Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 11 страница




Власть в значительной степени означает осуществление своей воли по отношению к другим. То есть это способность различных социальных общностей или отдельной личности навязать, предъявить, проводить свою волю посредством политики и правовых норм. При этом следует учитывать, что волепредъявление может осуществляться в разных формах и методах: насилие, принуждение, достижение компромисса. Различны и цели воленавязывания и, соответственно, достижения политического господства.

Опыт мировой политики свидетельствует, что ошибочно сводить власть только к насилию и принуждению. Это сужает общественное назначение власти и чревато возведением в абсолют принципа насилия. Кроме того, неправомерно рассматривать власть только через призму категорий “господство” и “воля”. Можно не обладать официальной властью, но в той или иной степени влиять на нее, оказывать воздействие на корректировку политики власти имущих. Более того, оппозиционные силы иногда обладают неформальным влиянием такой силы, что их влияние в обществе может оказаться не меньшим, чем влияние официальных властных структур. Так возникает двоевластие, так возникает политический кризис, так создается основа для смены власти.

Но на политическую власть влияют не только организованные, оппозиционные и иные противодействующие силы. Власть постоянно находится под влиянием различных социальных общностей и их интересов. На власть воздействует общественное мнение, традиции, изменения в геополитической ситуации, демографические факторы и т.д. Таким образом, сущность власти не может быть понята без учета категорий влияния, которые во многом отражают обратную связь власти и социума. В современных обществах между политической властью и социумом складываются отношения которые можно обозначить понятием “взаимозависимость”. В обществе с развитой демократией взаимозависимость начинает перерастать в равнозависимость.

На этом фоне становится очевидной несостоятельность отдельных лидеров, политических партий и сил, понимающих и толкующих назначение власти в отрыве от ее сущности, что может приводить к самым различным результатам для общества.

Итак, мы подошли к вопросу: А зачем нужна власть? Каково ее социальное назначение?

Исходя из вышеизложенного, к наиболее важным, общественно значимым задачам политической властиможно отнести следующее:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижения общественного консенсуса (согласия);

- учет взаимозависимых властных и иных отношений в обществе;

- насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества, во имя социально значимых целей.

Сущность и особенности функционирования политической власти не могут быть поняты без уяснения роли субъектов политической власти. К субъектам политической власти относятся:

Социальные общности (народ, нации, этнос, классы, социальные группы и слои). Все они постоянно опосредованно влияют на власть. В периоды радикальных политических событий безвластие, межвластие, анархии они общности могут на короткое временя брать политическую власть непосредственно в свои руки (бунт, восстание, революция, гражданское неповиновение, создание временных органов власти “снизу” и т.п.).

Государство.

Политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные партии - опосредованное. Однако оппозиционные партии могут оказывать значительное давление на правящие партии и тем самым вынуждать их корректировать свою политику. В некоторых странах значимость влиятельных оппозиционных партий фиксируется в правовом порядке (к примеру, право наиболее влиятельной оппозиционной силе создавать в парламенте свой “теневой кабинет”). В Беларуси о степени влияния (особенно психологического) оппозиционных сил можно судить на примере БНФ.

Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты существуют в любом обществе. Они оказывают существенное влияние (а иногда и определяющее) на функционирование власти. Бюрократия не менее существенна, чем элита. Лоббисты представляют и “проталкивают” интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально и его деятельность регулируется правовыми нормами.

Групповое и индивидуальное лидерство.

Личная власть.

Отдельные личности (граждане) в рамках легитимизированных процессов (выборы, референдумы, и т.д.)

Толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса власти, когда отсутствует какая-либо организованная политическая сила. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается охлократия.

Субъекты политической власти в той или иной мере выступают как компоненты всей политической власти. От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Объект власти. Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если нет подчинения, то нет и власти. Границы отношения объекта к субъекту властвования расположены от сопротивления (уничтожения) до добровольного и радостного повиновения.

Важнейшей социальной причиной подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле слова ресурсы власти - все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. При такой трактовке утрачивается их специфика.

Для изучения власти предпочтение отдается узкой трактовке - все средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать ресурсы в устойчивое влияние.

Существует несколько классификаций ресурсов. Они делятся на утилитарные, принудительные, нормативные.

Утилитарные - материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные - меры административного наказания.

Нормативные - средства воздействия на внутренний мир, нормы поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей.

Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизни: экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Использование ресурсов власти делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами, механизмами властвования. Существует два главных способа властвования. Первый заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности.

Наиболее содержательна классификация власти в соответствии с ресурсами. Она делится на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть - контроль за экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности. Предполагает распределение материальных благ.

Социальная власть - предполагает распределение позиций на социальной лестнице статусов, должностей и т.д.

