Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронные информационные ресурсы для детских и школьных библиотек




Восприятие компьютера в детской библиотеке прошло эволюцию от интереса к дорогостоящему прибору до удивления подростков тому факту, что не все книги в библиотеке оцифрованы. На этом витке для многих стало ясно, что начинать информатизацию значительно проще, чем поддерживать заявленный уровень. К началу XXI века было установлено на практике, что пользовательские места для библиотекарей и читателей будут постоянно модернизироваться, а ресурсы требуется создавать так, чтобы они сохранялись на любой технике и в любом программном обеспечении. Фонд электронных изданий появился во многих школьных и детских библиотеках, домашний компьютер стал использоваться взрослыми и детьми. Библиотечные фонды, с одной стороны, позволили сократить семейные расходы на приобретение CD и DVD, а с другой — воспринимаются пользователями как ориентир при выборе предлагаемых на рынке мультимедийных ресурсов.

В настоящее время библиотечное обслуживание не должно включать в себя выдачу электронных изданий на дом, если правообладатель не разрешил библиотеке это делать на основании заключенного договора: «…выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме». И теперь со стороны библиотек требуется предложить читателям такие условия использования электронных документов, которые обеспечат сохранение достигнутых ранее показателей книговыдачи. В отношении уже сформированных фондов электронных изданий необходимо оперативно изменить инфраструктуру пользовательских мест. Их количество во многом зависит от доли электронных документов в составе объектов хранения: нельзя предоставить только на одном компьютере сотни CD-ROM и DVD с учётом того, что одновременно с самостоятельными электронными изданиями фонды библиотек получают всё больше печатных материалов с электронными приложениями. У детских библиотек, где время работы детей за компьютером ограничено и «пропускная способность» пользовательских мест выше, появляется очевидный стимул для координации работ по созданию распределённых фондов электронных изданий на сепаратных носителях, отбора лучших из них по качественным характеристикам и внедрения методов эффективного использования сервисов межбиблиотечного абонемента.

Приходится учитывать, что в настоящее время у детской библиотеки нет уверенности в полноте юридической очистки документов, которые приобретаются ею в ходе комплектования. Для социально незащищённых групп пользователей, к которым относятся и дети, библиотечная услуга по предоставлению доступа к электронным ресурсам необходима. Но она сейчас не так весома для воспитания правового сознания, как могла быть в случае абсолютных гарантий в том, что библиотечные фонды не содержат нелегально выпущенных электронных материалов. Получая доступ к электронным ресурсам, дети-читатели довольно часто предполагают, что из соображений экономии библиотекой сознательно покупаются нелицензионные программные продукты и базы данных, и с недоверием относятся к заверениям о правомочности предоставляемых им услуг. Покупка библиотекой персонального компьютера с целью организации автоматизированного рабочего места должна сопровождаться комплексом мер по формированию его программного оснащения в соответствии с функциональным назначением и правами пользователей.

Но современным детям нужны не только традиционные книги и журналы. Все чаще у них возникает потребность в дополнительных источниках информации, в использовании электронных ресурсов. И тут на помощь приходит детская библиотека, предоставляя в пользование электронные ресурсы: базы данных, в том числе полнотекстовые; организацию удаленного доступа; оптимизацию электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т.д. Таким образом, к традиционным информационным ресурсам детских библиотек присоединяются необъятные ресурсы Интернета, чем дети с удовольствием пользуются.

Государственная регистрация информационных ресурсов в РБ осуществляется в целях создания единой системы учета и сохранности информационных ресурсов, создания условий для их передачи на государственное архивное хранение, информационного обеспечения государственных органов (организаций), информирования граждан и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь.

Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Национальной академией наук Беларуси путем внесения информационных ресурсов в Государственный регистр информационных ресурсов.

Порядок формирования и ведения Государственного регистра информационных ресурсов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Базовые информационные ресурсы представляют собой информационные ресурсы общего пользования, включая общенациональные регистры (реестры), создаваемые на основании законодательных актов Республики Беларусь, и используются в целях информационного обеспечения государственных органов (организаций), удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.

Базовые информационные ресурсы являются основой для интеграции информационных ресурсов, имеющих национальное значение.

Ведомственные информационные ресурсы содержат информацию, необходимую для информационного обеспечения государственных органов (организаций) в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Республики Беларусь, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.

Ведомственные информационные ресурсы формируются и используются государственными органами (организациями), которые также осуществляют владение данными информационными ресурсами.

Территориальные информационные ресурсы содержат информацию, необходимую для информационного обеспечения местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Республики Беларусь, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.

