Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и сущностные основы отбора информационных ресурсов детских и школьных библиотек

Внимание профессионалов — библиотекарей, теоретиков библиотековедения, ведомств, курирующих деятельность библиотек, — к этой проблеме, не ослабевало на протяжении многих десятиле­тий; она решалась в нескольких плоскостях — идеологической, эс­тетической, нравственной. Собственно в основе появления фонда детской библиотеки лежал идеологический мотив. Как отмеча­лось, детская библиотека возникла как небольшой набор книг при учебном заведении. Главная цель ее на первых порах заключалась не столько в обеспечении гарантий качественного обучения под­растающих поколений, сколько в отстаивании национальной и ре­лигиозной самобытности народов.

Идеология личности, идеология нравственности должны доми­нировать в работе детской библиотеки. Пропаганда, распростра­нение политических идей, в отличие от эстетических, нравствен­ных ценностей, не есть ведущая задача детской библиотеки. Вни­мание к негативным политическим течениям у читателей детских библиотек не следует ни разжигать, ни сдерживать искусственно. Возникший вне библиотеки интерес к идеям человеконенавист­ничества, идеям, пропагандирующим преимущество каких-либо рас, наций, религий, должен сопровождаться со стороны библио­текаря не отповедью в виде нотации, а тщательной, долгой рабо­той, деликатным, осторожным, ненавязчивым внедрением в со­знание человека нравственных оценок негативных политических, националистических, эстетических положений.

Одна из первостепенных задач библиотечного фонда — обеспе­чение нравственного становления личности посредством предло­жения соответствующих книг. Современная библиотека может обогатить воздействие на читателя, используя изобразительные образы, зафиксированные на видеокассетах и CD-ROMax (теат­ральные спектакли, фрагменты собраний живописи, фильмы).

Наглядность, образность, дополненная книгой, может проти­востоять потоку массовой культуры, наводняющему современный рывок развлечений и воздействующему крайне негативно на не-сформировавшуюся нравственность и психику ребенка, подрост­ка.

Работники библиотеки ненавязчивым и деликатным предложе­нием книг, «подходящих» к темпераменту, уровню развития ре­бенка, могут вызвать и закрепить умение и желание общаться с нею и с самим собой.

Эстетический аспект свободы выбора документа тесно связан с рекреационной потребностью читателя. Это еще один аспект, привлекающий внимание библиотекарей и обуславливающий на­полненность библиотечного фонда.

Библиотека никогда не должна забывать, что, предлагая юному читателю книги, она не только способствует своими методами его обучению, но и оказывает на него опосредованное воспитательное воздействие. Вместе с тем нельзя воспринимать ребенка только как сосуд для наполнения знаниями путем обучения или самооб­разования, как объект воспитания. Ребенок — это личность, нуждающаяся в отдыхе, в разрядке напряженности, вызванной утом­лением в процессе учебы, характерной для этого возраста тревож­ностью, связанной с неудовлетворением различных социальных потребностей, неудачами в школе или классическими фобиями (боязнь высоты, темноты, замкнутого или открытого пространст­ва, крови и т.д.). Если семья, школа и библиотека общими усили­ями сформировали интерес к чтению, то юный гражданин будет искать отдохновения в общении с книгой, поиска ответа на инте­ресующие его вопросы, снятия напряженности.

При формировании фондов детской и юношеской литературы библиотекари руководствуются общими основополагающими за­конами, критериями и принципами. Однако при их реализации имеют место существенные особенности, главными из которых являются возраст, пол абонента, а с момента его подготовки к тру­довой деятельности и вступления в неё — профиль будущей специ­альности.

Интересы детей и подростков в массе приблизительно схожи между собой. Это облегчает подбор, позволяет пользоваться об­щими рекомендациями относительно учета возрастных особенно­стей при комплектовании фонда.

В своей деятельности всякая библиотека руководствуется неки­ми принципами, независимо от того, сформулированы ли они яв­но или содержатся в голове библиотекаря в виде интуитивных представлений. Если библиотекарь принципов не знает, не имеет, не руководствуется ими, значит, он беспринципен, и ничего хоро­шего от его деятельности ожидать не приходится.