Культурно-информационная - власть с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Осуществляется через институты социализации (школы и т.д.), СМИ.

Принудительная - опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения физической силы.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

-легальностью использования силы в пределах государства;

-верховенством, обязательностью решений за всех;

-публичностью;

-моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;

-многообразием ресурсов;

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Во взаимодействии политических властей имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он заключается в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступ к знаниям и информационному влиянию.

Слияние политической, экономической, социальной и духовной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарном государстве. Демократический строй предполагает разделение как самих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров; в политике - разделение властей между государством, партиями, а также в самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в духовной сфере - плюрализм СМИ и других источников знания.

Политическая власть динамична. Ее технология включает 3 этапа:

1-й этап представления (выдвижения) политических интересов. Граждане заявляют перед лицом власти о своих интересах, проблемах. Власть их накапливает.

2-й этап - принятие решений. Власть выделяет наиболее значимые проблемы, рассматривает альтернативы решений. Имеется два основных способа принятия. Первый - рационально- универсальный. Власть принимает решение идеальное. Однако в реальной практике приходится считаться с условиями осуществления решения. Здесь приходится Второй способ принятия решения - способ последовательных ограничений. В этом случае власть осуществляет осторожные, часто взаимоисключающие действия, оглядываясь на особенности текущего момента. Она идет к решению поставленных задач путем проб и ошибок и часто достигает цели.

3-й этап - реализация политической воли. Решение спускается сверху вниз. Власть использует различные методы.

Далее все этапы повторяются вновь.

Описывая технологию осуществления власти, мы не обращали внимания на направленность принимаемых ею решений. А ведь от этого зависит судьба самой власти. В данном случае политологи говорят о режиме протекания политического процесса. Выделяют 3 режима: режим функционирования, режим развития, режим упадка.

1-й режим. Власть, существующая в режиме функционирования не меняет устоявшиеся в обществе связи, взаимоотношения граждан с политическими институтами. Власть уважает традицию.

2-й режим. Политический процесс, протекающий в режиме развития замечает изменения, происходящие в жизни общества и оперативно реагирует на них. Власть не боится реформ.

3-й режим. Режим упадка. Принимаются решения, которые идут в разрез с требованиями времени. Власть не замечает проблем, решает их не теми способами. Общество теряет свою целостность, вступает в полосу кризиса и заходит в тупик.

Разумеется, что не всякая власть желает быть эффективной. Если бы она могла выбирать, то она выбрала бы такой режим.

Но в реальной жизни характер политического процесса определяется множеством факторов - от географического положения и экономического потенциала общества до личных качеств субъектов власти.

 

4.2. Политическая власть в Республике Беларусь. То качественное состояние, в котором находится сегодня политическая власть Республики Беларусь, во многом обусловлено особенностями политической реформы в годы перестройки. Поэтому при оценке нынешнего состояния политической власти нельзя обойтись без анализа предшествующего политического периода. Изменения политической власти в СССР начались с XIX партконференции, где был поставлен вопрос о децентрализации властных структур, введении новых политических институтов. Однако процесс демократизации политической системы шел крайне противоречиво. Переход от административно-командной модели правления сопровождался отказом от руководящей роли компартии, наделением особой властной ролью съезда народных депутатов, появлением прообраза парламента и т.д. В то же время в ряде республик, регионов страны фактически сохранялась административно-командная система, продолжал функционировать авторитарный политический режим. Затем и на уровне Союза в целом наметился правоцентристский поворот в сторону возврата к административно-командной системе. В дальнейшем ещё больше: путч и попытка установить полудиктаторскую модель правления.

После путча начался стремительный развал наднациональных властных структур. Возникшее Содружество Независимых Государств (СНГ) уже не являлось наднациональным государственным образованием. Изначально СНГ - это своеобразная форма межнациональной политической координации, направленной против центра и единого (унитарного) многонационального государства. Одновременно Содружество выступило формой бракоразводного процесса между союзными республиками. В настоящее время СНГ обладает в основном совещательно-рекомендательным статусом, а также координирует некоторые совместные действия членов Содружества в военной области, в экономике и др. В любом случае СНГ даже не конфедерация.

Если говорить о будущности СНГ, то перспективы здесь еще четко не определились. Некоторые страны - члены СНГ высказывают предложения о развитии СНГ в конфедерацию. Предлагаются и варианты “малых конфедераций”, т.е. объединение на подобной основе тех стран, которые готовы на данном этапе к более тесному экономическому и политическому сотрудничеству. Ряд стран категорически не согласны с идеей создания на базе СНГ конфедеративного государства. Однако реальностью является и тот факт, что экономическая взаимозависимость бывших союзных республик велика и поэтому, очевидно, поиск интеграционных форм будет продолжаться. Тем более что уровень развития стран СНГ, инфраструктуры более “стыкуются” между собой, нежели с развитыми западными странами. Следует учитывать также сильнейшую зависимость стран СНГ от России (энергоносители, сырье, информация, научный потенциал, системы и кадры образования и т.п.). Все это подталкивает к созданию наднациональных властных структур в какой-либо форме с оговоренными прерогативами. Тем более, что вся Западная Европа дает наглядный урок поэтапной интеграционной политики.