Территориальные информационные ресурсы формируются и используются местными исполнительными и распорядительными органами, которые также осуществляют владение данными информационными ресурсами.

Именно библиотеки являются основными держателями такого стратегического ресурса, как информация, и именно они предназначены для предоставления ее пользователям. Поэтому не удивительно, что роль библиотек постоянно возрастает и существенно изменяется в условиях глобального процесса построения информационного общества.

Детские библиотеки все больше внимания в работе по привлечению к чтению уделяют использованию современных технологий (мультимедийных, сетевых и др.). Мультимедиа – одновременное использование печатного текста, графики, звукового и видеоряда, музыки и анимации в одной программе.

Компьютер помог объединить носители информации, прежде независимые друг от друга. Активно используются и другие электронные носители: музыкальные диски, «говорящие» книги, видеокассеты, DVD-носители. Опыт работы показывает, что использование мультимедиа является весьма полезным в

обслуживании читателей. Как отмечают специалисты, человек запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного и 30% увиденного, а из одновременно увиденного и услышанного – 50–70%. Наряду с приобретением новых знаний, умений и навыков у детей формируется положительное отношение к получению информации в библиотеке.

1. Электронный каталог (ЭК) на фонд библиотеки является основным информационным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно либо на основе использования корпоративного ресурса, формируемого другой (другими) библиотекой (библиотеками).

2. Помимо ЭК, библиотека создает разнообразные базы данных (БД) - библиографические, полнотекстовые, фактографические.

Полнотекстовая БД официальных документов включает опубликованные и неопубликованные материалы и нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления.

3. В обязательном порядке библиотека собирает и создает краеведческую электронную информацию, включая тематические БД, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.

4. Библиотека реализует «цифровые» проекты, создает электронную библиотеку (электронную коллекцию).

5. Детская библиотека участвует в создании единых информационных сетей, взаимодействует с другими организациями для совместного осуществления программ и проектов информационного электронного обслуживания пользователей.

6. Детская библиотека увеличивает свой потенциал в процессе информационного обмена, путем участия в создании и использовании сетевых ресурсов, взаимодействия с национальными, научными и специальными библиотеками, другими учреждениями культуры, образования и воспитания, информационными центрами.

7. Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия предполагают формирование и размещение на сервере библиотеки электронных ресурсов и организацию информационного обслуживания пользователей, в том числе в режиме удаленного доступа (ЭДД, виртуальная справочная служба, другие технологии).

В добавление к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам, на ее Web-сайте размещаются коллекции полезных Интернет-ссылок, списков Интернет-адресов, информационные навигаторы.

Цифровая (электронная) библиотека

Библиотека реализует «цифровые» проекты, создает электронную библиотеку (электронную коллекцию). Стоимость электронной версии книги существенно меньше, а приобрести ее можно в любое время суток, с мгновенной доставкой на любые расстояния. На CD-диск размещается более 500 книг, а на DVD – целая библиотека. Книжную библиотеку можно иметь на любом мобильном устройстве (смартфоне, КПК, мобильнике, плеере). Электронные книги – это устройства, специально спроектированные для чтения. По размерам они не превышают формат A 5, а их экран отображает текст настолько четко, что вполне может потягаться по качеству с типографским листом бумаги.

Достоинства электронных книг:

1). Низкая цена. Книги, срок действия авторских/издательских прав на которые истек, выложены в открытый доступ бесплатно. Прочие книги стоят в разы дешевле бумажных.

2). Малый размер. Электронные книги не требуют покупки шкафа.

3). Удобство в навигации. Программы для чтения предоставляют возможность поиска по тексту, создания множества закладок и быстрого перехода к любой главе.

4). Экологичность. Для электронных книг не требуется бумага.

Недостатки:

1). Худшее качество отображения текста по сравнению с современной полиграфией.

2). Относительно высокая стоимость устройств для чтения.

3). Низкое качество иллюстраций.

Электронные книги могут храниться в файлах различных форматов. От этого зависят: условия хранения, подбор программы или устройства для чтения. Следует разбираться в различных книжных форматах. Самый популярный формат TXT. Он может быть прочитан на любом устройстве, но книга выглядит неудобочитаемой. Книги в интернет-форматах HTML и CHM сложно каталогизировать. Изготавливать их довольно сложно, поэтому они не нашли применения в виртуальных библиотеках. Книги в форматах Microsoft Office (DOC, RTF) позволяют вставлять в документы метаинформацию, но имеют неудобную систему навигации по тексту. Книги в форматах PDF и DjVu используются для хранения отсканированных текстов. Они имеют удобную навигацию по тексту, но имеют большой размер. Самый распространенный формат электронных книг – FB2. Очень удобен для чтения. Файлы отображаются привычным для пользователя образом. Этот формат сохраняет все основные элементы книги, выходные данные.

