Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявления акцентуаций характеров у подростков




Акцентуации характера - это крайние варианты нор­мы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметнее. Такое усиление отдельных проявлений характера делает человека избирательно уязвимым к отдельным психогенным воздействиям, сохраняя его устойчивость к другим.

Обычно акцентуации развивают­ся в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация относится к крайн­им вариантам нормы: она заметна, обращает на себя внимание, создает проблемы в отношениях.

Скрытая акцентуация проявляется лишь в конфликтных стрессогенных ситуациях, вызывающих высокое напряжение эмоциональных ресурсов подростка. В обыденных же условиях акцентуированные черты выражены слабо, даже могут не проявляться совсем. Надо сказать, что скрытая акцентуация не всегда провоцируется даже психогенными факторами и, как правило, не приводит к з­аметной социальной дезадаптации.

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера. Первая группа составляют преходящие, транзиторные изменения. В их числе острые аффективные реакции - это психогенные эмоциональные расстройства непсихопатического уровня, возникающие при столкновении подростка с трудными обстоятельствами. Они длятся недолго – от нескольких минут до одного-двух дней. В таком состоянии подросток не способен адекватно управлять и оценивать свое поведение.

Выделяют целый ряд острых аффективных реакций: интрапунитивные, экстрапунитивные, иммунитивные и демонстративные реакции

1. интрапунитивные реакции представляют собой проявление аффекта путем аутоагрессии ( нанесения себе повреждений, покушение на самоубийство, причинение себе вреда разными способами, порча своих вещей). Это отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями в виде нарушений физического здоровья, либо «шлейфа» психической травмированности от пережитого. Наиболее часто этот вид реакций встречается при сензитивной и эпилептоидной акцентуациях;

2. экстрапунитивные реакции проявляются внешняя агрессия, адресованная окружающим - нападение на обидчиков, «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Эти реакции характерны при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях;

3. иммунитивные реакции проявляются как безрассудное бегство от аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, возможно даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуациях;

4­. демонстративные реакции -это своего рода«спектакль», разыгрывание бурных сцен даже с изображением попыток покончить с собой. Этот вид реакций характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и лабильной.

Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, - это преходящи­е психоподобные нарушения поведения (“пубертатные поведенческие кризы”).

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:

елинквентности - в проступках и мелких правонаруш­ениях, достигающих наказуемого в судебном порядке криминала;

­ - девиациях – поведении, отклоняющемся от нормы, не квалифицируемых кка наказуемые првонарушения, в числе которых:

токсикомания; побеги из дома и бродяжничества; ­транзиторные сексуальных девиации (ранняя половая жизнь, промискуитет, преходящий подростковый гомосексуализм).

Третьим видом транзиторных изменений при акцентуациях характера являются психогенные психические расстройства (неврозы, реактивные депрессии), развившиеся на фоне разнообразных акцентуаций. На этом уровне проявления акцентуации появляются основания говорить о развитии заболевания.

Виды и проявления акцентуаций характеров у подростков.

Гипертимный тип. В детстве гипертимные подростки отличаются большой подвиж­ностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной само­стоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении со взрослыми. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Взрослым порой докучает их неугомонность. Однако подобная возбудимость редко бывает столь беспокоящей, что заставляет обратиться к врачу. Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету у таких детей обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся они поэтому очень неровно. В период пубертата таких детей обычно характеризует хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служат противодействие со стороны окружающих, стремление подавить желания и волю подростка. Реакция группирования у гипертимов проходит не только под зна­ком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Надо сказать, что в сообществах сверстников гипертимы-таки, как правило, лидируют. Это стремление обнаруживается, на этапе индивидуализации. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков авантюрными и неразборчивыми в выборе знакомств. Они легко и охотно вступают в контакт со случайными людьми, что порой приводит к неприятным последствиям. В любой ситуации они быстро осваи­ваются и перестраиваются в соответствии с ее требованиями. Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения. Нередко сами становятся инициаторами групповых правонарушений, которые привлекают их не только как развлечения, но и как возможность рискнуть, «пережить острые ощущения». Еще большее значение имеет «престиж» среди асоциальных сверстников. Гипертимы – вероятная группа риска в смысле употребления алкоголя. Они предпочитают неглу­бокие эйфорические стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и даже регулярных выпивок. Увлечения гипертимных подростков богаты и разнообразны, но при этом - крайне непостоянны. Подобная разбросанность делает их небрежными и необязательными в выполнении обещаний и обязательств, на них не всегда можно полагаться. Причем сами гипертимы не относятся к нарушению обязательств как к серьез­ному проступку, они вполне к себе снисходительны.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный то­нус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей: такие подростки любят показать себя, прихвастнуть. Необ­ходимость извернуться в трудной ситуации побуждает их прибегать к вранью. Собственно, как таковое оно бывает вызвано смешением желаемого и реального. Самооценка гипертимных подростков бывает достаточно критичной - большинство своих особенностей они подмечают и осознают.

Сказанное позволяет выделить главные особенности гипертимов - приподнятое настроение, непе­реносимость одиночества и критических замечаний в свой адрес, склонность рисовать свое будущее в радужных красках, страсть к приключениям и риску привлекательность «первой роли». Включенность в группу риска требует особого внимания взрослых к гипертимам, контроля за кругом их коммуникаций и способами времяпровождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.