Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 14 страница

Вариант 3. Государство и общество мирно сосуществуют. Государство управляет обществом, но не подчиняет его себе полностью. Общество живет полноценной жизнью, не игнорирует государство.

Конечно, третий вариант наиболее предпочтителен. Необходимым условием такого течения социальной жизни является наличие гражданского общества. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между равноправными партнерами. В современных условиях провести грань между гражданским обществом и государством сложно. Гражданское общество - это сфера неполитических, т.е. частных, семейных, духовных, экономических и других отношений. Это та часть общества, куда государство непосредственно не вмешивается, где возможна относительная свобода личности в ее повседневных делах, заботах, поступках, мыслях.

Что же такое гражданское общество, что под ним понимается?

Сразу оговоримся, что гражданское общество (ГО) нигде не зафиксировано в каких-либо конституционных формах, не существует в каком-то завершенном состоянии. Его нельзя ввести декретом, “построить”. К нему нужно прийти.

Идея ГО возникла в середине ХVII века. Вклад в разработку этой проблемы внесли Дж.Локк, Гегель, К.Маркс и др. Термин "ГО" впервые был употреблен Лейбницем (1647-1726).

Согласно традиционным представлениям, общество делится на гражданское общество и политическое государство. ГО - промежуточная структура между индивидом и государством. Это общество, в котором граждане свободны, равноправны, имеют возможность самовыражения. Назначение ГО в выражении и защите демократических свобод и интересов граждан.

Плодородной почвой для ГО служит прежде всего многообразие форм собственности, которое позволяет человеку быть экономически независимым от государства. Необходима также непротиворечивая и проверенная временем система законов. Не последнюю роль играет и "привычка к закону", т. е. уважение, естественно вошедшее в плоть и кровь любого человека. Понятно, что для создания этих условий нужно время и подчас немалое.

Наше Отечество в своей истории, к сожалению, почти не знало развитого гражданского общества. Его робкие побеги, появившиеся на рубеже XIX и XX веков были уничтожены войнами и революциями, выпавшими на его долю. В обществе почти не оказалось сколь-нибудь заметных препятствий огосударствлению. Это и привело к формированию в стране тоталитарного режима. В настоящее время в Беларуси началось становление ГО. Оно идет медленно и постепенно. Его легко прервать, вернув общество в прежнее подчиненное по отношению к государству положение.

Итак, ГО и государство - полюсами социальной жизни. Между ними существует определенная граница. Пограничной чертой выступает закон. Идея государства, которое строит свою деятельность опираясь на право, возникла давно. Суть ее можно выразить в словах: “Пусть погибнет государство, но торжествует закон”.

Процесс становления государства у различных народов происходил двояко: либо установлением определенного режима власти, либо определением границ расселения, отделяющих территорию одного этноса от другого. Государство появляется как универсальный механизм выражения и реализации общезначимых интересов социальной общности: гражданских, национальных, классовых. Исходя из принципа генезиса государства, можно говорить о трех версиях происхождения и сущности государства: правовой, национальной и классовой.

 

Правовое государство   Национальное государство   Классовое государство
Сущность – государство как общественный договор граждан     Принцип происхождения: защита и гарантия прав и свобод человека   Сущность – государство как универсальный механизм реализации коллективного духа нации   Принцип происхождения: реализация национальной идеи   Сущность – государство как орудие реализации интересов экономически господствующего класса   Принцип происхождения: осуществление классового интереса  

 

Правовое государство - реальное воплощение признаков конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальную свободу и права личности. Взаимоотношения между личностью и властью определяет конституцию. Они не могут быть нарушены законами государства. В обществе существуют разделение властей, независимый суд.

