Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V.Формы работы над развитием внутреннего слуха

Н.Римский-Корсаков давал следующий совет по развитию внутреннего слуха: «Внутренний слух укрепляется музыкальной диктовкой, упражнениями в записывании на память известных ученику музыкальных отрывков и мысленным чтением нот, сначала знакомых по исполнению, потом незнакомых, то есть безмолвным или мысленным сольфеджио, владение которым предполагается уже даром природы» («Музыкальные статьи», стр. 57).

Необходимые условия успешного развития внутреннего слуха: системность и последовательность в работе, индивидуальный подход к учащемуся, методически правильный подбор упражнений, постепенное их усложнение, выполнение каждого упражнения вплоть до получения необходимой реакции. Вырабатывать внутренний слух следует на основе восприятия реального звучания музыки. Если ученик не знает, как звучит мажорная гамма или доминантсептакккорд, то вряд ли он сможет идти к этому знанию от внутренних представлений. При работе над развитием внутреннего слуха его надо включать во все основные формы занятий по сольфеджио и в занятия другими музыкальными предметами

Работу над развитием внутреннего слуха можно разделить на три условные стадии: 1) начальная стадия; 2) стадия активного внутреннего слуха; 3) стадия на грани художественной зрелости.

1. На начальной стадии занятий ставится задача вызвать активность внутреннего слуха и осознание элементарных слуховых представлений, определяющих качество интонирования. При пении интонационных упражнений и мелодий следует чередовать пение вслух и мысленно, про себя. Например, при пении мажорных и минорных гамм и звукорядов модальных ладов одна ступень поется вслух, другая про себя или две ступени вслух, две – про себя. При пении знакомой мелодии одна фраза поется вслух, другая – про себя. В классе гаммы можно петь «цепочкой»: каждый учащийся поет одну ступень гаммы, или один поет свою ступень вслух, другой – про себя. Для развития внутреннего слуха полезны также досочинение мелодий, импровизация небольших мелодических мотивов, попевок, фраз с называнием звуков импровизируемого напева.

2 .Вторая стадия работы предполагает определенную активность внутреннего слуха. Здесь возможны следующие формы работы:

1) Пение по нотам незнакомой мелодии, пение вслух чередуется с внутренним пением.

2) Один из учащихся начинает петь по нотам незнакомую мелодию, другие учащиеся вступает по указанию педагога.

3) Запись знакомой песни со словами или инструментальной мелодии без напевания вслух. Тональность свободно избирается учащимся или устанавливается по заданному тону.

4) Письменная гармонизация мелодии без инструмента с последующей проверкой на фортепиано.

5) Упражнения по слуху на фортепиано:
а) подбор гармонического сопровождения к мелодии в виде выдержанных аккордов или в виде фактурного аккомпанемента;
б) самостоятельное оформление каданса, модуляции в виде фразы, предложения или периода.
в) подбор на слух знакомого музыкального произведения или его части, затем отдельно мелодии, гармонии, мелодии вместе с гармонией.

6) подбор по слуху подголоска к мелодии народной песни; в этом подголоске должно сохраниться то же соотношение между ритмом текста и напева, что и в заданной мелодии.

3. На третьей стадии идет работа над дальнейшим усовершенствованием внутреннего слуха учащихся, достигших известной стадии музыкально-художественной зрелости. Здесь возможно следующие формы работы:

1) Чтение мелодии глазами по нотам с внутренним ее прослушиванием, осмысливание содержания музыкального примера, запоминание, затем пение или игра на фортепиано этой мелодии наизусть.

2) Чтение двух-, трехголосного произведения, запоминание, затем исполнение музыки на фортепиано, запись по памяти, пение одного голоса в исполнением других голосов на фортепиано.

3) Корректирование по нотам чужого исполнения. Следя глазами за голосами двух-, трех- или четырехголосного произведения и слушая пение или игру других учащихся, отмечать расхождения между исполнением и нотной записью, ошибки ладово-высотные, ритмические, динамические и другие.

Самостоятельные упражнения для развития внутреннего слуха:

1) слушание хора или оркестра с партитурой в руках, вслушивание в тембры и их комбинации;

2) знакомство с новым произведением путем чтения нот про себя, глазами.

3) сольное или ансамблевое чтение с листа на фортепиано или других инструментах. Это занятие очень полезно для развития внутреннего слуха, так как сочетается чтение глазами, внутреннее напевание наиболее существенных мелодических мотивов, «предслышание» по логике стиля предстоящей, но еще не прозвучавшей музыки и моторика (моторные движения).

 

Литература:
1.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986
2.Островский А. Очерки по методике преподавания теории музыки и сольфеджио. Л., 1954
3. Оськина С. Внутренний музыкальный слух. М., 1977

 

Вопросы:
1. Внешний и внутренний музыкальный слух.
2.Свойства внутреннего слуха, его влияние на основные формы работы в курсе сольфеджио.
3.Содержание внутреннего слуха.
4.Формы внутреннего слуха.
5. Общая и музыкальная память. Виды памяти.
6. Типы памяти.
7. Процессы или функции памяти.
8. Механизмы памяти.
9. Внутренний слух как разновидность процесса вспоминания.
10. Типы внутреннего слуха.
11. Факторы, воздействующие на качество внутреннего слуха.
12. Необходимыми условия для успешного развития внутреннего слуха. Три стадии в развитии внутреннего слуха.

13. Упражнения на начальной стадии развития внутреннего слуха.
14. Формы работы на второй стадии развития внутреннего слуха.
15. Формы работы на третьей стадии развития внутреннего слуха.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III.Внутренний слух и музыкальная память | Тема: «Липидный обмен. Водно-солевой обмен. Витамины»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.