Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 10 страница

Понятие харизмы ввел М.Вебер. Он анализировал основные типы политического господства и наряду с харизматическим способом господства выделил традиционный и рациональный. Харизматический тип политика встречается обычно там, где власть обожествлена. Это характерно для стран, где власть и религия сливаются. Например, в древности такую форму можно найти в Египте, в ХХ в. – в царской России.

Часто харизматические отношения возникают в обществе переходного типа. Всякие реформы и революции всегда связаны с деятельностью инициаторов – пассионариев, людей, которые осознают актуальнocть противоречий в обществе, ставят цели по их разрешению и добиваются их реализации. Для воплощения политических идей необходимы сторонники для организации преобразований. Как правило, они рискуют своей головой, участвуя в оппозиционной борьбе. Лидер обязан их убедить в правоте дела и повести за собой.

Поскольку преобразование в обществе всегда преследует цель - улучшить социальное бытие, в лидера верят люди. Харизматических лидеров еще и любят, в них видят великих деятелей или святых. Подобные отношения характерны для “слаборазвитых” стран, где способ жизни “догоняющий” и невозможен без самопожертвования, которое легче всего вызывается харизматическими лидерами.

Странам с харизматическими отношениями характерна низкая политическая культура. Они близки к культу личности вождя. В России харизмой обладали Петр I, Ленин, Сталин.

Харизматический вождь есть некто, чье господство над другими основывается на их вере в его необыкновенность, магические свойства. Он призван выполнять необыкновенную, только ему предназначенную миссию и, во имя этого, имеет право на послушание подданных.

Рационально-правовая, демократическая легитимность власти - это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сфера ее действия зависят от установленных людьми позитивных прав. В основе легального господства лежит принцип правового рационализма.

Господствующий класс - большая группа людей, которая олицетворяет основную материальную силу общества. Господство может быть экономическим, политическим, идеологическим.

Экономическое господство - владение, распоряжение, использование средствами производства и продуктами труда. Политическое господство - владение рычагами политической власти. Идеологическое господство - выработка общетеоретических, методологических основ деятельности государства.

Конкретная комбинация этих элементов зависит от конкретной исторической обстановки. Историками и политологами замечено, что исторически восходящий (прогрессивный) класс обычно преобладает в экономической и идеологической областях, а нисходящий - в политической. Однако действительное господство класса начинается тогда, когда в его руках сосредоточиваются и экономические, и политические, и идеологические механизмы.

Экономическое господство проявляется в верховном контроле над средствами труда, процессом труда, продуктом труда.

Политическое проявляется в государственных гарантиях верховного экономического контроля над средствами труда, процессами и результатами труда.

Идеологическое господство проявляется в обосновании этого верховного контроля. Цель идеологического господства - сделать существующие отношения оправданными, желаемыми, справедливыми. Говоря о господствующем классе, следует иметь в виду, что в различные моменты общественного развития внутри этого класса могут доминировать те или иные группы, так называемые правящие группы. Как известно, весь класс сразу не может находиться у власти и управлять обществом. Поэтому он формирует немногочисленную группу, которая разрабатывает государственные решения, руководит обществом. Чаще всего эти группы называются правящей элитой, господствующим слоем, правящими кругами.

Термин "элита" происходит от латинского eligere и французского е1itе - лучший, отборный, избранный. Политическая элита - это часть класса или социального слоя, которые наиболее активно и влиятельно определяют способы и условия реализации интересов этой общественной группы как целого. При благоприятном соотношении сил внутри группы элита может иметь максимальное, либо монопольное влияние, присвоить себе право самостоятельно выступать от имени всего класса или слоя. Такая ситуация возможна потому, что элита включает наиболее влиятельные круги (класса, слоя), кадры, управляющие политической идеологией.

Существование элиты обусловлено действием факторов:

-психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желаниями участвовать в политике;

-законом разделения труда, требующего профессионального занятия в области управленческого труда;

-высокой общественной значимостью управленческого труда и его стимулированием;

-широкими возможностями использоватьуправленческую деятельность для получения привилегий;

-практической невозможностью осуществлять всеобъемлющий контроль за политическим руководителем;

-политической пассивностью широких масс населения, интересы которой лежат вне политики.

Элиту различают в зависимости от разных исторических этапов, а также они различны в разных странах.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные (так называемая аристократия), ценностные (лица, занимающие влиятельные государственные позиции), властные (непосредственные обладатели власти), функциональные (профессионалы-управленцы).