Идеал правового государства, сформированный идеологами Просвещения, основан на признании суверенности и автономности индивида, равных с другими прав и свобод. Для защиты своих прав и свобод самостоятельные и независимые друг от друга индивиды создают государство. Оно является результатом общественного договора, соглашения между правителями и подданными относительно способов организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания. Идеал правового государства заключал в себе определенный элемент космополитизма, в соответствии с которым человечество мыслилось в виде некоторого “всемирного гражданства”, объединенного общими для всех правами и свободами. Идеология либерализма, лежащая в основе концепции правового государства, признает приоритет прав частного лица перед интересами общества и государства.

Философское обоснование правового государства наиболее полно представлено в трудах Канта (1724 - 1804). Он выдвинул идею “категорического императива”, под которым понимал всеобщий нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения и социального положения, должны подчиняться. Категорический императив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником закона в правовом государстве. Однако еще до Канта в трудах Локка и Монтескье были сформулированы некоторые положения, составившие теоретический фундамент концепции правового государства. Большая часть их вошла в конституцию США 1787г. и во Французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г. Декларация прямо провозглашала, что общество, в котором не обеспечено пользование правами и не “проведено разделение властей, не имеет конституции” (ст. 16), а также, что “...закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено” (ст. 6).

Напомним суть концепции разделения властей. Локк предложил разделить власть на законодательную, исполнительную ( включая судебную ) и федеральную, ведающую внешними сношениями. Монтескье считал, что соединение законодательной и исполнительной власти приводит к ликвидации свободы. Чтобы не было возможности злоупотребления властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга, т.е. фактически речь идет о системе “сдержек и противовесов”.

Как показала история, игнорирование принципа разделения властей в конечном счете приводит к созданию тоталитарных политических режимов.

Правовое государство руководствуется рядом принципов. Проще говоря, речь идет об обязательных правилах, по которым существует правовое государство. Их несколько.

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни. В правовом государстве закон может и должен проникать во все уголки общества. Он, и только он, берет на себя роль беспристрастного арбитра и в хозяйственных спорах, и в политической борьбе и даже, при необходимости, в семейных конфликтах. В правовом государстве существует множество законов, которые связаны между собой, не противоречат друг другу и охватывают всю социальную практику.

2. Примат закона над государством. Иными словами, само государство подчинено закону. Оно может издавать законы, но не может их нарушать. Даже отменить или изменить закон государственные органы могут, только осуществив все законные процедуры.

3. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Правовое государство не только провозглашает, но и закрепляет это в конституции и законах. Оно как бы признает суверенитет личности, видит в нем равноправного партнера, а не верноподданного. Тем самым оно отказывается от роли “мудрого отца” по отношению к “неразумным детям”. Ведь не случайно еще и Кант предупреждал, что "...правление отеческое есть величайший деспотизм".

4. Взаимная ответственность личности и государства. Равноправные отношения этих двух субъектов предполагают, что они не только обладают правами, но и берут на себя ответственность друг перед другом. Ответственность государства и перед личностью проявляется в соблюдении ее прав, в разработке программ ее социальной защиты и т. п. Личность же обязуется соблюдать законы, идти на необходимые самоограничения во имя порядка и стабильности в обществе. Власть может и не нравиться личности, но, признавая законность процедуры, по которой она избиралась, личность не пытается свергнуть и уничтожить ее. При этом она, разумеется, сохраняет за собой право на оппозиционную деятельность.

5. Наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов. Такой надзор может и должен осуществляться в различных формах - суд, прокуратура, государственные и не государственные контролирующие органы и т. п. Контроль за соблюдением законов необходим и на международном уровне. Так, например, эти функции выполняет суд ООН (Нидерланды), который рассматривает межгосударственные правовые споры.

6. Осуществление принципа разделения властей. Именно этот принцип венчает всю систему правового государства. Все его правила как раз и находят воплощение в разделении властей. Принятие законов, составляющих основу государства, выпадает на долю законодательных органов. Исполнительная власть на практике реализует акты, принятые законодателями. И, наконец, независимые суды всех уровней обеспечивают соблюдение закона, защищают каждого гражданина, юридически обеспечивают его права.

