рын эк: 1. Конкурентная. Рын. Эк вызывает желание быть первым, неповторимым, в этом смысле она обязательно порождает монополизм. Поэтому гос-во призвано с одной стороны запрещать монополизм, с другой в эк вызывает рост цен, желание формировать искусственный дефицит. В этой связи гос-во призвано бороться с этими явлениями и их предупреждать. Рын эк всегда предполагает проведение антимонопольной практики. 2. Частные фирмы в рын эк производят частные блага, которые посылают сигналы индивидуального спроса, кот можно обязательно измерить, развесить, и потребность в кот-х можно узнать через механизм голосования денежных единиц. Эти частные блага никогда не приобретаются даром. Но есть в рын эк необходимость в другого рода благах – общественных. Производство и потребление отдельных эк благ сопровождается некоторыми эффектами – экстериарии или эффекты перелива. Внешние эффекты – те кот возникают в рыночной эк и кот перекладываются на третьих лиц- неучастников данной сделки, т.е. эти эффекты переливаются за границы данной сделки. Эти внешние эффекты могут быть положит. И отрицат. Пример положит внешних эффектов дают сфера образования, науки, культуры медицины. Пример отрицательных внешних эффектов дают все формы загрязнения окружающей среды в результате либо производства частных благ, либо потребление – эффект шума (территория аэропорта), запаха, хим загрязнений, курильщика, наркоманами. Гос-во должно стимулировать производство частных благ, сопровождаемых положит эффектами. В связи с этим сдерживает или ограничивает производство благ, сопровождаемых отрицат внешними эффектами, систмой финансирования очистных сооружений, системой штрафов, налогов. Рыночная эк практически на всех рынках (товарных, ресурсных) имеет ассимитричную информацию, т.е. информацию, кот дает эк субъектам, участникам сделки либо односторонние издержки, либо выгоды, если в этот процесс не будет вмешиваться го-во. Чтобы эта информация была прозрачной, гос-во вводит требования сертификации качества, лицензирования деятельности и аккредитацию учреждений, оказывающих услуги на рынках (Банки получают валютную лицензию на проведение валютных операций). Так же гос-во вводит систему дипломирования. На фондовых рынках гос-во предъявляет жесткие требования к элементам на предмет добротности этих бумаг. Во всех этих случаях гос-во выполняет функцию эффективности распределения ресурсов. Кроме этого гос-во призвано выполнить функцию стабилизации. Рыночная эк предполагает неравномерность развития отдельных фирм и отдельных отраслей. Однако если эта неравномерность становится всеобщей и затрагивает все рынки сразу, то появляются процессы, с кот рынок не может справиться своими механизмами регулирования. К таким процессам относится инфляция, безработица, эк спады. Здесь гос-во вынуждено проводить политику стабилизации. Еще одна функция – социальная. Рыночная эк предполагает дифференциацию доходов, она не обеспечивает тех, кто еще или уже не занят в рын эк. Гос-во с целью обеспечения обязательного жизненного стандарта и ликвидации чрезмерной дифференциации доходов проводит политику перераспределения доходов с помощью трансфертов и налогов. Трансферты – это однонаправленные выплаты, не сопровождающиеся встречным движением товаров и услуг (пенсии, стипендии, родительские переводы). Эк роль гос-ва не так безупречна, более того цена гос ошибки может быть значительно выше, чем на уровне отдельных фирм или хозяйств. Гос-во как эк субъект – опред институт с опред интересами, поэтому гос-е служащие заинтересованы в сокращении рабочих мест, стабильной зарплаты и поэтому склонны принимать как можно больше гос-х программ. Принятие решений на гс уровне идет на уровне голосования и выбор идет на основе большинства голосов, а большинство может ошибаться. Так же огромное влияние имеют лобби – группы, кот сознательно формируют мнение в пользу того или иного решения и склоняют других к этому мнению, также логроминг – торговля голосами. Это приводит к тому что такой механизм принятия решений в рын эк, на основе голосования денежной единицей. Отсюда следует справедливость тезиса монетаристов о том, что конкуренция должна быть везде, где возможно и гос вмешательство только там, где необходимо.

 

Механизм спроса. Понятие, закон спроса, факторы спроса.

 