Среди элит различают правящую, оппозиционную, открытую, закрытую. Правящая элита непосредственно обладает государственной властью. Оппозиционная (контрэлита) - стремится к власти. Открытые элиты допускают приход новых членов, осуществляют саморегуляцию своего сообщества. Закрытые - регулируют мобильность своих членов посредством специальных органов. Принципом формирования открытых элит служит экономический вес, политический статус, известность. Закрытых - преданность системе или вождю (так называемое дворянство). В открытой элите доминирует высокий профессионализм. В закрытой - исполнительность.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства (на 1 млн. населения 50 человек в западной демократии). К средней элите относят 5% населения, выделяющихся по 3 признакам - доходу, профессионализму, образованию. Лица, обладающие высшим показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

К политической элите примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, обладающая большим влиянием на политику.

В СССР, например, существовала номенклатурная система отбора политической элиты.

3.8. Политическое лидерство. Лидерство - предмет изучения многих наук. Так, например, психология изучает особенности личности лидера. Социология рассматривает лидера с точки зрения социальной структуры. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей. Политология рассматривает лидерство как один из важнейших механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов в сфере политики. Сущность политического лидерства составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово "лидер" в переводе с английского (" leader ") означает "ведущий", "руководящий".

Лидерство, как социальное явление внутренне присуще природе человека, всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей. Значительный вклад в исследование политического лидерства внесли Макиавелли, Томас Карлейль (1795 - 1881), Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882).

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 - 1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. “Цель человечества, - писал Ницше, - лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом и ни в чем ином состоит его задача” (Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. М.1990, с. 286). Сверхчеловек не ограничен нормами морали, его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904). Он пытался доказать, что основной закон социальной жизни - подражание лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

Марксизм ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает сознательным выразителем воли класса. Они предупреждали рабочих обезопасить себя от собственных чиновников. Ленин и особенно Сталин упростили представления о соотношении масс и политического лидера. "Массы, - писал В.И. Ленин, - делятся на классы... классами руководят обычно... политические партии...” которые, по словам Ленина, “...управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лицами, называемыми вождями” (В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.41, с.24). Отрицание исторической роли лидеров свойственно и немарксистским исследователям. Так, например, Б.Мацлих утверждает, что лидеры не имеют никакого значения. Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на ценности и цели, определяют средства достижения цели, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институтов.

Большинство современных исследователей лидерства полагают, что не следует недооценивать автономию и активность политических лидеров, их воздействия на общество.

В современной науке лидерство характеризуется не однозначно. Выделяются следующие подходы к его трактовке:

1. Лидерство - это власть, направленная сверху вниз. Ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, руководящая должность, связанная с принятием решений. Такая трактовка вытекает из структурно-функционального подхода, рассматривающего общество как сложную, иерархически организованную систему социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

3. Лидерство - это влияние на других людей. Это влияние должно иметь 4 особенности:

-быть постоянным;

-руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество);

-политического лидера отличает явный приоритет во влиянии;

-влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства;

4. Лидерство - это особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", а также в рекламировании этого товара как общего блага.

5. Лидер - это символ общности и образец политического поведения. Он выдвигается снизу, стихийно по преимуществу. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений “господства подчинения”.(Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: “Кто играет короля?”//Полис, 1991, №6, с.138).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему. В малых группах, основанных на непосредственных контактах членов, выделение лидера может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности. В крупных объединениях институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций обязательны. Институциализация отражается в понятии формального лидера. В противоположность неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). В политике формальный аспект - ведущий.

Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

В структуре лидерства обычно выделяют 3 главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшая из них - теория черт. Она основывается на выявлении качеств, присущих идеальным лидерам - героям. В настоящее время эта теория ставится под сомнение. Не всегда нужны выдающиеся качества. Они порой даже мешают. Набор этих качеств меняется в зависимости от исторических ситуаций, географического расположения государства и т.п.

Вторая волна теории черт - факторно-аналитическая. Эта теория вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате вырабатывается стиль поведения лидера, который зависит от определенных социальных условий.

Следующая теория, объясняющая феномен лидерства – ситуационная. Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер - функция определенной ситуации. Лидерские качества относительны. Один человек может проявить себя на митинге, другой - в индивидуальной работе, третий - в межличностном общении и т.п. Она (теория) не отрицает важности индивидуальных качеств личности.

Теория конституентов уточняет, развивает ситуационную концепцию. Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. В круг конституентов включают политических активистов, приверженцев (последователей лидера), избирателей, тех, кто взаимодействует с ним, оказывает влияние. Взаимодействие лидера и его конституентов -обоюднонаправленное. Лидеры могут менять своюсоциальную опору.

Психологические концепции. В их основе лежит психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняют субъективно-компенсаторные функции, позволяют преодолеть чувство неполноценности.

Вклад в развитие психоанализа внесли Эрих Фромм, Теодор Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенной к авторитаризму. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих неврозы. Человек убегает от этого в сферу господства. Это спасение для авторитарной личности. Такой тип поведения в психологическом смысле - проявление не силы, а слабости.