Значит, первооснова правового государства в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в осуществлении прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Следует отметить, что возможность реализации прав человека связана с наличием у государства соответствующего экономического потенциала, уровня культуры и других факторов. Ближе всех к реализации принципов правового государства подошли сегодня Австрия и ФРГ. В Беларуси сделаны первые шаги. Республика Беларусь стала участницей всех международных правовых пактов, касающихся прав человека. На территории Республики признаны полномочия комитета ООН по правам человека. В Декларации "О государственном суверенитете Республики Беларусь" заявляется о решимости создать правовое государство. В конституции заложены его основные принципы: уважение достоинства и прав человека, международно-правовых стандартов в этой области, разделение властей и признание единственным источником государственной власти воли народа. Правда, реализация их в условиях сложного положения в экономике проблематична. О возможности построения правового государства в нашей республике можно говорить лишь тогда, когда будет сформировано гражданское общество, базисом которого является рыночная экономика.

 

Таким образом, гражданское общество и созданное на его основе правовое государство - непременное условие демократии. Без этого нет прогресса.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале одинаковых жизненных шансов для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Каково же соотношение социального и правового принципов? Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы справедливым содержанием. В демократических государствах консерваторы обычно делают акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы - на социальном принципе.

Однако наряду с гражданином, носителем прав и свобод, могут выступать социальные и национальные общности, живущие в границах конкретного государства. Сами граждане принадлежат к различным этносам, нациям, но забота о собственном интересе не лишает их стремления к процветанию всей нации. Однако юридическое равенство лиц не устраняет исторически сложившегося неравенства между разными народами: бедными и богатыми, сильными и слабыми. Формально-всеобщий, наднациональный характер права, нашедший свое отражение еще в лозунгах Великой Французской революции, имеет тем не менее явно выраженный национальный характер: государство – есть выражение “коллективного духа нации”. Образование национальных государств провозглашало равенство прав каждого народа, в том числе его право на государственное самоопределение.

С помощью национальной идеи, лежащей в основе национального государства, пытались решить проблемы не только правового равенства людей разных национальностей, но и равенства наций в смысле их права на самостоятельное экономическое, политическое и культурное развитие. Таким образом, концепция правового государства, защищающая интересы частного лица, его политические и экономические свободы, в период зарождения буржуазного общества дополнилась теорией национального государства, отстаивающей приоритет государственных интересов конкретной нации и народа.

С точки зрения классового принципа происхождения и сущности государства оно рассматривается как результат разделения общественного труда. Вследствие развития производства, а именно тогда, когда специализация работника в определенной отрасли позволила ему производить больше, чем он потреблял, появилась имущественная и социальная дифференциация. Она привела к образованию классов. Экономически господствующие классы (обладающие собственностью) создали государство как орган классового господства, защиты и выражения их интересов. В марксизме классовый принцип генезиса государства доведен до крайности. В частности, в нем признается, что социалистическое государство отражает интересы пролетариата, который устанавливает собственную диктатуру в отношении других социальных групп. Естественно, удержание классового господства порождает конфликты, антагонизмы, переходящие в гражданские войны, массовые репрессии против непролетарских слоев населения.

В развитии современных государств наблюдаются 2 тенденции. Первая - деэтатистская - состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усиление самоуправленческих начал. Вторая - этатистская - проявляется в повышении роли государства. Оно вмешивается в экономику, социальные и другие процессы. В государственной деятельности сокращается применение принуждения. Отмирание государства в обозримом будущем не предвидится.

 

6.3. Устройство современного государства. Строение государства характеризуется через формы правления и формы территориальных устройств. Форма правления представляет собой способ организации и устройства государства, включающий прежде всего организацию верховной государственной власти, ее органов, реализующих общезначимые интересы. Одну из ранних типологий форм правления предложил Аристотель, который строил свою типологию, исходя из двух критериев: количественного (какова численность тех, в чьих руках находится власть) и качественного (как они ее используют – служат общему благу, интересам всех или же частным интересам). На этой основе он выделял три правильные формы, где власть используют на общее благо: царство (монархию), аристократию, политию (республику), и три неправильные, в которых правители преследуют корыстные интересы - тиранию, олигархию, демократию.

