Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа философского знания

Место философии в мире и в душе человека.

Лекция

Тема 1. Проблема человека, его свободы в европейской философии

ПРОГРАММА

Курса лекций по социальной философии:

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

 

Определение природы и сущности человека в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), в философии средневековья (Августин) и Возрождения (гуманисты), Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, Руссо). Проблема свободы в античной, средневековой и возрожденческой философии. Учение о человеке, его свободе в немецкой классической философии (Кант, Гегель). Марксизм о человеке и его свободе. Индивид и общество. Проблема отчуждения. Феномен массы и массовый человек в философии 20 в. Свобода и отчуждение в экзистенциализме.

 

 

Что мне мир, его заботы и страдания,

когда меня в нем не будет?

(Печорин, «Герой нашего времени»)

Духовно-конкретное знание в философии не только научно (это знание подтверждено в ходе практической деятельности людей), но включает и духовную составляющую: интересы, потребности, ценностные ориентации.

Рассмотрение мира через призму субъективного превращает знания в систему мировоззренческих представлений и оценок.

А иначе на мир мы смотреть не умеем. Мировоззрение – сложное образование, система взглядов на мир, на человека и его место в мире. Оно включает широкий спектр как «светлых», так и «темных» эмоций, чувств, переживаний, интуитивных ожиданий, поведенческих установок. Что такое душа (психе)? Это что-то искусственное, какая-то рукотворная модель природно-телесной основы. Эта основа – Homo sapiens, человек. Она создана, сотворена, выражаясь метафорически, Богом, т.е. обществом как производственной структурой – посредством культуры и цивилизации. У человека, воспитанного волками (реального Маугли), нет души, поскольку нет Бога (производства, культуры и истории). Душа – тонкий инструмент кодирования и декодирования социальных сигналов, идущих из глубины истории в будущее. Получается, что у Маугли нет будущего, поскольку нет прошлого, он не связан с историей человечества, а только с эволюцией биологической основы Homo. Душа – информационный кладезь, универсальная способность производить, потреблять социальную информацию и обмениваться ей.

 

Множество «надо!» кто-нибудь

всегда заменит единственным «зачем?»

Человечество тысячелетиями, мучительно и постоянно ошибаясь, искало образцы мировоззренческих оценок, установок, необходимых для выживания всех и существования каждого. В результате были выработаны нравственные основы (принципы, нормы, законы) поведения, обеспечивающие устойчивость социума: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе» (древнейшее «золотое» правило морали), «Живи и дай жить другим», «Почитай старших», «Умей любить», «Умей быть благодарным», «Соблюдай меру» (Фалес), «Ничего слишком» (Солон), «Обуздывай гнев» (Хилон), «Следуй Природе», «Своеволие следует гасить скорее, чем пожар» (Демокрит), «Не сотвори себе кумира», «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не завидуй ближнему твоему» (Библия), «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» (Кант), «По отношению к себе будь достаточно строгим «стоиком», по отношению к другим – мягким «эпикурейцем» (Фейербах). Следование этим принципам должно привести людей к гедономии, т.е. к блаженству, наслаждению (Демокрит, Аристотель), к эвдемонии, т.е. к счастью (Эпикур, Фейербах), к обществу ненасилия (М.К. Ганди, Л.Н. Толстой, М.Л. Кинг), к установлению гармоничных отношений между человеком и обществом, человеком и природой (К. Маркс, В.И. Вернадский), к всемирному сотрудничеству в условиях интеллектуальной свободы (А.Д. Сахаров) и т.п.

Общество разделилось на тех, кто подчиняется принципам, идеалам и такому императиву поведения: «Надо, следовательно, могу» и тех, кто следует другому императиву: «Не могу, следовательно, не надо». Категория долга усваивается через понимание необходимости, в рамках которой совершается должное действие. «Не могу, но надо» - императив страдания, или тех, кого не отпускает долг и требование идеала. Комфортной жизни для них не предвидится. Кто понял, что такое долг, способен следовать максиме Данте: «Делай, что должно, а там будь что будет!».

Пофилософствуй – ум вскружится!

