Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Понятие и элементы мирового хозяйства

Во многих источниках термины «мировая экономика», «мировое хозяйство» рассматриваются как равнозначные. В рамках изучаемого нами курса мы будем поступать также, и, объединяя эти два понятия, под мировой экономикой будем понимать многоуровневую, глобальную систему хозяйствования, объединяющую национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Мировое хозяйство представляет собой совокупность субъектов мировой экономики и международных экономических отношений, которые их связывают в единую целостную систему. Таким образом, мировое хозяйство – это механизм организации мировой экономики.

 

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению понятия "мировое хозяйство". Важнейшими из них являются:

1) мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда. Такое определение основано на представлении о мировом хозяйстве как сумме национальных экономик;

2) мировое хозяйство – мировая система производственных и финансовых отношений. В таком подходе нашли отражение основные составные части мирового хозяйства – сфера реального производства и сфера обращения;

3) мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов. В данной трактовке мировое хозяйство представляет собой единое экономическое пространство (мегаэкономику), в котором субъектами хозяйственных отношений выступают: национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.

 

Рассмотрим составляющие элементы мирового хозяйства:

I. Субъекты мировой экономики – это хозяйствующие агенты, обладающие определёнными правами и обязанностями, и способные по своим материальным, правовым, организационным возможностям принимать участие в мировой экономической жизни.

Таким образом, субъектом мировой экономики становится тот, кто вступает в различного рода международные экономические отношения. Субъектом мировой экономики может быть, например, турист, выезжающий в другую страну и приносящий ей в связи с этим определённый доход.

Непосредственных субъектов мировой экономики можно разделить на три уровня в зависимости от тех функций и задач, которые они выполняют:

1) Уровень субъектов хозяйственной деятельности, то есть различных фирм, организаций и частных лиц – микроуровень.

2) Государственный уровень (макроуровень, национальный уровень), то есть уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне путём принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности, то есть определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере и т.п. На этом уровне формируется внешнеэкономическая политика государства.

3) Межгосударственный уровень (мегауровень, интернациональный уровень, наднациональный уровень) – уровень действия различных межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами-членами этих организаций. Например, Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирная Торговая Организация (ВТО) – межгосударственные организации; комиссия Европейского Союза, Суд ЕС – надгосударственные органы.

В рамках курса будем рассматривать, и анализировать деятельность лишь крупных субъектов мировой экономики, поскольку их деятельность благодаря её крупным масштабам может быть легко проанализирована и оценена. Главными из них являются следующие субъекты:

1) национальные экономики или экономики отдельных стран и территорий (Россия, США, Япония, Франция и проч.).

2) транснациональные корпорации, ТНК (Кока-Кола, Нестле, Мак-Дональдс, Норильский никель и проч.);

3) интеграционные объединения (Европейский Союз - ЕС, Содружество Независимых Государств - СНГ, Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество - АТЭС и проч.);

4) международные организации (Организация Объединённых Наций - ООН, Международный Валютный Фонд - МВФ, Парижский Клуб Кредиторов - ПКК, Всемирный Банк и проч.).

II. Международные экономические отношения (МЭО) представляют собой мирохозяйственные связи, в которые вступают различные субъекты мировой экономики с целью исполнения своей деятельности.

Международные экономические отношения можно классифицировать по основным формам:

1) мировая торговля товарами и услугами;

2) международное перемещение капитала;

3) международная миграция рабочей силы;

4) международная торговля знаниями (передача технологий, ноу-хау);

5) международные валютно-финансовые отношения.

 

Государство - основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.

Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.

Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства.

- Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80—90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах - 6 % их совокупного ВВП.

• Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).

• Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60%. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.

В общегосударственное потребление входят также расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.

Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.

• Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.

• Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.

• Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.

• Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.

В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.

Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международный коммерческий арбитраж за рубежом | Вопрос. Этапы развития мирового хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.