Все эти интерпретации лидерства позволяют увидеть разнообразные стороны лидерства, но не дают полной картины. Попытку решить задачу, осуществить комплексное исследование лидерства предлагает интерактивный анализ. Он учитывает следующие главные моменты лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов.

И все же создать единую универсальную концепцию лидерства невозможно.

А сейчас поговорим об эволюции политического лидерства. На практике она

проходит несколько этапов:

возникновение общественных движений и выделение их лидеров.

образование партий, выработка их программ и организационных принципов.

формирование иерархии партийно-политического руководства.

борьба за власть, приход партий к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.

Каковы признаки политического лидера? Это:

- наличие собственной политической программы;

- необходимость бороться за осуществление программы. Отсюда такие личные качества как воля, целеустремленность, настойчивость;

- умение завоевывать массы, популярность;

- время и возможности, чтобы доказать свое лидерство;

- сохранение своего политического лица независимо от наличия официального поста или потери его.

Какие же существуют подходы к классификации лидерства?

Известна классификация, определяющим фактором которой является авторитет лиц, осуществляющих власть (по М. Веберу). Согласно этой классификации, выделяют:

- традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (сын монарха сам становится монархом). Такой тип лидерства характерен для доиндустриального (докапиталистического) общества;

- бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность" В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Личные качества здесь вторичны, главное - целостность системы. Этот тип лидерства характерен для "индустриального" общества;

- харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные особенности вождя, культе его личности.

Различия между типами в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены к решению повседневных задач. Харизматическое возникает на крутых поворотах истории. Очевидно, что страны Восточной Европы и СНГ в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидерства. Кризисные явления создают в большинстве стран острую, неустойчивую обстановку. И как это уже не раз бывало в истории, она порождает в политическом сознании надежды на некое “чудо”, способное разом решить все проблемы. В этих условиях знания начинает заменять вера.

Существуют и другие попытки классификации лидерства. Так, политологи А. Танненбаум, Б. Бэсс и др. выделяют 3 разновидности лидерства, в основе которых лежит тип проявления: авторитарный, демократический, невмешивающийся.

Авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет и формирует цели, группы и способы их достижения. В таком случае связи между членами группы сведены к минимуму и проходят через него или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - "железная требовательность", угроза наказания, чувство страха. Психологический климат в группе характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и последователями, которые превращаются в пассивных исполнителей воли лидера.

Демократичекий стиль лидерства. Все мероприятия в коллективе облекаются в форму предложений. Товарищеская похвала и порицание делаются в форме демократических советов. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении, они инициируют каждого. Информация не монополизируется лидером.

Невмешивающийся стиль - отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Лидер старается уйти от решения проблем, ответственности, перекидывая ее на подчиненных. Избегает конфликтов. Подобный стиль лидерства получил распространение в нашей стране, особенно в период 70-80 гг.

Американский политолог Р. Такер дает типологию лидерства с точки зрения механизма власти. Он выделяет:

Лидера-реформатора, который верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому призывает их изменить свое поведение (Н.С. Хрущев, Ф.Рузвельт).

Лидер-консерватор не желает изменений, противодействует им, обладает независимо от личных качеств сильными союзниками, поддерживающими его (Л.И. Брежнев).

Существует деление лидеров на обычных("реальных") и великих (как великих "героев", так и великих"злодеев"). Первые не оставляют заметного личного следа в истории. Вторые пытаются осуществить в политике перемены.

В политологии выделяются также собирательные образы лидера: знаменосца, служителя, торговца, пожарного. Лидеры могут быть: правящие и оппозиционеры; крупные и мелкие; пролетарские, буржуазные и т.п.

Существование развернутой системы политических лидеров - необходимая предпосылка демократии и одно из ее конкретных проявлений. Проблема политического лидерства возникает лишь при наличии политических свобод. Ее непременным условием является политический плюрализм: многопартийность, фракционная деятельность внутри парламентов и партий, когда идет непрерывное политическое и интеллектуальное состязание людей в политической жизни общества. Главное, чтобы оно осуществлялось в рамках закона и носило конструктивный характер.

Сегодня в Республике Беларусь складывается поистине уникальная ситуация. С одной стороны, продолжают существовать партийно-государственные руководители, не обладающие качествами политических лидеров. Часть из них была выдвинута еще в застойные годы, часть позднее, но по старой схеме. Сосредоточив в своих руках власть, эти люди в большинстве случаев не пользуются политическим авторитетом, не воспринимаются в качестве лидеров. С другой стороны, процессы обновления в государственном руководстве выделяют из его среды на всех уровнях деятелей, обладающих лидерскими качествами.

Таким образом, лидерство связано со стремлением к власти. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы.

 

Вопросы и задания

 

1. Группы субъектов политики.

2. Личность как субъект политики.

