Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности человека при анализе систем

Понимание многих вопросов из сферы структурного анализа, особенностей естественной структуризации и понятийного моделирования базируется на понимании особенностей функционирования человеческой памяти, и в первую очередь – кратковременной памяти, как инструмента оперативной работы.

Почему люди строят системы понятий практически во всех сферах деятельности на основе структуризации и классификации данных? Почему цитируют строфы известных поэтов и афоризмы? Чем определяется объем малой группы, работоспособного коллектива? Почему эффективность деятельности зависит от совершенства орагнизационных структур? На эти и многие другие вопросы позволяет ответить изучение феномена кратковременной памяти человека – инструмента оперативного анализа.

3.1. Кратковременная память – инструмент оперативной обработки и анализа информации

При моделировании поведения человека и его умственной деятельности в компьютерных науках применяется прием: уподобление деятельностных функций человека тем или иным блокам и системам компьютера. Так кратковременную память человека сравнивают с оперативной памятью ЭВМ, долговременную память - с памятью на внешних запоминающих устройствах и т.п.

Под памятью понимаются психологические "процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности при возвращении в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения".

А.Бергсон: «Память вклинивает моменты прошлого в сейчас совершающееся действие с целью сделать его максимально полезным».

Кратковременная память (RDG) определяется как "подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной". Вся обработка поступающей информации производится в КВП. В результате многочисленных экспериментов установлено, что объем кратковременной памяти ограничен: 7±2 автономными информационными единицами материала.

Как это не странно, но содержимое КВП хранится преимущественно в звуковой форме, что впрочем, не исключает другихспособов хранения - но информация, поступившаязрительно, → примерно через половину секунды превращается в звуки, а еще через секунду → подключаются концептуальные ассоциации. Другая интересная особенность КВП заключается в том, что смена содержимого в ней происходит из-за появления новой информации, не просто от времени. С одной стороны, это значит, что без новых стимулов КВП остается неизменной. С другой стороны, поскольку отсутствие стимулов есть труднодостижимый идеал, содержимое КВП постоянно меняется. Практический смысл этого наблюдения состоит в том, что нельзя допускать, чтобы, скажем, эксперт в процедуре извлечения знаний, отвлекался, поскольку новые стимулы при отвлечении стирают содержимое КВП.

Информация не только хранится в КВП, она в КВП же и обрабатывается. Это значит, что один этап обработки занимает место как минимум одного элемента КВП. Более того, контекст предыдущих действий тоже хранится в КВП, снижая доступный объем оперативной памяти.

Человек не способен удержать в КПВ более 7 произвольных букв, но зато способен без ощутимого труда удержать 7 слов по 7 букв в каждом. Попробуйте удержать в памяти комбинацию «чдепсеритаеи» и сравните свои усилия с удержанием слова «деепричастие». Такая смысловая группировка, при которой набор элементов превращается в единый элемент, позволяет на порядок увеличить объем КВП.

Так что значительно эффективнее считать, что объем кратковременной памяти равен пяти (шести, из которых один в запасе) элементам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль и оценка | Базовые особенности долговременной памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.