Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социально-экономических реформ в России




Если попытаться провести периодизацию проведения социально-экономических реформ и приватизации, то можно выделить три этапа.

Первый этап (1990–1999 гг.). Сменилась политическая система. На смену общественной (государственной) собственности пришла частно-корпоративная. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. Она проходила в 3 этапа:

1) массовая или ваучерная (1992-1994 гг.); основная задача – создание широкого круга собственников, главным образом мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;

2) денежная (1994-1999 гг.), основная задача – пополнение доходной части бюджета, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации;

3) совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг). Точечный характер приватизации.

Однако отсутствие эффективной системы государственного контроля приводил к массовому нарушению законности приватизации, предприватизационная оценка активов не проводилась или существенно занижалась. Это все привело к тому, что акции многих стратегических предприятий оказались скуплены иностранными фирмами. Кроме того, не были учтены интересы и права всех слоев населения. Предоставление трудовым коллективам льгот при приватизации высокодоходных госпредприятий привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента этих предприятий, а также к резкому падению уровня жизни населения, не связанных с данными производствами. Это стало одно из причин расслоения социального общества в России.

Проведена либерализация цен, осуществлен переход к открытой экономике, создана новая финансовая система, рубль свободно конвертируется.

Одна из определяющих сторон новой экономики – ликвидация товарного дефицита. Созданы достаточно весомые предпосылки для развития предпринимательства и бизнеса. Существенно изменилась и социальная структура общества – появился влиятельный слой собственников.

Конец 1999 года стал началом экономического роста.

Второй этап (1999–2002 гг.). Суть его состояла в том, чтобы на базе достигнутой стабильности начать формирование экономических институтов, характерных для современного общества и более точно ориентированных на российскую специфику. Главное внимание было уделено созданию таких институтов рыночной экономики, как Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, пенсионное законодательство, начались процессы снижения административных барьеров к предпринимательской деятельности, совершенствовались межбюджетные отношения, сделана попытка приступить к реформированию естественных монополий и др.

Признанием успешности социально-экономического развития России стало предоставление ей Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой, а также последовательное повышение кредитного рейтинга международными агентами.

Начал обновляться производственный потенциал, быстро росли золотовалютные резервы ЦБ, постепенно снижалась инфляция.

Экономический рост носил преимущественно восстановительный характер, т.е. опирался на активное вовлечение в производство незадействованных в период кризиса производственных мощностей.

В 2003 г. задачи второго этапа трансформации исчерпали себя. С одной стороны, появились признаки перехода к новой модели экономического роста – от восстановительного роста к инвестиционному. С другой – настало время разработки стратегии и тактики социально-экономического прорыва, определения инструментов, которые обеспечили бы сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира.

Начался третий этап экономических реформ – выработка стратегии социально-экономического прорыва в условиях постиндустриального общества. На этом этапе ключевым становятся так называемые проблемы «третьего поколения» – вопросы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, а также задачи укрепления и совершенствования политических институтов. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и с теми факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность человека. К таковым относятся устойчивая политическая демократия, образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, инфраструктурные отрасли. Это заложено в концепции устойчивого развития, принятой большинством стран мира.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличия простой и капиталистической формы хозяйствования?

2. Какова роль человека в рыночной и командной экономике?

3. Что такое смешанная экономика?

4. Почему командная экономика оказалась неэффективной?

5. Назовите «провалы рынка».

6. Можно ли полагать, что погоня за прибылью – это проявление чистого эгоизма и вредит обществу, его нравственности?

7. Прав ли Дж. Гэлбрейт: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей в том, в чем они больше всего нуждаются»?

8. Какая модель рыночной экономики (американская, шведская, японская, китайская) Вам кажется предпочтительней и почему?

9. В чем заключается отличие правовых и экономических отношений собственности?

10. Назовите главные на Ваш взгляд проблемы, с которыми сталкивается Россия в процессе социально-экономических преобразований? Как их можно решить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.