Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I вопрос

Ощущение.

Чувственное познание.

Понятие об ощущениях, значение. Классификация видов ощущения. Закономерности ощущений. Анатомо-физиологический механизм.

Основные понятия: экстрооцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, чувствительность, пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия, перцептивные действия.

 

О богатстве окружающего мира, звуках, красках, запахах, температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств.

С их помощью человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит во круг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасность. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и не иссякаемый ее поток.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Ученые проводили эксперимент. Испытуемого помещали в специальную камеру, обеспечивающую почти полную сенсорную изоляцию (монотонный звук, матовые очки, на руках и ногах цилиндры, которые снимают тактильную чувствительность). Через несколько часов человек приходил в тревожное состояние и просил прекратить эксперимент. Этот факт свидетельствует о том, на сколько сильна у человека получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, при непосредственном действии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. (Петровский)

Что же представляют собой ощущения по своей сущности?

Материалистическое учение об ощущениях утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же – результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают верный снимок объективной действительности. Критерием истинности ощущений служит практика, деятельность субъекта.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Иначе говоря, специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств. Ощущения отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Для возникновения ощущений недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, но необходима некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть.

Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Исследования показали, что в состав каждого ощущения входит движение – иногда в виде негативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз). Сложные ощущения, требующие различия или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений.

Например: чтобы различить с закрытыми глазами предмет, надо ощупать его. Такие признаки предмета как гладкость, шероховатость, величина воспринимаются, если ощупывающая рука движется.

Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение – это чувственный образ или его компонент, а также деятельность или ее компонент.

В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы, которые специализировались на отражении различных видов движения материи – рецепторы. Кожные рецепторы отражают механическое воздействие; слуховые – звуковые колебания; зрительные – электромагнитные колебания, и т.д.

Рецепторыспециализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в нервное возбуждение. Чувствительность зависит от типа нервной системы. Известно, что люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость, чем люди со слабой нервной системой.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущение, Павлов назвал анализатором.

Анализатор состоит из трех частей:

1. периферического отдела (рецептора), являющегося трансформатором внешней энергии в нервный процесс.

2. афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным.

3. подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов…(табл.№1)

В корковом отделе каждого анализатора есть ядро – центральная часть где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые расположены в различных областях коры. Рассеянные элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения большой части всей коры головного мозга.

Определенным клеткам периферического отдела анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Опыты позволяют довольно точно определить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так представительство зрительных чувств сосредоточено в затылочных долях головного мозга, слуховых чувств в задней центральной извилине. (табл.№2,3)

Для возникновения ощущений необходима работа всего анализатора как целого.

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает раздражение. Начало его заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От него по центростремительному нерву процесс достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение – мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителя. Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов или рефлекторной дуги, которая состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора.

Взаимосвязь рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире.

(Физиологическая основа ощущений по атласу).

Предметы, воздействуя своими физическими свойствами на органы чувств вызывают в окончаниях чувствительных нервов, воспринимающего органа-рецептора – нервный процесс возбуждения. Оно передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специализированных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психологический – ощущение. Человек осознает, что-то, что на него воздействует, отражает качество предметов и явлений. Вместе с тем воздействия внешней и внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: человек прислушивается, отдергивает руку, и т.д.

От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.

Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.10 | II вопрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.