3. Социальные общности в политике.

4. Субъекты политики и политические интересы.

5. Политические отношения, их сущность.

6. Какие существуют формы и способы осуществления политических действий?

7. В чем смысл понятия “политическая элита”?

8. Почему общество не может обходиться без элиты?

9. В чем корни современного политического неравенства?

10. Каковы причины появления института лидерства?

11. Почему лидерство может перерастать в культ личности?

12. Типология лидерства.

13. Какими качествами должен обладать современный лидер?

 


Раздел IV Политическая власть и ее носители

 

Центральная проблема политики и политологии - проблема власти. Понятие “власть” относится к числу основополагающих понятий политической теории. Оно дает ключ к пониманию всей политической жизни общества.

Понятие власти вообще и понятие политической власти в частности трактуется по-разному. В повседневной жизни мы говорим о власти отца над детьми, о власти природы над человеком, о власти государства над гражданами. Словом “власть” в обыденной речи мы определяем и общественные отношения (Иван имеет власть над Петром) и учреждение (власть в городе представляет такое-то учреждение).

На протяжении многих веков люди старались объяснить и понять феномен власти. Выдающиеся мыслители древности, средних веков и наши современники пытались постичь природу власти, ее общественное назначение, механизм функционирования, найти наилучшие варианты устройства обоснования, эмпирические исследования различных поколений мыслителей и ученых актуальны и сегодня, на их плечах стоит современная политическая наука.

На всех этих этапах развития политической мысли исследование проблемы политической власти вскрывало ее многомерность и даже загадочность. Без знания сущности власти невозможно и сегодня самостоятельно разобраться в хитросплетениях политической жизни, уметь проанализировать самостоятельно состояние и перспективы политической власти, в том числе в Республике Беларусь.

Каковы же источники и природа власти? Попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев ряд положений. Следует прежде всего отметить естественное происхождение власти, ее естественное развитие по мере развития человеческой цивилизации.

В чем же заключается естественный характер власти?

1. Естество власти в том, что она возникает как потребность общества в саморегуляции, в сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общности людей. Это характерно для всех типов цивилизаций.

2. Естественно-исторический характер власти проявляется так же в ее преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться по династиям, режимам; может отниматься оппозиционными силами, толпой; может кардинально преобразовываться. Но любая сила, приводящая к власти, не может строить сугубо “свою” власть - она вынуждена считаться со свергнутой, с теми накоплениями властных отношений, которые есть в стране (в том числе многовековыми, современными политическими традициями, политическим сознанием народа, политической культурой). Преемственность заключается в том, что страны активно заимствуют друг у друга опыт в области создания правового государства, развития институтов парламентаризма, разделения властей, формирования гражданского общества.

3. Следует учитывать и конкретно-историческую естественность власти, что прослеживается через призму многомерности, вариативности ее конструирования и развития. Особенно это заметно в таких многонациональных образованиях, как СНГ.

4.1. Понятие власти. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне проявления власти. Можно выделить следующие трактовки власти.

Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей (Власть: Очерки современной политической философии Запада. М. 1989, с.136). Эта трактовка довольно широка Она распространяется не только на отношения между людьми, но и на их взаимодействие с окружающим миром (власть над природой).

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход сводит власть к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни. В то же время власть - это самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания поведения реальных индивидов пытаются раскрыть субъективную мотивацию. Одно из направлений - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление подавленного либидо (З. Фрейд) или психологическую энергию (Карл Юнг).

Системная трактовка. Если бихевиористское и психологическое направления идут в понимании власти снизу вверх (от индивидов к обществу), то системный метод исходит из производности власти от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение принятых обязательств.

Структурно-функциональные интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

Реляционистские (от французского - отношение) определение рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс.

Политическая власть выполняет определенные функции:

господство - подчинение одних групп, классов другим;

руководство - определение и закономерное закрепление стратегии развития общества в соответствии с интересами господствующего класса;

управление - проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

контроль - обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

Отношения власти многообразны по своему осуществлению и проявлению в обществе.

По методу осуществления власть различают господство, насилие, принуждение, убеждение.

По режиму правления различают тоталитарную, диктаторскую, авторитарную, либерально-демократическую, демократическую власть.

Можно свести их к авторитарной и демократической, ибо тоталитарная и диктаторская есть высшая форма авторитарной власти.

Необходимо разграничить понятия “политическая” и “государственная” власть.

Государственная власть - это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Это самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. В условиях первобытного строя (на его последнем этапе) существовала политическая власть (суды, советы старейшин и т. д.), но не было обособленного аппарата осуществления власти. А значит, и не было государства. Возникновение государства стало результатом появления частной собственности, экономических привилегий, что потребовало создания специального аппарата принуждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 9 страница | Политика как социальное явление 11 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.