При комплектовании библиотечного фонда исходным является принцип селективности (от лат. selectio — выбор, отбор)или выбо­ра одного документа из множества возможных, альтернативных. Этот выбор осуществляется в соответствии с неким критерием предпочтительности. Она определяется законом адекватности (лат. adequatus — полностью соответствующий), требующим от си­стемы соответствия ожиданиям внешней среды. Библиотека своей деятельностью должна соответствовать прежде всего требованиям, которые предъявляют к ней общество, государство. Функции этой зоны внешней среды состоят в том, что она:

— ставит перед библиотекой задачу удовлетворять и развивать информационные потребности членов общества — юридических и физических лиц; регламентирует библиотечную деятельность, устанавливая нормы, определяя ограничения. Те и другие фиксируются в зако­нах и иных нормативных документах, которые библиотека обяза­на исполнять, иначе она будет внешней средой отторгнута и заме­нена иным социальным институтом, способным выполнять ее ус­тановления внешней среды; — обеспечивает легитимность (законность) библиотечной дея­тельности, выдавая библиотеке необходимые регистрационные свидетельства, лицензии и сертификаты; — фиксирует результаты и контролирует степень соответствия библиотечной деятельности поставленным задачам.

Библиотечный фонд формируется и хранится в соответствии с общебиблиотечными ценностями: ее уставными целями, социаль­ной миссией, стратегическим планом развития, этическим кодек­сом и т.п. Фонд должен соответствовать информационным по­требностям пользователей — и это главное, к чему он должен стре­миться.

Фонд должен соответствовать и имеющейся материально-тех­нической базе: наличной площади фондохранения, средствам ин­формационной технологии, оснащенностью библиотечным обо­рудованием и мебелью. Он соответствует также штатной числен­ности и уровню квалификации библиотечного персонала, и этот вид соответствия достигается практически сам собою, т.е. зависит не от состава или величины фонда, а от внешних по отношению к нему факторов.

Принцип толерантности.

Развитие чтения в детском возрасте, традиции книго­издания сформировали три отчетливо различимых (но от­нюдь не застывших в своем движении) направления в ре­пертуаре литературы для юного читателя. Во-первых, это специально создаваемая для детей литература, во-вторых, — возрастные адаптации произведений, адресованных взрослым, в-третьих, — непредназначенные юным читате­лям и оригинальные издания. Имеется часть произведений, не обладающих ярко выраженной принадлежностью к ка­кому-либо направлению. Внешние и внутренние границы «поля» отбора остаются подвижными. Их обозначает (при­чем, всякий раз по-новому) лишь сам процесс образования круга ценного и интересного чтения детей.

Возрастные адаптации появились в кругу детского чте­ния лишь немного позднее оригинальных произведений для взрослых. До сих пор они сохранили свою скромную, но достойную позицию на «поле» отбора, бережно раскрывая пе­ред юными читателями мир большой литературы. Данный пласт произведений нетрудно выделить, ибо способы обра­ботки оригиналов принципиально не изменились. В одних случаях оригинальный текст сокращается, из него изымаются лишние, по мнению взрослых, места, и детям пред­лагается усеченный, но сохранивший стилевые особенности вариант. Некогда избранные фрагменты нравоучительных трактатов, религиозной литературы составляли основной круг чтения детей. Такого рода произведения хорошо зна­комы по различным хрестоматиям. В других случаях про­изведения специально и основательно перерабатываются, например, «Робинзон Крузо», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Дон-Кихот». Возрастные адаптации, легко распознавае­мые, с предсказуемой читательской реакций, не создают, как правило, камней преткновения на «поле» отбора.

Ярко выделяющийся, мощный пласт произведений ли­тературы для детей сравнительно молод. Только в XVII в. началось постепенное обогащение круга детского чтения специально адресуемыми произведениями. Расцвет данного направления литературной и издательской деятельности происходит именно в XX в. и приносит плоды, невиданные прежде.

Особенностью репертуара литературы для детей явля­ется его медленное движение во времени, обусловленное объективными закономерностями возрастной смены поко­лений, тенденциями естественного репродуцирования чи­тательских предпочтений. Действительно, в читательской памяти, подпитываемой нерастраченными личными собра­ниями, произведение может жить долго, не исчезая с «по­ля» отбора в библиотечные фонды (так как это произошло с книгами Сеттон-Томпсона, Брема, которые, исчезнув с библиотечных полок, десятилетиями не переиздаваясь, ос­тавались желаемым чтением детей). Таким образом, истоки образования «поля» отбора в библиотечные фонды для детей, динамика его формирова­ния предполагают самые разные (и неожиданные) вариан­ты выделения именно тех произведений, которые необходимы в данном фонде.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационная культура детей и подростков и пути её формирования | Педагогические подходы к формированию информационных ресурсов детских и школьных библиотек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.