Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9. Тема: Гарантии местного самоуправления.




Тема: Гарантии местного самоуправления.

 

1. Гарантии местного самоуправления.

 

Гарантии в буквальном смысле – это условия, обстоятельства, обеспечивающие что-то. Гарантии местного самоуправления – это те условия, которые позволяют обеспечить права местного самоуправления.

Под гарантиями местного самоуправления принято понимать

1) общие гарантии

2) специальные гарантии.

 

К общим гарантиям местного самоуправления относится достигнутый уровень развития страны, т.е. экономические, политические, социальные, духовные отношения, которые сложились в обществе.

а) К экономическим гарантиям относится существующая экономическая система российского общества, основа которой получила своё конституционное закрепление. А именно: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности, в том числе муниципальной собственности, а также закрепление в этой собственности земли и других природных ресурсов.

К этому виду гарантий относится также законодательное закрепление на федеральном уровне экономической и финансовой основ местного самоуправления, о чём говорилось в лекции №4.

 

б) Политические гарантии связаны с:

- демократической,

- правовой,

- социальной сущностью российского государства;

- с демократическим характером политического режима;

- со степенью децентрализации власти;

- самостоятельностью и организационной обособленностью органов местного самоуправления, их невхождением в систему органов государственной власти.

 

в) К духовным гарантиям следует отнести существующую в стране систему культурных и идеологических ценностей, общий уровень общественного сознания и, в частности, правосознания, сложившиеся в обществе исторические, национальные, местные традиции и обычаи.

 

Под специальными гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие нормальное строительство и функционирование местного самоуправления. Они устанавливаются в конституциях, законах, других нормативных актах на федеральном и региональном уровнях, а также в нормативных актах местного самоуправления. Правовые гарантии направлены на закрепление, обеспечение и защиту прав местного самоуправления, его самостоятельности и эффективности.

 

В числе гарантий местного самоуправления Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» называют следующие:

1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления. Речь идёт обо всех правах местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В заключительных и переходных положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.62) содержится поручение Правительству РФ разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предложено принять законы, обеспечивающие права граждан на осуществление местного самоуправления.

2. Обязательность решений, принятых путём прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Суть этой гарантии раскрывается в ст. 44 Федерального закона. Речь идёт о том, что решения, принятые путём прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путём прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечёт ответственность в соответствии с законами.

3. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие обращения, в соответствии со ст. 45 Федерального закона, подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. В этой же статье закрепляется положения о том, что представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.

4. Судебная защита местного самоуправления. Она занимает особое местно в системе правовых гарантий. Право на судебную защиту получило своё закрепление в международно-правовых актах. Органы местного самоуправления, говорится в ст.11 Европейской Хартии местного самоуправления, должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закреплённых конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

В российском законодательстве судебная защита местного самоуправления трактуется более широко. Она гарантируется не только для органов местного самоуправления, но и для граждан, проживающих на территории муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления. Все они, согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», вправе предъявлять иск в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений (ст.46).

Порядок предъявления и рассмотрения искового заявления регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. В соответствии с ним к актам органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления, могут быть отнесены коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:

1. нарушены права гражданина на местное самоуправление;

2. гражданин лишён возможности полностью или частично осуществлять свои права на местное самоуправление, предоставленные ему законом или нормативным актом;

3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

 

В суде могут быть обжалованы любые акты как нормативного, так и индивидуального характера. Причём закон устанавливает альтернативный порядок обжалования: гражданин может обратиться как в суд общей юрисдикции, арбитражный суд, так и к вышестоящему в порядке подчинённости органу, должностному лицу. Если гражданин обращается в судебные органы, он вправе выбрать как суд по месту жительства, так и по месту расположения органа или должностного лица, нарушившего его права. Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его уполномоченным представителем.

5. В числе гарантий местного самоуправления ст. 133 Конституции РФ закрепляет право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии со ст.38 ФЗ компенсация таких расходов производится органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

6. Федеральное законодательство, как об этом говорилось в лекции 5, предусматривает дополнительные гарантии депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Напомним некоторые из них:

1. создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий;

2. защита прав, чести и достоинства;

3. определение полномочий на срок не меньше двух лет; установленный срок полномочий не может быть изменён в течение следующего срока полномочий;

4. законодательное закрепление статуса депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и ограничений, связанных со статусом этих лиц, только на основании Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ;

5. депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ;

6. обеспечение социальных гарантий, связанных с пребыванием на этих должностях.

 

В региональном законодательстве правовые гарантии местного самоуправления получают своё развитие и конкретизацию. В ряде субъектов Российской Федерации приняты, например, законы об обращениях граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления; о порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления.

 

7. Одним из основных направлений государственной политики в области развития местного самоуправления, утверждённой Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., является обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, что предполагает:

1. защиту прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами;

2. защиту муниципальной собственности;

3. обеспечение минимальных местных бюджетов путём закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учётом специфики муниципальных образований;

4. обеспечение стабильной нормативной правовой базы экономической деятельности муниципальных образований;

5. обеспечение самостоятельной деятельности органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

6. обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту;

7. обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

8. обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются;

9. формирование муниципального права как комплексной отрасли права, выработка стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления;

10. проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления;

11. разработку современных муниципальных управленческих технологий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.