Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Читательская культура детей и подросток и пути её формирования

По мнению международных экспертов, постсоветские страны во многом лидируют в области библиотечной работы с детьми, так как у нас в стране действует сеть специализированных детских библиотек, располагающих специально подготовленными кадрами.

Детские библиотеки накопили большой опыт в работе с детьми разных возрастных групп, а также с детьми-инвалидами, трудными детьми и подростками, в общении с семьей, в том числе с неполными и многодетными семьями.

В то же время за последние десятилетия в детской среде, как и во взрослой, произошло снижение статуса книги. Чтение книг стало восприниматься детьми и подростками преимущественно либо в качестве одного из инструментов получения информации (по заданию школы), либо в качестве второстепенного средства для отдыха и развлечения (на досуге). На первом месте в структуре досуга подростков – теле и видеопросмотры, прослушивание радио, работа или развлечения на компьютере, в том числе в Интернете. Чтению «для души», чтению, развивающему личность, подростки уделяют все меньше внимания.

При этом произошла деформация самого круга чтения подрастающего поколения. Например, при опросе подростков об их любимых книгах и героях лучшие зарубежные классики, ранее входившие в круг чтения многих поколений, почти не были названы. Уходящие из чтения юных книги «золотой полки» часто замещаются современными произведениями для взрослых невысокого художественного достоинства. А ведь книги, которые выбирают дети и подростки, являются для них, говоря словами выдающегося психолога Л. С. Выготского, «источником развития».

Поскольку чтение – это труд, потребность в чтении нужно воспитывать в человеке с детства. Желание читать передается только «из рук в руки», как эстафетная палочка. Практически невозможно привить любовь к чтению без непосредственного контакта с человеком, который обладает культурой чтения и способен наладить с ребенком диалог, живое общение. Именно сочетание этих двух факторов порождает талантливого читателя. К сожалению, один из них в нашей стране все время «выпадает».

Раньше взрослые – родители, учителя, библиотекари – в массе своей обладали высокой читательской культурой, но действовали более авторитарно. Теперь же взрослые более демократичны, но их культура чтения значительно упала. В этих условиях растет роль и значение детских библиотек. Работающие там специалисты владеют методиками приобщения к чтению и могут помочь детям из

нечитающих семей полюбить книги и чтение.

Воспитание читательской культуры складывается прежде всего из:

привычки к систематическому ежедневному чтению, которая формируется у детей под влиянием семьи, школы и библиотеки;

высокого уровня восприятия литературы, позволяющего включать в круг чтения книги, требующие интенсивной работы ума и сердца;

умения и желания использовать все возможности, которые предоставляют институты, связанные с книгой и чтением, – библиотеки, книжные магазины и т.д.

И хотя широко известно, что одним из уникальных «инструментов» развития духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных способностей человека является чтение, в том числе чтение художественной литературы, сегодня для того чтобы дети и подростки читали качественные книги, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. От того, сможем ли мы изменить создавшееся

положение, установку многих родителей, педагогов и общества в целом только на развитие «информатизации» в противовес развитию целостной личности, во многом зависит состояние будущего общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность использования информационных ресурсов детских и школьных библиотек | Информационная культура детей и подростков и пути её формирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.