Спрос – 1. платежеспособная потребность, из этого следует, что спрос – это б узкое понятие, чем потребность, т.к. эта потребность, обеспеченная доходом; 2. это то кол-во благ и услуг, которые покупатель может и готов приобретать в данное время, по данным ценам. Спрос – это функция множества переменных, но поскольку нельзя исследовать все сразу, то в начале проанализируем влияние на велечину спроса только цены. М\у ценой и величиной спроса существует обратная связь, которая в эк отражается формулой Q(d)=1\P. Эта связь фиксируется как закон спроса, кот формулируется следующим образом: чем ниже цена, тем больше покупок готов осуществить покупатель, и наоборот. Кривая спроса (КС) – вся совокупность точек, показывающие различные варианты покупок по различным ценам. Мы видим, что КС имеет отриц наклон, как следствие обратной связи м\у ценой и величиной спроса. Док-во того, почему кол-во товаров и услуг покупатель готов приобретать только при снижении цен или почему КС имеет отриц наклон: 1. Представители Австрийской школы ввели в эк-ку закон убывающей предельной полезности – чем больше благ данного вида имеет потребитель, тем он ниже оценивает полезность каждой последующей единицы блага. Для понимания закона ввели понятие полезности – наличие в данном благе определенных, объективных, функциональных качеств, субъективное отношение потребителя к этим свойствам. Блага могут обладать функциональными качествами, а для потребителя будут иметь нулевую полезность. Предельная полезность – полезность каждой последующей единицы блага. Поскольку полезность каждой последующей единицы блага убывает, и потребитель оценивает ее ниже, то практически получается, что за КС «скрывается» кривая убывающей предельной полезности. Совокупная полезность – полезность всех единиц данного блага. А. Смит задавался вопросом – почему такие блага, как хлеб и вода, нужные чел-у постоянно, ценятся так низко, а такие блага, как бриллианты, стоят так дорого – парадокс Смита. Понимание и разрешение этого парадокса возможно только с помощью закона убывающей предельной полезности. 2. Эффект дохода – когда цена снижается, у покупателя высвобождается доход, кот он может предъявить на большее кол-во эк благ, кроме того, к покупателям данного блага подключаются покупатели, для которых раньше цена была барьером. 3. Эффект замены – если у эк блага имеются субституты (заменители), то при снижении цены на один из этих заменителей потребитель переключает спрос на данное благо. Бывают ситуации, когда при снижении цены на 1 единицу величина спроса всегда меняется на одно и тоже число, тогда возникает линейная функция спроса, а выражение этой функции принимает следующий вид: Q(d)=a-b(P), а – спрос при нулевой цене, b – число, на кот меняется величина спроса. Помимо цены спрос зависит еще и от других факторов, которые получили название неценовых детерминантов. Среди неценовых детерминантов, кот смещают КС либо вправо-вверх, либо влево-вниз выступают: 1. изменение потребительских предпочтений под влиянием моды, возраста, соц статуса, образования, религии…; 2. изменение доходов покупателей. При увеличении – спрос возрастает при той же цене и наоборот; 3. Кол-во покупателей, их изменение, когда при той же цене покупать будут больше; 4. Фактор ожидания (изменение цен на рынке, собственных доходов). При ожидании повышения цен, пок-ль обнаруживает нефункциональный спрос (ажиотажный). Этот факт, когда пок-ль увеличивает покупки при повышении цен на первый взгляд отрицает закон спроса. П-ль действует в строгом соответствии с законом спроса, потому что сегодня цена ниже будущей цены на этот товар; 5. тип товаров (все товары и услуги делятся на товары-субституты, товары комплементарные – существуют в связи друг с другом); 6. кроме эк неценовых детерминантов спрос зависит от психологических факторов: эфф присоединения к большинству (эфф толпы), эфф сноба (быть не как все, выделиться), эфф Веблена (сущ опр категория пок-й, кот приобретают товар ради престижа, демонстрируя тем самым принадлежность к особой элитной группе). Нет нарушения ЗС, потому что пок-ли покупают не товар, а престиж. Вывод из мех-ма спроса и факторов: поскольку спрос – это платежеспособная потребность, то можно стимулировать спрос на рынке, культивируя опр потребности у потребителя. На потребителя можно действовать психологически и это обстоятельство развивает рекламу.

 

Предложение и факторы, его определяющие.

 

Предложение – точно также, как и спрос, кот необходимо сопоставлять с потребностями и не отождествлять с ними. Потому что не любое производство формирует рыночное предложение. Есть производство, не ориентированное на рынок изначально. Необходимо не только произвести, но и доставить до покупателей. Предложение – это тот объем тов и услуг, который производ-ь могут и желают довести до покупателя в данное время при данных ценах. Следуя методу абстракции, рассм связь м\у ценой и величиной предложения. Связь эта прямая, а не обратная. Q(s)=1*P. Эта прямая связь формулируется как закон предложения. Чем выше цена, тем больший объем тов и услуг может и готов предложить производитель.

1. В отличие от КС, КП носит не убывающий, а возрастающий хар-р. (КП имеет «+» наклон как отражение прямой связи м\у ценой и величиной предложения). Почему КП реагирует «+» на повышение цены? 1. цена для производ это стимул, кот позволяет получить б или м прибыли и поэтому б высокая цена позволяет не только покрыть издержки, но и получить прибыль; 2. поскольку при наращивании объемов приходится перебрасывать ресурсы, то это ведет к увеличению альтернативных издержек, поэтому произв-ль готов б предлагать, если эта цена покроет возрастающие альтернативные издержки.