Факторы, тормозящие интеграционные процессы в СНГ:

- не закончившийся процесс достижения национальной независимости и самоутверждения в странах Содружества;

- опасения на предмет правления “нового центра” и нового закабаления;

- позиция лидеров стран, партий и национальных движений (особенно радикальных), отстаивающих идею самостоятельности.

Происходящие в последнее время изменения в экономических отношениях стран СНГ (образование экономического союза, заключение двустороннего экономического соглашения между Россией и Беларусью, расширение числа участников Содружества и т.д.) свидетельствуют об усилении интеграционных процессов. Не исключено, что будет создан своеобразный “общий рынок” СНГ. При таком развитии событий может стимулироваться политическое, межгосударственное взаимодействие.

На сегодняшний день приходится констатировать, что становой хребет наднациональной государственной власти на огромном геополитическом пространстве (СССР) сломлен, а возникший вакуум ничем существенным не заполнен. Следует учитывать и то, что даже при благоприятных условиях появления межгосударственных политических форм взаимодействия стран СНГ будет носить этапный, постепенный характер. Острой по-прежнему будет проблема сохранения суверенитета молодых государств.

Сломленной оказалась государственность и на уровне конкретных республик. Ни в одной из стран СНГ пока нет сформировавшихся, устоявшихся форм государственной власти. Модели правления, политические системы в странах СНГ лишь складываются, апробируются, конституируются. К примеру, в Беларуси, мы все еще не знаем, какая Республика у нас будет: президентская или парламентская, или смешанного типа, как будут соотноситься различные уровни государственной власти и т.д. Ситуация осложняется и тем, что старые властные структуры разрушены, а новые не созданы или же не скоординированы между собой (законодательные и исполнительные ветви власти и др.). Возник кризис политической власти.

Отражением кризиса является и нестабильность политических режимов в странах СНГ. В постперестроечный период приходится наблюдать как изменение политических режимов, так и их смешанный характер (авторитарно-демократические, демократическо-авторитарные, авторитарно-национал-демократические и т.д.).

Последние события в ряде стран СНГ (Россия, Таджикистан, Грузия и т.д.) свидетельствуют о том, что возможны самые различные повороты в видоизменениях политической власти.

Политическая власть в Беларуси также проходит этапы вызревания. Политическая система республики в стадии становления. В отличие от других республик СССР Беларусь смогла избежать сильных политических потрясений. Однако размежевания и противостояния политических сил имелись и на уровне законодательной власти (парламент), и в общественно-политической жизни. Подтверждением тому явились постановка оппозиций вопроса о референдуме, досрочных выборах в Верховный Совет Республики Беларусь, разногласия между спикером и парламентским большинством и т.п.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие подходы к определению власти существуют в политологии?

2. Вчем вы видите сущность политической власти и ее роль в обществе?

3. Всегда ли власть имела политический характер?

4. Как изменялись формы власти на протяжении истории человечества?

5. Чем власть отличается от господства и авторитета?

6. Какой смысл вкладывается в понятие “легитимность”?

7. Чем важно достижение легитимности для политической власти?

8. Назовите типы легитимности и приведите примеры их реаль ного осуществления в конкретных странах.

9. Каковы признаки снижения легитимности?

10. Как вы считаете, каковы уровень и тип легитимности существующего режима в Беларуси?

11. Можно ли считать легитимной власть, установленную боль шевиками в октябре 1917 г.?

12. Как соотносятся легитимность и эффективность режима? Может ли режим быть легитимным, но не эффективным? И наоборот, может ли режим быть эффективным, но не легитимным? Приведите примеры из истории конкретных стран.

13. Трактовки власти.

14. Функции власти.

15. Задачи власти.

16. Субъекты политической власти.

17. Ресурсы власти.

18. Сущность процесса властвования.

19. Технология осуществления власти.

20. Политическая власть в Республике Беларусь.

 


Раздел V Политические системы современности

5.1. Понятие политической системы. Понятие “политическая система” появилось в политологии в 50-х годах ХХ века, благодаря американскому политологу Д. Истэном (род. 1917), который создал теорию политической системы. Это понятие было призвано отразить два момента: целостность политики как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов (партий, государства, лидеров, права и т.д.); характер связей политики с внешней средой (экономической, социальной, культурной сферами, другими государствами). Введение понятия “политическая система” имело практическую направленность. Оно должно было помочь выявлению факторов, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрытию механизмов согласования интересов различных групп.

