Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15




Учреждения социального обслуживания семей и детей

Учреждения социального обслуживания семей и детей

Семья как объект и субъект социальной работы

Лекция 14

Тема: Социальная работа с семьей

Семья - это основанное на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Типы семей: нуклеарная (с детьми или без), расширенная нуклеарная (с родственниками).

Объектом особой социальной защиты являются: многодетные семьи, неполные семьи (развод, вдовство), молодая семья, пожилая семья, семьи группы «социального риска», маргинальные семьи и асоциальные семьи.

К основным проблемам семьи относятся:

- малообеспеченность;

- насилие, жестокое обращение (социальное насилие, моральное).

Основным государственно–правовым документом, регламентирующим семейное законодательство, является Семейный кодекс РФ (1995г.).

Деятельность государства, политических партий, общественных организация, направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, на укрепление семьи, как социального института определяется семейной политикой. Основные семейной политики: стратегические (долгосрочные) и краткосрочные.

Стратегической целью является укрепление семьи как социального института. Достижение этой цели требует: переориентации всей социальной жизни с интересов индивида - одиночки на интересы жизни в семье и с семьей.

Краткосрочные цели тесно связаны со стратегической целью. Реализация краткосрочных целей семейной политики достигается с помощью социальной поддержки семьи. Социальная поддержка семьи – это часть социальной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода ситуаций, связанных с трудностями становления и развития семьи.

Социальная работа с семьями – это деятельность, которая реализует социальную поддержку.

Специфика социальной работы с семьей:

- Практически все современные социальные и индивидуальные проблемы представлены в семье (безработица, проблемы отцов и детей и т.д.).

- Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом.

- Работа с нуждающимся в помощи членом семьи предопределяет работу со всей семьей;

- Семья закрытая система, ее путь протекает вне глаз наблюдателей и поэтому многое судят по косвенным признакам, поэтому работа с семьей требует длительного времени и особого внимания;

- Специалист по социальной работе не может решить проблему семьи, он помогает справиться с ней.

- Семья автономна в своей жизнедеятельности. Она сама выбирает формы взаимоотношений и методы воспитания. Вмешиваться в дела семьи можно лишь тогда, когда есть прямая угроза физическому, психическому здоровью или жизни какого – либо из ее членов.

- Вмешательство во взаимоотношения членов семьи должны быть на благо самой семьи. Помощь оказывается семье не для того, чтобы повысить рождаемость, а для того, чтобы реально помочь семье в выполнении своего предназначения.

- Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфидициальности.

 

Основные принципы в организации помощи семье заключаются в следующем:

- Расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач.

- Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и другими социальными институтами.

- Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

- аналитическую: изучает проблемы и нужды семей;

- планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

- управленческую: организует контакт с государственными органами по решению проблем семьи.

- информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения (Телефон доверия, пункт неотложной психологической помощи).

Цель деятельности социального центра помощи семье – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства.

Основными задачами Центра является:

- выявление причин социального неблагополучия конкретных семей и детей;

- определение и предоставление конкретных видов и форм услуг;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению жизненных ситуаций;

-социальный патронаж семей;

- участие в работе по профилактике безнадзорности;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе;

- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей.

Категории и группы населения, которым центр оказывает услуги:

- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные;

- дети и подростки, находящиеся в неблагополучных семейных условиях;

- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери);

- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Виды социальной помощи, предоставляемые семьям:

- денежные пособия по малообеспеченности;

- разовая денежная помощь;

- бесплатное питание (горячие обеды);

- бесплатное питание в виде наборов продуктов;

- продуктовые товары длительного пользования;

- набор товаров первой необходимости;

- одежда, обувь (возможна б/у);

- льготное товарное обслуживание;

- льготное бытовое обслуживание;

- социальная помощь на дому;

- консультативная помощь (юридическая, медико – социальная, педагогическая и др.);

- психологическая помощь;

- временный ночлег

Тема: Зарубежный опыт профессиональной подготовки в области социальной работы

Представляет интерес опыт зарубежных стран в подготовке социальных работников.

К концу Второй мировой войны в мире доминиро­вал американский подход в концепциях социальной работы. США помогали новым демократиям и бывшим колониям создавать систему профессионального обу­чения социальной работе. Студенты со всего света обучались по специальным программам в учебных за­ведениях США. В результате этой деятельности амери­канская система обучения социальной работе получи­ла распространение во всем мире.

