Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Эластичность спроса относительно ценыEd показывает изменение объема спроса под влиянием изменения цены.

Ed = – ∆Qd % / ∆P%, (4.6)

где ∆ Qd % – процентное изменение объема спроса;

∆ P% – процентное изменение цены данного товара.

Выручка продавца TR – это доход, который он получает от реализации.

TR = P Q

В зависимости от типа ценовой эластичности выручка продавца при изменении цены изменяется по-разному. Поэтому фирмы должны выбирать ценовую политику с учетом ценовой эластичности спроса на свою продукцию. Типы ценовой эластичности и зависимость выручки от изменения цены представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2 – Типы ценовой эластичности спроса

Тип эластичности Формула эластичности Изменение выручки продавца
Единичная эластичность На каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (Еd =1)   Еd = – ∆Qd % / ∆P % = = - 2 %/ - 2 % = 1 Цена изменяется, а выручка продавца остается постоянной. TR = conct
Эластичный спрос Объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еd >1). Например, товары, имеющие много заменителей, предметы роскоши.       Еd = – ∆Qd % / ∆P% = = - 12 % / - 4 % = 3   При снижении цены выручка продавца увеличивается, так как значительно растет количество покупок.  
Неэластичный спрос Объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Еd<1). Спрос на товары, не имеющие заменителей (молоко), на предметы первой необходимости (хлеб), потребители имеют устойчивое предпочтение к торговой марке и др.     Еd = – ∆Qd % / ∆P% = = - 2 %/ - 4 % = 0,5   При снижении цены выручка продавца снижается и наоборот.
Совершенно (абсолютно) неэластичный спрос Объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Еd =0) Спрос на соль, инсулин.   Еd = – ∆Qd % / ∆P% = = - 0%/ 4,0% = 0 Спрос – вертикальная линия   С ростом цены выручка растет.
Совершенно эластичный спрос Объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (повышение спроса при повышении доходов) (Еd = ¥). Спрос на продукцию фирмы –совершенного конкурента.   Еd = – ∆Qd % / ∆P% = = 4,0%/ 0% = ¥   Спрос – горизонтальная линия   С ростом количества проданной продукции выручка растет.

 

Дуговая эластичность ( на отрезке кривой)определяется тогда, когда изменение цены является значительным:

 

∆Qd (P1 + P2) (Q2 – Q1) (P1 + P2)

Ed = – ----- ----------- = - ------------- -------------- (4.7)

∆ P (Q1 + Q2) (P2 – P1) (Q1 + Q2)

где ∆ Qd – количественное изменение объема спроса;

∆ P– количественное изменение цены.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие основные факторы.

1. Возможность замены данного товара другими товарами. Чем больше существует заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес доходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей. Чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов потребителей, тем выше эластичность спроса.

3. Принадлежность данного товара к предметам роскоши или предметам первой необходимости. Спрос на предметы роскоши является эластичным, а на предметы первой необходимости – неэластичным.

4. Фактор времени.

5. Размер запаса товара.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

Eаb = ∆Qа / ∆Pb · Pb / Qа (4.8)

Если Eаb > 0, то это взаимозаменяемые блага (субституты): апельсины - мандарины, вафли – печенье и т.п.

Если Eаb< 0, то это дополняющие блага (комплиментарные): автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка и т.п.

В экономической науке используют также показатель эластичности спроса по доходу (I)– это мера реакции спроса, вызванная изменением дохода покупателя.

Ei = ∆Qd / ∆I · I / Qd (4.9)

Понятие «ценовой эластичности» аналогично вводится и для предложения.

Эластичность предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения.

Эластичность предложения по цене представляет собой процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения:

Es = ∆Qs % / ∆P%, (4.10)

где ∆ Qs % – процентное изменение объема предложения;

           
     
 
 

∆ P% – процентное изменение цены данного товара.

 

Рисунок 4.13 Типы ценовой эластичности предложения

Различают три основных типа ценовой эластичности предложения (рис.4.13): эластичное (Еs>1), неэластичное (Еs<1), единичное эластичное (Еs=1).

Чем более эластичным является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объем выпускаемой продукции, используя тем самым преимущества от увеличения цены, наращивая выпуск в ответ на ее рост.

Важнейшим факторов, влияющим на ценовую эластичность предложения является фактор времени, необходимый для перестройки производства.

В зависимости от рыночного периода выделяют три типа равновесия, в течение которого производители могут осуществить те или иные изменения в факторах производства: мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие.

Понятие эластичности имеет большое значение для разработки экономической политики фирм и государства при введении налога на единицу товара и определение доли налогового бремени, выплачиваемой производителями и потребителями. Чем эластичнее спрос на товар, тем меньшая доля налога выплачивается потребителями. И наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – то на производителей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем можно объяснить множественность определений рынка, существующих в экономической литературе?

2. Какие экономические функции выражают сущность рынка?

3. Домохозяйства, предприятия (фирмы), государство – кому можно отдать предпочтение в рыночной экономике? Обоснуйте свой ответ.

4. Что показывает модель макроэкономического кругооборота в рыночной экономике? Что в этой модели, на Ваш взгляд, не учтено?

5. В чем заключается сущность кардиналистского и ординалистского подходов к измерению полезности?

6. Как определяется предельная полезность? Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

7. В чем проявляется взаимосвязь между законами убывающей предельной полезности и снижающегося спроса?

8. Какие факторы определяют рациональный потребительский выбор?

9. Что представляет собой условие потребительского равновесия?

10. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? Что такое платёжеспособный спрос?

11. Приведите основные неценовые факторы спроса и покажите их влияние на спрос.

12. Сформулируйте понятие «предложение», закон предложения.

13. Какие последствия может иметь установление фиксированной цены государством?

14. В чем состоит принцип «невидимой руки» А. Смита?

15. Каковы особенности эластичного и неэластичного спроса? Что представляет собой совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос?

16. Что представляет собой ценовая эластичность предложения и как ее определить?

17. Какую роль в определении величины эластичности предложения играет фактор времени? Чем отличаются три типа рыночных периодов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.