Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институционализация религии и формирование церкви 117





церковью своей власти есть не что иное, как один из способов осуще­ствления классом политической власти. Идеологическая власть церкви приобретает относительно самостоятельный характер, внешне независимую от политической власти форму. Причем эта не­зависимость временами бывает столь значительной, что создает ил­люзорное представление о полной независимости церковной власти от всего «земного», ее божественной сущности. Это иллюзорное представление культивируется церковью, активно распространяет­ся религиозными идеологами.

2

Основные этапы становления христианской церкви

как социальной организации

Формирование института церкви в христианстве в полной мере отра­жает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II — V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматри­вать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования слож­ной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества. Корни этого явления заложены не в особом вероучении, а заключены в особенностях социальных, экономических, политичес­ких, идеологических условий развития римского общества на данном историческом этапе. Не вдаваясь в подробный анализ истоков хрис­тианства, сконцентрируем внимание лишь на процессе формирова­ния христианской церкви как социального института. С этой целью просто констатируем, что во II веке н. э. в разлагающемся античном обществе появилась новая религиозно-культовая система, послу­жившая основой для образования специфической социальной груп­пы — единоверцев-христиан. Представители этой социальной груп­пы в мировоззренческом отношении противопоставляли себя другим социальным группам римского общества. Мировоззренческие разли­чия, связанные с особым пониманием устройства мироздания, места и целей в этом мироздании человека, привели и к идеологическому размежеванию с представителями других мировоззренческих сис­тем и консолидации представителей новой религии. Идеологической основой образования христианских объединений послужил универ­сализм — обращение ко всем людям, независимо от этнической, ре­лигиозной, классовой и государственной принадлежности. «Нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны». На базе данной идеологической установки была создана возможность для объединения представителей всех слоев населения. Таким образом, формируются исходные, первичные ячейки христи­анской церкви — христианские общины. Главную интегративную роль в этих общинах играет основанная на определенном вероучении культовая система.


Раннехристианские общины не представляют собой церков­ной организации. На первых этапах становления христианства их можно бы характеризовать как культовые сообщества. Культовые сообщества складываются из лиц, совместно выполняющих культо­вые действия, и имеют различную степень устойчивости. Они могут образовываться на основе объединения одних и тех же лиц, регуляр­но в одном и том же месте совершающих культовые действия, и в этом случае эти сообщества носят относительно устойчивый харак­тер. Они могут образовываться и в разовом порядке для совершения того или иного обряда. Во всяком случае культовое сообщество рас­падается, как только заканчиваются культовые действия.

Превращение культового сообщества в религиозную организа­цию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным стату­сом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный ха­рактер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широ­ким социальным образованиям, в том числе и государству. Конкрет­но, в Римской империи (I - II вв.) христианские объединения превра­щались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объедине­ниями социальных функций на базе общего имущества. В историчес­кой и социологической литературе довольно обстоятельно проанали­зирован проделанный христианством путь от общины к церкви. Мы не будем воспроизводить все подробности этого процесса, а обратим внимание лишь на ряд моментов социальной институционализации раннехристианской культовой системы, завершившейся образова­нием иерархизированной религиозной организации — церкви.

Христианская церковь как специфический социальный ин­ститут представляет собой исторически сложившуюся систему вла­сти и управления поведением и деятельностью людей, внутри кото­рой постепенно складывалось определенное разделение труда, диф­ференциация функций и ролей. Первой, наиболее значительной вехой на этом пути, является обретение особого социального статуса внутри христианских общин истолкователей вероучения, исполни­телей и руководителей культовых действий, организаторов хозяй­ственной и другой повседневной деятельности общины: апостолов, пророков, пресвитеров и епископов.

Выделившееся в общинах духовенство берет в свои руки руко­водство идейной, моральной и материальной жизнью. Особый статус духовенства идеологически закрепляется вероучительными уста­новками и культовыми действиями. На это, в частности, направлено установление обряда рукоположения. В раннехристианских общи­нах — экклесиях — клирики избирались на свои должности верую­щими. Но для того, чтобы выборная должность получила авторитет, существовал обряд рукоположения, в память о рукоположении пре­свитеров, которое, согласно христианскому преданию, совершили первые пророки и апостолы, считавшие себя носителями божествен-

Институционализация религии и формирование церкви 119


ной благодати — харизмы. Рукоположением как бы передавалась благодать, полученная от самих апостолов, новому поколению руко­водителей христианских общин.