2. КП – эта вся совокупность точек, каждая из кот отражает конкретную величину предлож-я при конкретной цене, поэтому нельзя говорить, что при цене 20, предл=3, ведь 3 – это величина спроса. Существует ситуация, когда м\у величиной предлож-я и ценой обнаруживается линейная зависимость, т.е. при изменении Р на 1 единицу А всегда меняется на одно и тоже число. Возникает математическая функция: Q(s)=A+b(P), A- величина предложения при нулевой Р, b- число, на кот меняется предложение при изменении Р на 1 единицу, Р – цена. Предложение явл функцией множества переменных. Влияние неценовых детерминантов на предложение, кот смещают КП либо вправо вниз, либо влево вверх: 1. цены на ресурсы; 2. Технологии, применяемые производителем, кот могут быть б или м совершенны и позволяют произвести б или м при данной цене; 3. кол-во производ-й данного товара или услуг; 4. налоги и дотации со стороны гос-ва. Рост налогов уменьшает предложение всегда, а рост дотаций увеличивает его при данных ценах; 5. Фактор времени. Предложение в отличие от спроса б консервативно. Например для спроса достаточно увелич дохода, а для того, чтобы увелич предлож необходимо время (поиск ресурсов, информации, координацию рес-в и само производство благ). Существует производство с четко выраженными технологическими перерывами (с\х). Различают мгновенный период предложения, краткосрочный и долгосрочный.

 

Равновесная цена [РЦ], (рыночная).

 

Цена – один из главных мех-ов рынка, кот управляет поведением продавцов и покупателей. РЦ – эта цена сбалансированного спроса и предложения. РЦ – это цена компромисса м\у продавцом и покупателем, при кот нет эк мотивов менять свое поведение. РЦ – эта Р, при которой продавцы могут и желают предложить опр кол-во товаров при данной Р, а пок-ли могут и желают это кол-во приобрести.

 

Механизм образования РЦ.

 

При возникновении излишков существует рынок покупателя, т.к. конкурируют продавцы за возможность сбыть этот излишек. Их конкуренция давит на Р вниз и она начинает падать, снижающиеся Р вызывают рост величины спроса и опред рассасывание излишков. При этом часть производ-й покидают отрасль, поскольку не могут возместить издержек, а оставшаяся часть пытается ввести инновации для сокращения издержек. В результате наступает баланс м\у спросом и предложением как 2мя сторонами рыночной конъюнктуры. Устанавливается рынок продавца, т.к. конкурируют покупатели за возможность приобрести дефицитный товар. Их конкуренция тянет цены вверх, а возрастающие цены снижают величину спроса и увеличивают величину предложения. Взаимодействие этого противоположного поведения продавцов и покупателей в т равновесия и устанавливается РЦ. Вывод: цена равновесия устанавливается через постоянные отклонения и возвращения к этому состоянию. И это основа для образования РЦ. Ее никто не диктует, устанавливается рынком. РЦ – демократичная Р, кот в процессе мех-ма установления выполняет важные эк функции: 1. Информационная (Р выступает в качестве сигнала о том, выгодно ли производить, извлекать ресурсы для покупателя, достаточен ли доход для покупки данного товара и соответствует ли Р полезности); 2. Стимулирующая (стимулирует производителей к нововведениям, а пок-й к получению дохода); 3. Распределительная (по иному распределила ресурсы в эк. Изъяла ресурсы из отраслей, не пользующихся спросом и направила их в др отрасли. Кроме этого распределила доходы производителей и даже вызвала банкротство некот предприятий); 4. Санирующая (очищение пр-ва от неэфф пр-й); 5. Рационирование (произв-и б экономно расходуют ресурсы, а потребители экономно используют блага); 6. Координационная (взаимосвязь разных отраслей (возрос спрос на ЭВМ, но пошли сигналы спроса производ-ям метеллов, пластмассы, электроники). Нельзя думать, что РЦ устанавливается навсегда, поскольку достаточно измениться какому-либо фактору (спроса), и цена будет другой. Нельзя думать, что РЦ устраивает на рынке всех продавцов и покупателей. В процессе установления РЦ возникают излишки (покупателей и продавцов). Потребительские излишки – разница м\у той ценой, на кот рассчитывал покупатель и той Р, по которой он данный товар купил. Излишки продавцов – разница м\у той Р, по кот он готов был продавать и той Р, по кот он продал. Производители разные и издержки у них разные на единицу товара, у них разный взгляд на выгодность продажи данного товара. Возникают ситуации, когда гос-во вынуждено вмешиваться в процесс рыночного ценообразования и устанавливать на рынке либо Р пола, либо Р потолка (либо и то, и другое). Цены пола – цены, ниже которых они быть не могут, защищают производителей. Цены потолка – цены, выше кот они быть не могут. Цены потолка назначают на необходимые товары (лекарства). Если возникает дефицит, то гос-во должно распределять этот товар, либо вынуждено дотировать производителей данного товара с тем, чтобы им было выгодно производить данный товар. Дотации – источник дохода гос-ва; источник дотаций – налог с граждан. Но несмотря на усилия гос-ва, следствием данной ситуации явл черный рынок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эк выбор в различных эк системах | Значение теории эластичности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.