Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические признаки




Умственная ЗПР ОНР социально-отсталость

ñ культурная депривация

ñ повреждения мозга

ñ повреждения мозга органическая и при отсутствии имеют разлитой либо значительно функциональная органического характера слабее выражены, недостаточность, повреждения мозга,

либо захватывают являясь возникает не всю кору (имеют парциальной, вследствие крайне

парциальный затрагивает только недостаточной характер) речевые зоны коры внешней

стимуляции созрева­ющего мозга.

 

Особенности психического развития дошкольников с задержкой психического развития

• Обобщенную характеристику особенностей психического развития можно дать только по отношению старших дошкольников ЗПР

• Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: они менее самостоятельны и более зависимы от мнения взрослого, значительно менее активны, у них слабее выражены познавательные интересы.

• Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения

• Для них характерна эмоциональная незрелость и неустойчивость, эти дети легко переходят от слез к смеху и наоборот.

• Для речевого развития характерно ограничение словаря, недостаточность грамматического строя и низкая речевая активность

 

Причины недостаточности ощущений и восприятия:

ñ низкая скорость при­ема и переработки информации

ñ несформированность перцептивных действий

ñ несформированность ориентировочной деятельности

ñ недостатки восприятия выступают тем сильнее, чем сложнее воспринимаемый объект и чем менее благоприятны условия восприятия

 

Особенности моторики:

ñ двигательная неловкость

ñ недостаточная координация,

ñ гиперкинезы (чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений)

ñ хореиформные движения (мышечные подергивания)

ñ реже двигательная активность значительно снижена

ñ отставание в развитии произвольных осознанных движений

 

Особенности внимания:

Неустойчивость внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, слабостью саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации.

 

Память:

Обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники, но при этом наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей без отклонений в развитии:

преобладание (более высокие показатели) наглядно-образной памяти по сравнению со словесной.

 

Особенности мышления:

ñ отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического)

ñ наглядно-действенный характер мышления проявляется у этих детей в наиболее выраженной форме: все этапы решения развернуты, наблюдаются пробы и ошибки, идет формирование специальных пробовательных действий, в то же время нормально развивающиеся дошкольники уже осуществляют мысленные прикидки действий

 

Особенности речи:

ñ запоздалое появление пер­вых слов и первых фраз;

ñ замедленное расшире­ние словаря и овладение грамматическим строем;

ñ имеются недостатки произношения и различения отдель­ных звуков;

ñ трудности понимания детьми некоторых грамматических конструкций;

ñ отсутствует познавательное отношение к речи.

 

Игровая деятельность

ñ однообразие,

ñ отсутствие творчества,

ñ бедность воображения,

ñ недостаточная эмоциональность,

ñ низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей

ñ отсутствие развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников,

ñ нечетким разделением ролей нечетким соблюдением игровых правил.

 

Особенности эмоциональной сферы

ñ эмоциональная неустойчивость, лабильность,

ñ легкость смены настроений

ñ контрастные проявленые эмоции.

ñ фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками;

ñ в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных

 

Коррекция недостатков развития в старшем дошкольном возрасте должна быть направлена:

ñ на совершенствование общей моторики и развитие мелкой;

ñ формирование умений рассматривать и наблюдать окружающий мир;

ñ развитие сюжетно-ролевой игры и общения со сверстниками, конструирования, рисования;

ñ развитие речи и общения; –формирование произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации.

 

Проблемы школьного обучения детей с ЗПР

ñ Старшие дошкольники с ЗПР не получившие специализированной психолого-педагогической помощи оказываются не готовыми к школьному обучению

ñ Во время урока они не могут усидеть на месте, постоянно вертятся, встают и бегают по классу.

ñ Они часто не усваивают задания учителя, не могут сосредоточиться на их выполнении, постоянно отвлекаются.

ñ Недостаточная познавательная активность, в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение в школе

 

Особенности внимания

ñ неустойчивость;

ñ повышенная отвлекаемость;

ñ коррекция идет тем успешнее, чем быстрее формируется устой­чивая учебная мотивация.

ñ использовать игровую мотивацию для развития устойчивости целенаправленной деятельности.

 

Восприятие

ñ отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, труд­ности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях

ñ в наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия

 

Память

ñ произвольное запоминание формируется значительно более медленными темпами различия между наглядной (образной) и словесной памятью (в пользу наглядной)

ñ меньший объем долговременной памяти. (с учетом этой особенности памяти в школах и классах для детей с задержкой психического развития организуется значительно более частое по сравнению с обычной школой повторение пройденного материала при разнообразии форм его предъявления.)

ñ трудности формирование приемов опосредования

 

Мышление

ñ познавательная активность крайне низка

ñ к концу младшего школьного возраста наиболее близким к уровню сформированности, соответствующему средней норме, оказывается наглядно-действенное мышление

Актуальные возможности детей с задержкой психического развития довольно ограниченны и ближе к актуальному уровню развития умственно отсталых, чем нормально развивающихся. Однако после кратковременного обучения дети с задержкой психического развития значительно приближаются к показателям нормально развивающихся детей и удаляются от показателей умственно отсталых.

 

Особенности речевого развития

ñ Недостатки произношения и фонематического слуха

ñ Бедность словаря, суженное или расширенное понятие

ñ Сохранение неологизмов

ñ Трудности в построении повествовательного высказывания

 

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

ñ эмоциональная лабильность,

ñ слабость волевых усилий, несамостоятельность

ñ внушаемость,

ñ личностную незрелость в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.