Позже, основываясь на аристотелевской типологии, Н.Макиавелли выдвинул концепцию циклического развития государственных форм. Она построена на идее взаимообращения добра и зла. Природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Точно так же государства, достигнув предела совершенства и утратив возможность дальнейшего развития, регрессируют, т.е. начинают двигаться в обратном направлении – к регрессу. В истории постоянно чередуются состояния упадка и подъема государств. Согласно Н.Макиавелли, существует три хорошие (основные) формы правления - монархия, аристократия и народное правление и три плохие (извращенные) - тирания, олигархия и анархия. Они настолько похожи, что легко переходят одна в другую: монархия превращается в тиранию, демократия – в анархию, аристократия – в олигархию и т.д. Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения в свою противоположность.

Формы правления по способу организации власти делятся на монархии и республики. В монархии формальный источник власти одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - всевластие главы государства, конституционная монархия - полномочия монархов ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделен исполнительной властью и лишь частично - законодательной и парламентскую, где монарх, хотя и считается главой государства, фактически обладает представительными функциями и частично - исполнительскими, а иногда имеет право вето на решение парламента. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. Современные парламентские монархии отдают дань политической традиции. Фактически они мало отличаются от республик.

Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная республика.

Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе.

Парламентская республика характеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

- парламент избирается гражданами страны и является единственным выборным органом в государстве;

- парламент формирует правительство. Он подбирает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;

- правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Такая ситуация квалифицируется как падение кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;

- управление страной осуществляет правительство. Глава правительства становится фактически правительством государства. При определенных обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы.

Подобные парламентские системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и т. д. Их многолетний опыт демонстрирует и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте. Здесь нет какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской системе хорошо видны пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует винить за неудачи и провалы - всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять свои предвыборные обещания. В тех системах, где власть "распылена", дело обстоит иначе. Так, в США, при существовании нескольких независимых органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности за проводимую политику: президент может сослаться на конгресс, конгресс - указать на Верховный суд и т. д. В-третьих, парламентское правление поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным "судным днем", где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный бюллетень, гражданин понимает, что он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам такой формы правления, которая бы не допустила появления новых диктаторов. Парламентаризм не гарантирует того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность избежать его.

При всех преимуществах парламентское правление далеко от совершенства и не является идеалом. В политике такое вообще вряд ли возможно. Вот почему уместно вспомнить о недостатках парламентского правления. Так, в парламентской системе в ущемленном положении находится меньшинство. В президентских республиках меньшинство еще может надеяться, что, проиграв на парламентских выборах, оно возьмет реванш на выборах президента. В парламентской системе оно лишено подобной возможности. И все же наличие недостатков не означает, что от парламентаризма следует отказаться.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов: он и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует. Заседания правительства президент ведет сам, мнение его решающее (решение принимается, даже если все министры будут против). Правительство формируется внепарламентским путем: президент назначает министров из своей партии, согласовывая свои действия с верхней палатой. Парламент не в праве выразить правительству и отдельным его членам недоверие. Глава государства избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо голосованием избирателей.

Отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей, при котором государственные органы обладают значительной самостоятельностью относительно друг другу. Президент обладает правом отлагательного вето, для преодоления которого, например в США - типично президентской республике, требуется повторное обсуждение и одобрение законопроекта в парламенте квалифицированным большинством в 2/3 голосов каждой из палат. В развитых странах Европы, эта форма правления не получила широкого распространения. Она преобладает в странах Латинской Америки, где часто встречаются "суперпрезидентские республики". "Суперпрезидентская" форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательными и судебными органами сильная президентская власть.