Практическое обучение в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному при­внесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке професси­ональных навыков в виде первоначального опыта; вос­приятию профессионального этикета и ценностей со­циальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуаль­ного стиля профессиональной деятельности. Б.У. Шифор иА.Э. Дженкинс оценивают практическое обучение со­циальных работников как сложный, многослойный про­цесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим обучением и практически­ми занятиями для того, чтобы новый социальный работ­ник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специаль­ных принципов. Именно наличие этой связи и помогает

отличить профессионального наставника от непрофес­сионала или просто от человека, дающего советы из добрых побуждений.

Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человечес­кое поведение и социальная среда, "многообразие че­ловеческой природы", практика социального обслужи­вания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в универсальной эф­фективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. Ведущий американ­ский специалист профессор Хантер-университета, Нью- Йорк, Ч. Казетта констатировал конец американской монополии в учебных планах по социальной работе, приводя убедительные аргументы в своем докладе под характерным названием "Закат американской модели" на XXVII Международном конгрессе Школ социальной работы (Амстердам, 1994 г.). Закат американской моде­ли обучения социальной работе наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора, профессио­нальной самодисциплины, приверженности к универ­сальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения соци­альной работе. Вывод Ч. Казетты: некогда доминирую­щая американская модель может стать только одной из многих моделей и должна быть оценена по своему соот­ветствию местным и мировым проблемам.

Европейская модель практического обучения спе­циалистов в области социальной работы имеет суще­ственные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональ­ной подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне; веду­щая роль Церкви в социальной работе; наличие разно­образных филантропических организаций, функциони­рующих многие десятилетия; сложившаяся система профессиональной подготовки через старинные уни­верситеты; особый социально-политический контекст исторического развития).

В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и аген­тства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значи­тельную роль чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики. Их основная задача — совершенствование профессиональных на­выков студентов, независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются к трем и более студентам.

Практика в агентстве занимает у студента около половины всего объема учебного времени, из которого на завершающем этапе практики выделяется обычно 80 дней.

Основные модели практического обучения соци­альных работников классифицированы Ш. Рамон и Р. Сарри следующим образом:

1.Модель личностного роста и развития, основан­ная на использовании терапевтических моделей прак­тики в моделях обучения. Студент становится как бы "клиентом" супервизора. Личностный рост рассматри­вается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы сту­дента с клиентом. Для супервизора большее значение имеет процесс обучения, чем его результаты. Опора на психологические теории.

2. "Ученическая" модель, которую иногда называ­ют "Рядом с Нелли" по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов ("Нелли"). Профессиональный рост студента оценивается на ос­нове стандартов супервизорства. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдений студента за практической работой супервизора и копи­рования моделей и стиля работы. Для супервизора оди­наково важны и процесс, и результаты практики. Опо­ра на теории поведения.

3. Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководи­теля практики — управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков, при этом критерии оценки результатов практики соотносятся с политикой агент­ства, среди которых главный — результаты работы студента с клиентами. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режима и т. п., обращается внима­ние на трудовую и профессиональную дисциплиниро­ванность студента, так как самое важное — защита клиентов и качество работы агентства. Опора на тео­рии управления.

4. Модель структурированного обучения, основан­ная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельност­ные (обучение в "команде"). Ни процесс практики, ни ее результаты не признаются приоритетными. Одинаково важно и приобретение навыков, и усвоение ценностных основ работы студентов, также предъявляются опреде­ленные требования к оценке на основе критериев ком­петентности. Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Опо­ра на теории обучения взрослых.

Все большее распространение в последние годы приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность.

Центральная фигура практического обучения со­циальной работе в Великобритании — руководитель практики. Им в профессиональном сообществе уделя­ется повышенное внимание. В Великобритании руко­водители практики должны быть аккредитованы свои­ми агентствами, затем в перспективе — получение звания "Преподаватель практики". Это звание получа­ют кандидаты, представившие экзаменационному со­вету информацию о своих достижениях.

Во Франции существует дифференцированная мно­гоуровневая система подготовки специалистов для со­циальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допро- фессиональная подготовка, реализуемые в общеобразо­вательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к ранней специализации, предпочитая ей профилирова ние, дифференциацию и глубокую общеобразователь­ную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подго­товки как основы дальнейшей специализации.

Существующие типы и виды подготовки работни­ков социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уров­ней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работ­никам этой сферы.

Важнейшим условием доступа к подготовке работ­ников социальной сферы является наличие определен­ных личностных качеств, мотивации, жизненного опы­та, которые заявляются на специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, которое под­тверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентным ему дипломом професси­онального образования. Подготовка более высокого уровня предполагает также двух- или трехлетний опыт профессиональной деятельности с обязательной атте­стацией нанимателя или организации. Все это направ­лено на защиту сферы социальной работы от про­фессиональной некомпетентности, которая дорого обходится обществу.