(Фамусов, «Горе от ума»)

«Я богословьем овладел, / над философией корпел, / юриспруденцию долбил / и медицину изучил. / Однако я при этом всем / был и остался дураком». - Так сокрушался Фауст в одноименной трагедии Гете. Чтобы стать философом, недостаточно профессионального навыка и усвоенной из книг учености. Необходимо овладеть состоянием философствования («вопрошания», по М. Хайдеггеру).

Философствование – исконное состояние разумного существа. Путь к нему один: познать себя и властвовать над собой, враждовать с собой, со своими слабостями.

Сократ, пожалуй, остается образцом человека-философа. Он никогда не претендовал на абсолютную ученость, полагая ее невозможной, но всегда стремился ощущать собственную причастность делам и заботам мира и общества через самопознание. Высшей формой философского творчества, как и поэтического, является внутренний голос (У Сократа и Лермонтова – даймон, Демон). Появление внутреннего голоса – не мистификация, а призвание и долг. Недаром говорят: многие делают то, что могут, талантливые – что хотят, а гении – то, что должны...

Откуда берутся цели, смыслы? Может быть, они внутри нас, как учил Платон: со временем, когда душа просыпается, они вдруг проявляются в нашем сознании в виде ясной мысли, или сильного желания, или страстной мечты.

Или мы заимствуем их у других людей, у героев сказок, мифов, романов, драм, кинокартин? Запрограммированы ли мы на определенные решения жизненных проблем? Насколько зависит характер нашего поведения от воспитания, полученного в семье и школе? Насколько влиятельны в жизни случайности, зависит ли от них в целом наша судьба, или нет? Что мы должны в первую очередь усвоить для себя и в себе, какие свойства: конформистские, приспосабливающие нас к среде, к обстановке, к обстоятельствам, к людям или стремиться, в первую очередь, выработать творческие навыки и привычки, преобразующие, нонконформистские, и тогда наша неуживчивость станет нашим «крестом» и раздражителем для многих? Что такое проблема? Это затруднение перед выбором.

Затруднение мудреца: какой выбор предпочтителен? Что мы выбираем? Возможности. Так возникает иерархия ценностей. Нельзя отдавать предпочтение менее ценному, но к более ценному надо относиться с большим почтением. Если жизнь предлагает сделать выбор – выбирай наиболее ценное, но оценивай свои возможности – ибо выбор высшей ценности предполагает и высшую ответственность.

Сначала живи, после – философствуй!

 

Сквозь человека прорывается человечество, в его жизни просвечивается судьба рода, а в его делах и мыслях обнаруживается сходство с предшественниками.

Человек лишь слово в летописи поколений. Индивидуальный смысл уже в том, чтобы оставить после смерти потомство. Для большинства людей на земле этот смысл наиболее близок, понятен и очевиден. Хотя и он противоречив. Желание личного бессмертия (т.е. неуничтожимости своей индивидуальности) делает ненужной смену поколений. Такое желание бессмысленно. Но кто возьмется отрицать наличие в каждом из нас неутолимой жажды жизни и неуёмности в поисках «эликсира бессмертия»? Смыслы и цели жизни борются внутри каждого человека, составляя стержень душевного беспокойства. По-прежнему мы не можем ответить «зачем?» и «какой смысл?» Ибо смыслы прячутся там, где родятся наши потребности и умирают наши желания.

1.2. Проблема смысла жизни

Почему смысл жизни так противоречив?

Часто люди признаются, что видят смысл жизни в любви. Однако любить и быть любимым есть идеал, а в жизни он воплощается редко. И, чтобы избежать ненависти, люди мечутся в поисках новой любви.

Т.Гоббс был уверен, что «человек человеку волк», Ж.-Ж.Руссо, напротив, утверждал: «Человек по своей природе добр». Ф. Ницше говорил неопределённо: «человеческое, слишком человеческое», т.е. все относительно, ибо истинное положение дел «по ту сторону добра и зла». Основоположник психоанализа, З. Фрейд, полагал в качестве главного мотива человеческой активности стремление к удовольствиям и избежание страданий (принцип наслаждения). В этом он видел инстинктивное проявление человеческого духа. Но столкновение с реальность отрезвляет, потому наше Эго и Суперэго формулируют принцип реальности, чтобы свести безумные желания к минимуму и, наконец, определиться с потребностями. (Часто слышим в разговоре: «Определись, наконец, что тебе надо!»).

 

«Зачем ищу так славы я?

