Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные характеристики групп

 

Эффективность деятельности любой группы определяется своим специфическим набором характеристик. К основным характеристикам относят следующие:

1. Организационные: размер группы, состав и число ролей, статус группы, внутренняя коммуникация, цели деятельности в группе, сплочённость в группе, лидерство в группе.

2. Факторы внешней среды: Естественное расположение, роль группы в организации, коммуникация с более крупной организацией.

3. Цели деятельности в группе: природа, давление, важность.

 

Размер группы. Эффективность работы в значительной степени определяется её размером. Существует определенное соответствие между размером группы и степенью участия ее членов в работе. Так, с ростом численности работников эффективность группы может расти до определённого размера, а затем снижаться. Снижение эффективности обусловлено возникновением проблем с коммуникацией и координацией, снижением удовлетворённости работой. Повышается текучесть кадров, увеличивается число прогулов, возрастает социальная лень.

Некоторые исследователи считают, что при выполнении конкретной работы наиболее эффективной может быть группа из 5- 7 работников. При обсуждении и принятии коллективного решения наиболее рациональная численность - 5-11 человек.

В группах с численностью менее 5 человек высока доля персональной ответственности за выполнение своей работы. В группах с численностью более 5 человек доля персональной ответственности начинает снижаться.

Чрезвычайно устойчивой группой в определённых условиях в настоящее время признаётся группа, состоящая из двух человек. Такой тандем позволяет успешно решать большое число задач. Однако для эффективной работы необходимо, чтобы люди в этой группе безраздельно верили друг другу, уважали мнение коллеги, совместно разрабатывали и реализовали стратегию и тактику деятельности группы.

Следует отметить, что невыполнение ранее достигнутых договорённостей одним из членов группы, смена члена группы воспринимается как предательство и группа распадается.

По мере роста численности членов группы появляется тенденция разделения её на подгруппы, в соответствии с рассогласованием целей, и возникновения конфликтов.

Специалисты отмечают, что в неформальных группах наиболее устойчивой психологической структурой является триада, т.е. сильный лидер и группа из двух человек. Может быть поэтому экипажи многих боевых машин состоят из двух или трёх человек.

Чем больше размер группы, тем больше проблема ее "молчаливого большинства", тем больше текучесть кадров.

При увеличении численности группы проявляются две противоположные тенденции:

1. Дух коллективизма и состязательность повышают эффективность работы группы.

2. Появляется тенденция уменьшать свой вклад в общие результаты деятельности группы (желание “спрятаться за спины других”). Это явление иногда отмечают как коллективную безответственность. Она определяется, как склонность работников при увеличении численности группы прилагать меньше индивидуальных усилий в процессе выполнения групповых заданий и является серьёзной организационной проблемой.

Коллективная безответственность проявляется в тех группах, где высоко ценят личные достижения и индивидуальный успех – это проявление индивидуалистической культуры.

В группах, где высоко ценят коллективную ответственность, люди трудятся более усердно, чем в одиночку. Это проявление коллективистской культуры.

Исследователи феномена коллективной безответственности разработали ряд рекомендаций по снижению его влияния на результативность работы групп. Рассмотрим некоторые из них.

1. Делайте работу каждого человека наглядной. Коллективная безответственность может возникать тогда, когда индивидуальный вклад работника в общий результат определить невозможно. Поэтому одним из основных направлений её преодоления является определение вклада каждого работника в общую работу и демонстрация его другим работникам. Как показывает опыт автора, даже простой ежемесячный, индивидуальный учёт проделанной работы резко повышает заинтересованность людей в её результатах и её месте в общих результатах.

2. Повышайте интерес и значимость выполняемой работы. Давно известно, что чем более бессмысленной является работа, тем больше люди поддаются влиянию коллективной безответственности. В концентрационных лагерях фашистов принуждение узников выполнять бессмысленную работу было тяжелым наказанием. Их, например, заставляли часами укатывать ручными катками абсолютно гладкие площадки и люди сходили с ума.

Чтобы изменить отношение членов группы к работе и повысить эффективность их труда необходимо повышать их заинтересованность и рассказывать о значимости вклада каждого в общие результаты.

3. Вознаграждайте работников за их вклад в групповое выполнение задания. Другими словами, повышайте заинтересованность сотрудников в групповой работе. Показывайте, что высокий успех организации является результатом коллективной работы групп.

4. Применяйте угрозы наказаний.

 

Рассмотренные рекомендации показывают, что чрезвычайно важно подбирать состав группы, чтобы работники по своим психологическим характеристикам дополняли друг друга, и чтобы феномен коллективной безответственности проявлялся как можно реже.

Желательно также иметь численность группы нечётную. Это позволяет решать часть вопросов простым голосованием.

Важным является определение состава группы. Замечено, что группы с составом работников различающихся по возрасту, полу, опыту, подготовке и другим параметрам более эффективны, чем группы однородные по своему составу. Но, вместе с тем, такие группы и более конфликтны.

Одним из важнейших условий высокой эффективности работы группы является её сплочённость.

Сплочённость – это степень тяготения членов группы друг к другу и к группе в целом в процессе решения поставленных перед группой задач или в процессе достижения её целей. Она показывает силу желания членов группы сохранять свою групповую принадлежность.

Сплочённость является одним из важных факторов высокой эффективности группы. У сплоченной группы меньше проблем в общении, меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Однако чрезвычайно важно чтобы сплочённая группа относилась к руководству организации положительно. В этом случае группа способствует повышению эффективности организации. В противном случае поведение группы способно резко снизить производительность труда в организации и даже разрушить её.

Сплочённость группы определяется следующими факторами:

- время, проведённое членами группы вместе;

- размер группы;

- состав группы;

- трудности вступления в группу;

- прежние успехи или неудачи группы;

- внешние условия.

Отмечено, что сплочённость группы зависит от времени, проводимого работниками вместе, от характера выполняемой работы, от взаимного расположения рабочих мест членов группы.

Роли. Роль - это хранящийся в сознании человека набор представлений о том, как он и другие люди должны вести себя в тех или других обстоятельствах. Роль определяет типичное поведение каждого конкретного человека в зависимости от его должностного и неформального положения в группе.

Роль человека в значительной степени формирует его представление о себе и оказывает существенное влияние на его поведение и взаимодействие с окружающими. Человека, который в своём поведении придерживается определённой роли, называют исполнителем роли. Ожидаемое поведение этого человека, определяемое исполнением конкретной роли, называют ролевым ожиданием.

Иногда новые работники плохо понимают, что от них ожидают, например, в отношении выполнения каких-то функций или распределения ответственности. Это явление называется ролевой неопределённостью, которая приводит к неудовлетворённости трудом, низкой приверженности своей организации и желанию сменить место работы.

По мере развития группы происходит постепенный процесс ролевой дифференциации, то есть к появлению разных ролей, исполняемых членами группы.

Д.Гринберг и Р.Бэйрон приводят классификацию ролей, рассмотренную ещё в 1948 году: (стр.379)

1. Роли, ориентированные на выполнение задания.

2. Роли, ориентированные на поддержку взаимоотношений.

3. Эгоцентричные роли.

Содержание этих ролей рассмотрено в табл..

 

Таблица.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование групп и их динамика | Роли, выполняемые членами группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.