Подготовка социальных работников включает ва­риативную часть, охватывающую основы наук, широ­кие области знания, общие методики и т. д., и регио­нальные компоненты, конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для прак­тики, проведения стажировок, тренингов, решения ре­альных проблем, деятельности в конкретных ситуаци­ях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы. Эти учебные заведения кон­центрируют в себе многолетний опыт социальной практики в данном регионе, апробируют различные модели и формы деятельности, аккумулируют значи­тельный потенциал в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы.

Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по принципу непрерывности образования. Она исключает тупико­вые варианты, как и долгосрочную подготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии с требованиями быстро меняющегося общества. Подго­товка построена по принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с периодами целевой практики, стажиро­вок в различных социальных службах, учреждениях, организациях. Причем важно отметить, что и та, и дру­гая составляющая подготовки проводятся по единой учебной программе, преследуют одни цели и оценива­ются обе по четко определенным критериям. Это по­зволяет оптимально использовать практику в соответ­ствующей среде для выработки профессиональных умений и приобретения опыта деятельности в конкрет­ных ситуациях.

Во Франции не наблюдается четкого разделения между социальными работниками и социальными пе­дагогами. Существующие профессии органично со­четают функции воспитания и помощи, имея в виду личность отдельного человека в целом. Существует несколько основных профессий, которые охватыва­ют сферу социальной деятельности, — это группа профессий "социальной карьеры", которые объеди­няются в данную группу как по общности целей и задач деятельности, так и по критериям професси­ональной компетентности.

Базовой характеристикой профессий социальной карьеры вне зависимости от профиля и специализации является способность обеспечивать допустимое и це­лесообразное посредничество между личностью, семь­ей, с одной стороны, и обществом, государственными и общественными структурами — с другой; выполнять роль партнера, связующего звена между личностью и социумом, между детьми и взрослыми, семьей и обще­ством. Важнейшей характеристикой является умение работать в условиях неформального общения, способ­ствуя появлению и проявлению инициативы, активной, субъектной позиции клиента; умение строить отноше­ния с ним на равных, на основе диалога; соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем.

Все это однозначно определяет приоритет личнос­тных качеств, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности. Так как деятельность социальных педагогов и работников является своеоб­разной зоной доверия между людьми, способствующей их взаимопониманию и общению, люди этих профес­сий должны обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое об­щение, на ситуацию в социуме. Необходимыми каче­ствами являются психологическая грамотность, разви­тое чувство такта, хорошая коммуникабельность и организаторские способности, духовная и общая куль­тура высокого уровня, умение анализировать соци­альные явления, видеть свое место и роль в обществен­ной жизни, четкие нравственные принципы.

В группу профессий социальной карьеры входят: ассистент социальной службы, советник по социаль­ной и семейной экономике, специализированный вос­питатель, воспитатель раннего детства, воспитатель по социальной правоохранительной защите молодежи, аниматор социально-культурной деятельности.

Общей чертой этих профессий является то, что подготовка к ним требует законченного среднего обра­зования и предполагает различные профили и уровни подготовки. При существующей во Франции организа­ции второй ступени среднего образования выпускни­ки лицеев получают допрофессиональную подготовку к этим профессиям еще в период обучения в старших классах средней школы.

Во Франции старшие классы средней школы (ли­цей) являются профилированными и ведут к различным типам свидетельства о среднем образовании — бака­лавриату. Лишь успешная сдача двухступенчатого эк­замена на бакалавра позволяет продолжить обучение в высшей школе. Это отличает французский бакалаври­ат от американского, который отмечается дипломом, подтверждающим получение базового высшего обра­зования.

Подготовку социальных работников ведут и универ­ситеты. Так, университетский диплом технологии соци­альных карьер предполагает три специализации: соци­альная и социокультурная анимация, социальная защита 322 и специализированное воспитание. Анимация как идея,

призванная гуманизировать свободное время, получила развитие во всех развитых странах; именно во Франции в послевоенные годы впервые появилось понятие соци­ально-культурной анимации. Постепенно через Евро­пейский Совет в Страсбурге и ЮНЕСКО это понятие получило распространение.

Профессия аниматора сейчас активно развивает­ся (особенно после подписания Конвенции о социо­культурной деятельности), численность работников растет в течение всего последнего десятилетия (ныне в Европе насчитывается 30 ООО постоянных и 140 ООО временных аниматоров примерно на 45 ООО учрежде­ний). В то же время поступление на работу все же тре­бует упорства и инициативности, ибо возможности трудоустройства пока ограничены.

Подготовка по профилю "аниматор" предполагает два уровня: подготовка к непрофессиональным дипло­мам анимации и подготовка к профессиональным дип­ломам анимации.