Цифровая библиотека состоит из каталога, хранилища, контент-терминалов (мест) для подключения к хранилищу.

9. Организационные и технические решения информатизации

Информатизация детской библиотеки осуществляется с целью предоставления доступа к информации на качественно новом уровне, развития новых форм обслуживания, обеспечения возможности записи, сохранности и доступа к информации в электронной форме, работы в сетевом режиме.

Процесс информатизации детской библиотеки осуществляется последовательно, включая:

 создание материально-технической базы, включая определение необходимого количества автоматизированных мест для работы сотрудников и пользователей; приобретение лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех основных библиотечных процессов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение ЛВС к сети Интернет;

 модернизацию всех основных библиотечных процессов: комплектование и обработка, справочно-библиографический аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);

 последовательную реализацию заложенных компьютеризацией технологических возможностей, формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, в том числе через участие в корпоративных проектах;

 внедрение удаленного доступа к информационным электронным ресурсам, создание Web-сайта библиотеки для размещения информация о ресурсах и услугам библиотеки, в том числе создание виртуальной справочной службы.

Информатизация библиотеки осуществляется на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС), основными критериями надежности которой являются авторитетность, опыт использования в регионе или в конкретной местности, эксплуатационная поддержка со стороны производителя, комплексность предлагаемых решений (компьютеризация всех основных библиотечных процессов).

Запуск системы включает приобретение и монтаж оборудования, сетей, приобретение лицензионного программного обеспечения, организацию структурного подразделения с выделением штатной единицы – сектора автоматизации, обучение персонала, систему сопровождения (информационного и технического).

Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей библиотеки, но от стоящих перед библиотекой задач в области информатизации и от востребованности информационных ресурсов пользователями.

Организация электронных читальных залов в библиотеке предусматривает приобретение персональных компьютеров, сервера, коммутационного оборудования, объединения их в ЛВС, приобретения лицензионного программного обеспечения для учета и контроля работы пользователей за компьютером.

Центральная детская библиотека оборудуется для осуществления комплектования муниципальных детских библиотек региона или района документами и информацией; ведения сводных каталогов в рамках корпоративного взаимодействия библиотек, расширения пользовательских мест для информационного обслуживания.

Программные продукты включают следующие категории: операционные системы и приложения (все офисные приложения и пакеты программного обеспечения специального назначения: графические, энциклопедии, игры); серверные продукты (серверные операционные системы и приложения, а также лицензии клиентского доступа к ним).

При установке компьютера на конкретное рабочее место определяется операционная система, обеспечивающая его работу, в зависимости от следующих составляющих: тип компьютера (процессор, объем оперативной памяти, объем дискового пространства и т.д.), характер производственных задач, которые он должен помогать решать, определенные технические требования прикладных программ (например, для обработки изображений или для работы с текстовыми документами).

Подключение к сети Интернет может осуществляться на основе использования технологии GPRS, предоставляемой операторами сотовой связи, либо по проводной телефонной линии.

Создаваемая технологическая среда должна обеспечивать обучение сотрудников и пользователей новым технологиям, формирование библиотекой собственных электронных ресурсов, свободный доступ к ним и к ресурсам Интернет.

Все поставляемое программное обеспечение должно сопровождаться лицензиями на его использование. Неправильное использование программного обеспечения означает нарушение лицензионных правил, что равнозначно использованию нелицензионного продукта.

Оборудование и программное сопровождение информационных систем в библиотеках должны обновляться не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий.

Ассортимент услуг школьной библиотеки включает доступ к ресурсам электронной информации, которые должны отражать учебную программу, а также интересы и культуру пользователей. Электронные ресурсы – это доступ к Интернету, специализированные справочные и полнотекстовые базы данных, а также пакеты прикладных программ учебного характера. Они могут быть на сидиромах или DVD.

При выборе системы каталога крайне важно, чтобы он был пригоден для классификации и каталогизации библиотечных ресурсов согласно общепринятым международным или национальным правилам. Это упрощает задачу интеграции такого каталога в более широкие сети. Во многих странах мира местные школьные библиотеки получают большую пользу от членства в сводном каталоге. Такое сотрудничество способно повысить эффективность и качество обработки книг и облегчает объединение ресурсов для достижения максимального эффекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.