Известно, в славе нет блаженства,

но хочет все душа моя

дойти во всем до совершенства»

(Лермонтов).

Человек существо разумное, т.е. сознательно, свободно и по своей воле совершающее поступки, производящее те многообразные формы социальной жизни, в основе которых лежит природная необходимость. Во-1-х, человек производит себе подобных, однако, не ограничивается при этом рамками биологической программы. Во-2-х, человек производит общество, разные формы организаций, традиции, обычаи, отношения. От поколения к поколению организации совершенствуются, и мы все чаще встречаемся с шедеврами этого рода. В-3-х, человек производит духовные ценности, мысли, стремясь делать это наилучшим образом. Наконец, в-4-х, человек производит вещи, материальные блага, технику. Всюду проявилось его стремление к совершенству. Таково сложное определение человека.

Главное и неискоренимое противоречие, которое терзает человека в процессе достижения высокой цели, идеала, заключается в том, что «жизнь коротка, искусство долговечно».

В чем же смысл жизни?

1. Жизнь – это миссия, выполнение предназначения, призвания. «Пробегаю в памяти мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». - Так размышляет перед дуэлью лермонтовский герой Печорин.

2. Жизнь есть труд. Вспоминается крылатая фраза: труд создал самого человека. Жизнь прожить – не поле перейти!

3. Жизнь – творчество. Этот смысл наглядно воплощен в жизни Леонардо да Винчи. Часто он бросал начатое дело, как только пропадал творческий стимул.

4. Жизнь – борьба. Борьба за выживание, за лучшую жизнь, за идеалы. «И вечный бой! Покой нам только снится» – восклицал А. Блок.

5. Жизнь – стремление к победе. Этот смысл характерен всем великим полководцам: Александру Македонскому, Цезарю, Наполеону, Александру Суворову и др.

6. Жизнь – игра. «Весь мир театр, а люди в нем актеры». (У. Шекспир).

7. Жизнь – любовь. Главная заповедь христианства, а также многих других современных религий. Этот смысл особенно ярко представлен и оправдан искусством, поэзией.

8. Жизнь – в познании. «Знание истинной причины хоть одного явления мне дороже персидского трона» (Демокрит).

9. Смысл жизни – в самой жизни. Современный гуманист А. Швейцер проповедовал благоговение перед жизнью вообще.

10. Жизнь – в поиске Бога. «Сердцам нашим не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою» (Блаженный Августин).

11. Жизнь – в поиске счастья. «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Н. Короленко. Впрочем, счастье понимают по-разному. Это «насыщенная гордость» (М. Лермонтов). «Ощущение силы, могущества, власти» (Ф. Ницше). «Восторги любви» (Сафо).

12. Жизнь проходит в поиске удачи, счастливого случая… «Пусть неудачник плачет» («Пиковая дама» П. Чайковского).

13. Жизнь – вечное обновление, перемены. Этот смысл особенно характерен детям, которым становится скучно жить, если нет никаких перемен, ничего нового.

14. Жизнь – лабиринт, испытание, ребус. Таков миф о Минотавре: греческий герой Тезей находит в глубине лабиринта чудовище - человекобыка, убивает его и, благодаря нити Ариадны, выходит из губительной западни.

15. Жизнь – путь к смерти. Умирание – естественный предел жизни, ее логические завершение. Однако сама смерть имеет смысл лишь тогда, если за ней что-то есть. «Умереть, чтобы воскреснуть». «Умереть, чтобы перевоплотиться». «Умереть, чтобы дать жить другим» и т.д.

16. Жизнь – поиски бессмертия. И будем, как боги, жить вечно.

17. Жизнь есть страдание. «Вот святая истина о страдании: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание; соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижимость желаемого есть страдание» (Будда).

18. Жизнь – жертва, жертвенный подвиг. Вся жизнь превращается в ритуал жертвоприношений. А ритуалы служат для того, чтобы примирить противоположности, снять конфликт: между мужчинами и женщинами, между поколениями, между живыми и мертвыми и т.д. Философский смысл жертвы – примирение противоположностей.

19. «Жизнь есть сон» – так говорили П. Кальдерон, Р. Декарт, А. Шопенгауэр, Д. Байрон, древнеиндийские и древнегреческие школы скептицизма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учет операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов | Поиски себя. Проблема общего и индивидуального
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.