К непрофессиональным относятся:

— сертификат о пригодности к функциям анима­ции, который дает возможность работать в центрах каникул и досуга; эта подготовка может рассматривать­ся в качестве введения в анимацию и может быть до­полнена подготовкой к сертификату о пригодности к функциям руководителя (ВАРЭ), которая позволяет получить доступ к должностям кадров в центрах ка­никул;

— сертификат о пригодности к социокультурной (BASE)? выдаваемый аниматорам молодеж­ных групп или групп взрослых, активистам и волон­терам; кандидатам следует быть не моложе 19 лет и иметь двухлетний опыт социовоспитательной дея­тельности постоянного характера с аттестацией на­нимателя или ответственной организации.

Профессиональные дипломы анимации заверша­ют подготовку различного уровня. Это, например, госу­дарственный сертификат техника-аниматора по народ­ному воспитанию (ВЕАТЕР), который обеспечивает владение методами и технологиями анимации. От кан­дидата требуется диплом бакалавра и двухлетний про­фессиональный опыт. Обучение длится три года и вклю­чает 630 часов, которые распределяются на три блока теоретической подготовки и два месяца практики. Су­ществуют три специализации — научно-техническая деятельность, культурная деятельность и выражение, социальная деятельность и местная жизнь. Недавно была создана специализация "окружающая среда Другой профессиональный диплом — государ­ственный диплом, относящийся к функциям анимации (БЕРА), позволяет осуществлять деятельность как в воспитательной, так и в социальной области, организо­вывать коллективную деятельность. Доступ к обучению также обусловлен уровнем бакалавриата и трехлетним стажем профессиональной деятельности, которые до­полняет специальный экзамен. Обучение состоит из 1040 часов теоретической подготовки, структурирован­ной в б блоков, и 16 месяцев практики. Предполагается написание диссертации и ее защита.

Подготовкой более высокого уровня для професси­оналов, имеющих многолетний опыт работы в области анимации, является подготовка к диплому о высшем образовании в области анимации (ЭЕ5А). Обучение про­ходит в Национальном институте молодежи и народно­го воспитания. Значительную часть дипломированных специалистов в области социальной работы и анима­ции готовят университеты, в которых выделяются три цикла подготовки, каждый из которых завершается соответствующим государственным или университет­ским дипломом с различными специализациями.

Также интересен опыт подготовки "специализиро­ванных воспитателей", сфера деятельности которых охватывает различные виды воспитательных воздей­ствий по отношению к детям, подросткам и взрослым, имеющим физические, психические недостатки или отклонения в поведении, или находящимся в неблагоп­риятной социокультурной среде. Деятельность специ­ализированного воспитателя характеризуется разнооб­разными формами и методами работы применительно к контингенту клиентов и среде. Отбор на обучение здесь особенно строг. Воспитатель интегрирует свои усилия со всеми, кто принимает участие в воспитатель­ном процессе: семьей, врачами, педагогами, соци­альными работниками. Фактически этот специалист во Франции — тот, который в России назван социальным педагогом.

Таким образом, во Франции существует очень диф­ференцированная многоуровневая система подготов­ки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильной профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в общеобразователь­ной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-уче- ных, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личный практи­ческий опыт.

Французская система подготовки работников со­циальной сферы является одной из наиболее эффек­тивных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то же время одной из наиболее динамич­но развивающихся, обновляющихся, реформируемых. Вероятно, в этом одна из причин ее эффективности.

Социальная работа во Франции имеет длительную и интересную историю. Эта сфера деятельности нераз­рывно связана с развитием государства и общества в этой стране. Накопленный за этот период опыт, безус­ловно, полезен для нас, хотя бы в силу общности куль­турных традиций, которые роднят Россию и Францию с незапамятных времен.

Наиболее полную на сегодняшний день информа­цию в области профессионального образования соци­альных работников в различных странах мира содер­жит Справочник-руководство по мировой системе обучения социальных работников (ШогИ Сшс1е 1о 5ос1а1 Шогк ЕйисаИоп), изданный Международной ассоциа­цией школ социальной работы (1А55Ш) в 1984 г., (второе издание). Он включает подробное описание системы обучения социальных работников в 74 учебных заведе­ниях 61 страны мира. Среди стран, включенных в международное руководство, наряду с США, Англией, Германией, Францией и др., есть Кения, Уругвай, Тан­зания и Зимбабве, однако из стран, называемых прежде социалистическими, присутствуют только Польша и Югославия.

1А55Ш в настоящее время занята изучением це­лей и единых факторов квалификации в обучении и практике социальных работников. В обучении соци­альной работе не существует международной упол­номоченной организации. Международная ассо­циация не считает, что общее международное образование может иметь преимущество перед тем, которое можно получить в собственной стране.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.