Президентскую республику отличает:

- совмещение в одном лице главы государства и главы правительства. Президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет заседания и обладает решающим голосом. Роль парламента в формировании правительства невелика: президент согласовывает предлагаемые им кандидатуры министров либо с парламентом в целом, либо с его верхней палатой;

- наличие двойной системы выборов. Парламент и президент избираются гражданами независимо друг от друга. Известны случаи, когда на парламентских выборах избиратели отдавали предпочтение представителям одной партии, а на президентских побеждал кандидат от другой партии;

- наличие жесткого разделения властей. Отдельные ветви власти - законодательная (парламент) и исполнительная (президент) обладают значительной самостоятельностью и относительно друг друга. Так, например, президент может быть наделен правом отлагательного вето: он может отложить принятый парламентом закон и передать его на доработку, повторное обсуждение и одобрение. Конечно, обе ветви власти несут ответственность за выработку и проведение политики, но они независимы и конкурируют друг с другом.

Как и парламентская республика, президентская форма правления имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К числу явных преимуществ можно отнести то, что здесь возрастает возможность быстрого принятия решений. Существование человека с необходимым объемом полномочий позволяет реагировать на возникающие проблемы и решать их без долгих дебатов. Другим достоинством этой формы правления следует считать то, что президент обеспечивает устойчивость всей политической системе. Это хорошо видно на примере в больших по территории странах, где наличие нескольких уровней власти (центральный, средний, местный) требует единого “вертикального стержня”. Такой стержень - президент - придает необходимый порядок этой сложной многоуровневой системе.

Президентская республика - более последовательное воплощение идеи разделения властей. Смысл ее как раз и заключается в том, чтобы независимые ветви власти контролировали друг друга и даже конкурировали между собой. При подобной конвенции в выигрыше остается некто третий, а именно - избиратель, гражданин. В системе, где власти разделены, он может не слишком опасаться злоупотребления ею. Еще одно важное преимущество президентской республики - сами президентские выборы. Именно здесь избиратель заявляет не только о своих политических партийных пристрастиях, но и показывает, какой тип политического деятеля, какой тип лидера и просто человека в данный момент наиболее предпочтителен.

Достоинства президентской формы правления не ставят ее вне конкуренции с другими. Потому что каждое ее достоинство имеет свою оборотную, теневую сторону. Это необходимо учитывать при оценке данной формы правления.

Сосредоточение большой власти в руках одного человека, да еще получившего поддержку большинства избирателей, может обернуться его единоличной диктатурой. Иногда парламент по разным причинам не может воспрепятствовать этому.

Большая вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями. Естественное соперничество может перейти ту грань, где сотрудничество является плодотворным. Увлеченные борьбой за полномочия и прерогативы, они забывают о государственных делах. В этом случае обычно говорят, что власти “пожирают друг друга”.

Говоря о президентской республике, надо иметь в виду сильную зависимость всей политической системы от интеллектуальных, нравственных и просто физических качеств одного человека. Естественные слабости и недостатки, простительные в обычной жизни, могут сыграть роковую роль в жизни политической. Так, неожиданная болезнь президента фон Гинденбург ставит под удар всю сложившуюся систему власти в 30-е годы в Германии.

Перед выбором формы правления оказывается каждая страна. Делая этот выбор, она взвешивает все “за” и “против”, учитывает множество факторов, начиная от исторического опыта и кончая географическим местоположением. Все это необходимо для создания оптимальной и стабильной политической жизни.

Третья, основная разновидность республики - полупрезидентская, или смешанная республика (т. е. присутствуют признаки президентской и парламентской республик). Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, во Франции, в Болгарии, России, на Украине, в Беларуси и других странах. Ее главная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Президент и парламент избираются независимо. Парламент не может сместить президента. Президент может распустить парламент. Президент - глава государства и верховный главнокомандующий, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения (в этот период он не может распустить парламент).

Президент без согласования с парламентом, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом обладает премьер-министр. Парламент имеет право контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 13 страница | Политика как социальное явление 15 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.