Первоначально между представителями формирующегося духовенства не было строгого разграничения функций, а следова­тельно, и строгого фиксированного статуса внутри общин. По мере эволюции христианства происходит большая дифференциация и в среде духовенства. В течение II — III вв. из старейшин-пресвитеров выделяются должностные лица — епископы, за которыми закрепи­лось право выполнения важнейших христианских обрядов: прича­щения, рукоположения, отпущения грехов и т. д. Епископы произво­дили отбор священных книг, определяли порядок богослужения. В их руках сосредоточилось также управление всем имуществом об­щины. Позднее епископы становятся руководителями ряда общин, находящихся в пределах той или иной области, провинции, империи.

Однако выдвижение в христианских общинах епископов еще не означало создания единой церковной организации. Должности епископов в течение III в. были выборными, хотя кандидатура выдви­галась руководителями общин — пресвитерами и согласовывалась с епископами соседних областей, которые должны были совершить ру­коположение. Епископы обладали большой духовной и материальной властью, но недостаточно эффективным аппаратом принуждения, с помощью которого могли бы заставить повиноваться верующих. Епи­скопальные общины различных областей существовали независимо друг от друга, и каждая из них соблюдала свои обычаи в трактовке ря­да положений вероучения и культа. Периодически в христианстве возникали различные идейные течения, распространение которых существенно угрожало единству складывающейся религиозной ор­ганизации — гностицизм во II в., монтанизм в III в. и т. д.

Борьба различных направлений существенно подрывала единст­во, и не было создано достаточно эффективного организационного меха­низма, который бы выполнял интегративные функции в христианстве. Съезды епископов отдельных областей—поместные соборы носили спо­радический характер и не всегда приводили к желаемым последствиям.

Определенная степень упорядоченности церковной организа­ции связана с установлением института митрополитов (от греч. met-ropolites — человек из главного города) — епископов главных горо­дов провинций. За митрополитами закрепилось право отводить кан­дидатуры при выборе епископов других областей из предложенных духовенством и знатью кандидатур, назначать одну из них по своему выбору. Происходит также разграничение функций в сфере низше­го духовенства. Все это способствует формированию централизо­ванной, строго иерархизированной организации с четкой структу­рой, специализацией кадров. Полное оформление христианских об­щин в единую централизованную организацию — церковь — осуществляется в IV веке по мере канонизации вероучения и культа и превращения христианства сначала в терпимую (313 г.), а затем и в государственную (324 г.) религию Римской империи.


С этого времени церковь как орган управления приобретает от­носительную самостоятельность и становится обладательницей осо­бых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших це­лей церковной организации становится поддержание и воспроизвод­ство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппа­рату церкви, усиливается стремление систематизировать эти пред­писания, чтобы как можно шире охватить управление, т. е. усилива­ется особый метод идеологической деятельности — нормативно-пра­вовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной дея­тельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Исторически эта форма деятельности вылилась в создание ка­нонического и церковного права. Каноническое право включает в се­бя систему норм, регулирующих все существенные стороны жизни церкви и верующих. В этом праве тесно переплетаются друг с другом религиозные и правовые нормы. Тесное переплетение двух видов со­циальных норм приводит к тому, что противоправное поведение рас­сматривается как греховное, юридическим нормам же приписыва­ется сверхъестественное происхождение.

Нормотворческая деятельность в христианстве начинается с первых веков его существования. Первоначально она осуществляет­ся на поместных дворах (провинциальных), а затем и на вселенских соборах, где, помимо проблем вероучения и культа, рассматрива­лись вопросы управления церковью, церковной дисциплины, пове­дения клира и мирян и др. Принимаемые по данным вопросам реше­ния, основывающиеся чаще всего на сложившихся в христианских общинах обычаях и традициях, приобретают характер общеобяза­тельных для всех верующих канонов.

С V в. каноническое право римско-католической церкви стало вводиться декретами римских епископов. Со временем нормотвор­чество пап стало ведущим источником католического канонического права, так как постановления вселенских соборов римско-католиче­ской церкви рассматривались как одна из торжественных форм пап­ского «законодательства». Идеологическим обоснованием нормо­творчества пап служит возникшая в средние века и широко распространенная в современной церковно-правовой литературе теория церковного властвования. Согласно этой теории, Бог якобы учредил в церкви чисто правовую власть и передал ее апостолу Пет­ру, от которого она перешла к римским епископам. Основной источ­ник канонического права — правообразующая воля церкви. Так как христианская церковь имеет божественное происхождение, то эта правообразующая воля есть воля божественная.

На самом деле, и это подтверждается всем ходом историческо­го развития общественной практики, нормотворческая деятельность церкви приобретает юридический характер по вполне земным зако­нам, а именно в силу того, что религиозные нормы, регулирующие де-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.