Понятие “политическая система” объемно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, непосредственно и активно участвующие в политике (государства, партии, лидеры и т.д.), но и экономические, социальные, культурные институты, традиции, ценности, нормы, имеющие политическое значение и опосредованно влияющие на политический прогресс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов (в их политическом значении) состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экономические, валютные, материальные, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу “входа” и “выхода”.

Д. Истон различает два типа “входа”: требование и поддержка. Требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей и ресурсов в обществе.

Поддержка является формой выражения политической лояльности, т.е. преданного, благожелательного отношения к режиму и означает усиление политической системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправное выплачивание налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству, проведение демонстраций в поддержку режима и т.д. В результате “входа” совершается процесс воздействия внешней среды на политическую систему. Следствием этого влияния служит реакция системы на требования или поддержку, т.е. “выход”. На “выходе” появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований на конкретные нужды, политических заявлений и т.д.

Политика будучи относительно самостоятельной сферой представляет собой устойчивое взаимодействие составляющих ее элементов. Причем отношения между ними носят характер взаимозависимости. Это означает, что изменения в деятельности какого-либо элемента приводят к изменениям в функционировании всей системы. Сама политическая система состоит из подсистем, которые и образуют целостность.

Основной элемент политической системы - институциональная подсистема, т.е. совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, оно распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические организации - партии, группы давления, клиентелы (лат. clientela - группа лиц, находящихся под покровительством политического деятеля и поддерживающая его), так и неполитические организации, имеющие значительные возможности влияния на власть и общество: средства массовой информации, церковь. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения.

Институты власти и влияния выполняют всевозможные роли на основе различных норм - политических, правовых, нравственных и т.д. Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Эти правила могут фиксироваться в конституции, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в форме традиций, обычаев, символов.

Следуя таким формализованным и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействие. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликте (например, между личностью и государством; политическими системами различных стран) их интенсивность и направленность составляют коммуникационную подсистему. Систему коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная (религиозная) система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность составляют культурную подсистему. Она придает общезначимый смысл политическим действиям, отношениям политических субъектов, стабилизирует общество и выступает матрицей (лат. matrix- основа, начало) взаимопонимания и согласия. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующая в обществе религия, которая определяет модели взаимодействия индивидов и стандарты индивидуального поведения.

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической сферы связаны отношениями взаимозависимости. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

Политическая система призвана обеспечить стабильность общества, его прогресс через сбалансированность различных групп интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие функции политической системы, используя классификацию современных американских политологов Г. Алмонда и Дж. Пауэлла.

1. Функция выражения интересов. Политическая система через различные организации должна представлять интересы различных социальных групп. В противном случае они могут находить иные, часто разрушительные формы выражения своих требований.

2. Функция обобщения интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен. Поэтому и требуется их обобщение, распределение по степени важности, перевод требований на язык программ и доведение их до власти. Данную функцию осуществляют преимущественно политические партии.

3. Функция выработки правил и норм. Эту функцию выполняют законодательные органы, издавая законы, нормативные документы.

4. Функция применения правил. Выполнение этой функции - прерогатива исполнительных органов, реализующих предписания законодателей.

5. Функция контроля за применением правил. Эту функцию осуществляют судебные органы и органы насилия.

6. Функция политической коммуникации. Она предполагает различные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами и т.д.

 

5.2. Типология политических систем. Политические системы могут классифицироваться по разным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократичные и тоталитарные. По характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые. По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.

Существуют и другие классификации. Одна из самых распространенных классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные, демократические. Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).

Возник в XX веке. Идеи тоталитаризма возникли раньше. Термин “тоталитаризм” происходит от позднелатинских слов “ totalitas ” (полнота, цельность) и “ totalis ” (весь, полный, целый). В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925г. Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-е годы. Она использовалась Западом для идеологической борьбы против коммунизма.

Общими отличительными признаками являются стремление к всеобщей организованности общества и системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, различают следующие разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа. Начало ему положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918г. Устраняется частная собственность, а следовательно, всякая автономия личности. В социалистической системе СССР присутствуют и гуманные политические цели: повысился уровень образования, доступность культуры, достигнута социальная защищённость, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., сократился уровень преступности.

Фашизм. Впервые был установлен в Италии в 1922г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм стремился не к строительству нового общества, а к возрождению величия Римской империи и претендует на восстановление коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидации преступности.

Национал-социализм возник в Германии в 1933г. Он имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствовал у советского коммунизма (революционность, формы организации партии и государства, обращение “товарищ”). Однако место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена внутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - против других народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.