КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы рыночных структур
Формы конкуренции и соответствующие им Типы конкурентного поведения Можно выделить следующие основные типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и гарантирующий. При креативном типе действия конкурентов состоят из мер, направленных на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками. Например, создание новых товаров, в том числе субститутов, использование новых технологий, изменение маркетинговой стратегии и пр. Приспособленческий тип состоит в учете инновационных изменений в производстве и сбыте, стремлении в наиболее сжатые сроки скопировать достижения конкурентов. Гарантирующий тип поведения основан на стремлении сохранить за собой достигнутые на рынке позиции, закрепиться в выбранной рыночной нише за счет повышения качества продукции, оказания дополнительных услуг (часто используется некрупными фирмами со слабым инновационным потенциалом). Выбор конкурентного поведения зависит от ролевой и содержательной функций фирм в процессе их взаимодействия. В соответствии с ролевой функцией фирмы на рынке (по классификации Ф. Котлера) принято выделять следующие типы конкурентов: 1. лидеры; 2. вице–лидеры; 3. аутсайдеры (ведомые); 4. новички (окопавшиеся в рыночных нишах). Лидерам в первую очередь присущ креативный тип поведения, они ведут конкурентную борьбу по многим направлениям одновременно (ассортимент, сервис, инновации и т. д.). Вице–лидеры, также имеющие значительный потенциал, чаще всего используют приспособленческий тип поведения, пытаясь предупредить действия конкурентов, связанные с модернизацией производства. Аутсайдеры и новички (или, наоборот, окопавшиеся в рыночных нишах), обычно предпочитают гарантирующее конкурентное поведение.
В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие группы конкурентов (классификация А. Ю. Юданова): 1. крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство – виоленты; 2. специализированные компании, закрепляющиеся в определенных рыночных нишах – патиенты; 3. мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, благодаря чему опережают соперника в нововведениях – эксплеренты; 4. мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями – коммутанты. Каждая фирма, исходя из своего потенциала, определяет сама, какую роль на рынке ей исполнять.
Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от затрат, но и от типа рынка, на котором она продает свой товар. Фирмы соперничают между собой за покупателя. Поэтому для выработки коммерческой политики они должны учитывать тип рыночной структуры, на котором функционируют. Но тип конкуренции имеет значение и для покупателя. Различают следующие типы рыночных структур: - рынок совершенной (чистой) конкуренции; - рынок монополистической конкуренции; - рынок олигополии; - рынок монополии; - рынок монопсонии. Монопсония – это рынок, на котором функционирует один покупатель. Например, рынок вооружения. Реальными и широко распространенными структурами рынка являются монополистическая конкуренция и олигополия. Схема совершенной конкуренции распространена мало и имеет в основном теоретический характер для понимания механизма рынка конкретного товара или услуги. Характеристика типов рыночных структур приведена в табл. 7.1.
Таблица 7.1 - Основные признаки типов рыночных структур
По российскому законодательству монопольным признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляет 35 % и более.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |