Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь структуры с субстанцией




Может показаться, что если вместо изучения свойств системы заняться рассмотрением лишь её структурной схемы, где даже сами элементы - лишь "пучки связей", то мы уйдём от реальности, от материи. Однако это далеко не так. На самом деле:

1. Только от структуры объекта зависит очень многое. Вспомним хотя бы многообразие химических соединений с одной и той же брутто-формулой (одинаковые числа входящих в молекулу вещества атомов различных химических элементов). Это многообразие достигается исключительно за счёт разных структур связи в наборе одних и тех же атомов.

2. При анализе структурных особенностей системы мы отвлекаемся от субстанции (и даже от её физической природы). Например, большинству электротехников нет дела до того, из чего же составлен электрон - если он из "этого" "составлен", а не имеет внутреннюю природу, выходящую за пределы наших нынешних представлений. Многие внешне НЕ похожие системы в этом плане имеют немало общих черт, от которых зависят многие свойства этих систем. Например, изучение нейронов нервной системы улитки (128 штук нейронов) при всей ее непохожести на нервную систему человека позволяет установить некоторые важные особенности поведения человека (у которого нервная система включает десятки миллиардов нейронов).

3. Отвлечение от субстантных свойств элементов и связей системы и описание системы исключительно в структурных терминах, не означает, что мы полностью лишаемся возможности иметь информацию и о субстанции системы. Ведь каждый субстанциальный элемент системы, в свою очередь, всегда может быть дополнительно рассмотрен как самостоятельный сложный объект. И поскольку многие его свойства тоже зависят от присущих ему структурных особенностей, то это значит, что чисто индивидуальные особенности элемента как субстантной единицы также могут быть отдельно сформулированы в терминах своеобразия его структуры.

Так, поначалу атомы были открыты Демокритом чисто умозрительно, как мельчайшая неделимая единица вещества (то есть умозрительно, структурно, отвлекаясь от природы элементов системы) и лишь через несколько тысячелетий удалось глубже структурировать их и познать более сложную природу.

"Всестороннее системное исследование" в первом приближении означает, что необходимо разработать достаточно информативные (для поставленной задачи) списки:

· аспектов или ракурсов рассмотрения систем и способов оформления результатов этого рассмотрения (нотации описания систем),

· критериев оценки полезности систем,

· оснований декомпозиции (членения) систем,

· способов выполнения функций системы,

· целей конструирования или исследования систем.

Так, при проектировании автоматизированных систем (АС) объект автоматизации, как систему, рассматривают с точки зрения его формы собственности, видов выполняемой деятельности (производственная, организационная, научная, испытательная и пр.), типа производства, уровня автоматизации и информатизации, выделяют центральный рабочий процесс и обеспечивающие процессы. Выявляют возможные целевые эффекты от разработки АС – экономический, социальный, технический. Выбирают основные принципы декомпозиции системы – организационный (административный), информационный, технологический, функциональный, технический, программно-целевой. Рассматривают сочетание возможных способов выполнения функций системы в ручном, автоматическом, автоматизированном режимах. Выявляют пути исследования системы с точки зрения выявления требований пользователей АС и разработки вариантов концепций АС.

При анализе существующих и разработке будущих систем (проектировании) важно помнить о том, что во внешней среде они выступают как многоаспектные, то есть должны удовлетворять таким требованиям, как юридические, технические, экономические, информационные, организационные. В этой связи разрабатывают соответствующие специфицированные структуры системы. В связи с этим надо учитывать, что:

а) "Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие взаимное пространственное и повременное расположение элементов. Именно структура делает систему качественно определённым целым, так как предполагает взаимодействие элементов друг с другом по-разному.

б) Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и её возможности".

в) Процесс развития представляет собой целостность, обладающую строением. Законы строения целостности определяют строение каждого частного процесса. Структурой ведь принято называть не то, что складывается из частей, а то, что само определяет судьбу каждой части.

 

Структурные взаимосвязи в системах, как правило определяются теми функциями, которые выполняет каждый из компонентов системы. Например, общий отдел организации выполняет функции приема корреспонденции и передачи ее в исполнительные подразделения. Во исполнение функции отчетности исполнительные подразделения передают документацию в административные подразделения.

Функция - это внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений, определённый способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Итак, система представляется и как структура, и как определенная функция (набор функций).

Более того, оптимально адаптированная система наилучшим из возможных способов соответствует выполняемой функции (набору функций). Мы привыкли изучать видимую оболочку системы - в первую очередь ее структуру, хотя основным является поддерживаемый системой процесс, выполняемая ею основная функция. Более того, с точки зрения роли системы относительно ее надсистемы, она является оболочкой выполняемой ею основной функции. В этом смысле одним из самых ярких примеров может являться жилище человека, имеющее достаточно сложную структуру: – как сложное строение, выполняющее, в частности, функцию защиты человека от неблагоприятных внешних условий, как инженерное сооружение, выполняющее функции обеспечения энергией, водой газом и т.д., как элемент социальной системы, выполняющий функции приема гостей, родственников и пр.

Другим, более полным определением системы является: «Система – это процессное единство».

И именно процессы связывают в единое целое – систему, объекты и функции системы, структуру и функциональную структуру. Пока для нас достаточно определения процесса, сети (структуры) взаимосвязанных, как выполняемых последовательно и параллельно, функций. Наиболее важным примером процесса является пример технологии, в том числе информационной технологии. Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.