Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль теории в консультировании




Психодинамический подход, исходные позиции, понятия и приемы.

Роль теории в консультировании велико, потому что без оказания помощи, без теоретической основы невозможно. Теория личности:

· Помогает понять проблему клиента.

· Определяет методы ее разрешения.

· Способствует формулированию динамических гипотез – суть – разъяснить клиенту его проблему.

· Позволяет консультанту чувствовать себя в безопасности при сталкивании с дезорганизованным миром клиента.

Функции теории:

1) Теория обобщает накопленную информацию.

2) Объясняет и делает более понятными сложные явления психической жизни.

3) Предсказывает последствия разных обстоятельств.

4) Способствует поиску новых фактов.

Консультирование менее жестко привязано к теории. Современное консультирование конструирует свою теорию, которая опирается на известные парадигмы. Поэтому применяются эклектический подход – интеграция лучших сторон различных школ и направлений. Выбор теории зависит от точки зрения консультанта, от его понимания данной теории, от близости к этой теории. Для практической психологии важен результат.

Консультант, работая с клиентом, решает ряд вопросов:

1. Что такое человек

2. Какие врожденные тенденции ему присущи

3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или он определяется последствием и прочим опытом.

4. Существуют ли предпосылки изменения человека и насколько он может изменяться.

В зависимости от того на какой позиции стоит психолог он выбирает:

· Способ взаимодействия с клиентом.

· Приемы и техники получения информации

· Способы воздействия на клиента.

Существует 3 подхода:

1. Психодинамический (глубинная психология). Основана на классическом фрейдизме. Транзактный анализ Берна, гештальттерапия Перлза, биоэнергеника

Теоретическая основа – изучение подсознательной сферы. Личностные характеристики формируются в раннем детстве. Жизнь человека определяется прошлым.

Суть консультирования – психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои процессы и научился воздействовать на них.

Осовное – перевод проблемы из сферы подсознательного на сознательный уровень.

Приемы:

1) Анализ символов повседневности.

2) Фрейдовская ошибка

3) Анализ сновидений

4) Анализ сопротивления

5) Анализ содержания переноса клиента

Психоаналитическое направление в психотерапии является одним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разработанный 3. Фрейдом, используется редко. Внутри психоаналитического направления развивается много течений, придерживающихся его главных принципов. В психоаналитическом направлении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии:

Ø предмет, исследования - содержание бессознательного:

- вытесненные конфликты;

- эмоции;

- переживания и т.п.;

Ø бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами внешних особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;

Ø сущность человека определяется энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;

Ø основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:

- на его психосексуальном развитии;

- специфике разрешения соответствующих каждой стадии ком­плексов;

Ø нормальное развитие обусловлено своевременным прохождени­ем всех стадий психосексуального развития и правильным раз­решением комплексов, возникающих на каждой стадии;

Ø анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.

В психоаналитическом консультировании для консультанта ста­вятся следующие задачи:

Ø не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск при­чин такого защитного поведения;

Ø помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсоз­нательных стремлений, которые более приемлемы как с соци­альной точки зрения, так и с точки зрения удобства для самого клиента;

Ø помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;

Ø ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними кон­фликтами и переживаниями, становящимися более или менее осознаваемыми клиентом в ходе консультационной работы.

В психоаналитической психотерапии выделятся следующие мето­ды работы:

Ø свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представ­лений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;

Ø интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознавае­мые им аспекты переживаний и действий;

Ø анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые к другим людям клиент неосознанно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;

Ø анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых - бессознательное самого клиента.

 

Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г. Юнгом, зародилось в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником 3. Фрейда, Юнг впоследствии из-за ряда разногласии со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход. Теория личности К.Г. Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:

Ø введение понятия общего коллективного бессознательного, в котором содержатся унаследованные от предков "архетипы", определяемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщенных образов от предков;

Ø наличие у человека индивидуального бессознательного, представляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик;

Ø источником и причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бессознательным;

Ø задача сохранения целостности личности ставится перед главным архетипом личности - самостью, которая определяется как центр личности, вмещающий в себя все ее составляющие;

Ø психологически здоровая личность - это личность с целостной структурой Я, то есть с развитым архетипом самости;

Ø подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремление каждого человека к индивидуальности;

Ø задача и главная цель психотерапевта - помощь клиенту в выстраивании его "самости", в прохождении пути к своей "индивидуации", то есть пути к "самому себе", а также самореализации своего потенциала независимо от внешних источников, идей и обстоятельств.

Методы работы:

Ø метод словесных ассоциаций - использование теста словесных ассоциацией, суть которого заключается в том, чтобы пациент отвечал максимально быстро на слово-стимул первым пришед­шим в голову словом, а цель этого теста - выявление у паци­ента комплексов бессознательного - ассоциаций, имеющих аф­фективную, болезненную природу и мешающих ему двигаться в направлении к самоактуализации;

Ø анализ сновидений с точки зрения представленных в нем архе­типов и образов коллективного бессознательного и подход к сновидению не как к явлению, наполненному вытесненными фактами бытия клиента, но как к сигналу бессознательного о том, что индивид отклонился от пути следования к своей "индивидуации";

Ø анализ переноса, вмещающего в себя не только сексуальные, но и другие эмоции и чувства, которые испытывает клиент по от­ношению к терапевту.

 

Адлерианское направление так же, как и юнгианское, уходит своими корнями в психоаналитический подход. Оно было осно­вано другим учеником З. Фрейда А. Адлером. Он разработал свою теорию личности, назвав ее индивидуальной психологией, и на основе этой теории разрабатывалась и концепция психоте­рапии, а впоследствии - и консультирования. Адлерианское на­правление в консультировании и психотерапии выдвигает сле­дующие теоретические и практические принципы работы:

Ø утверждение позитивной природы человека;

Ø главенствующую роль в поведения человека играют мотивы дос­тижения власти и стремление к превосходству, выступающие в качестве компенсаторного механизма чувства, а в патологиче­ском случае и комплекса неполноценности, присущего человеку изначально;

Ø социальный интерес, то есть стремление человека к себе подоб­ным, также детерминирует поведение личности;

Ø человеку свойственно формирование в раннем детстве своего индивидуального, уникального стиля жизни, основанного на двух главных личностных силах - социальном интересе и стрем­лении к превосходству;

Ø в структуре индивидуального стиля жизни центральное место занимает целевая система личности - человек имеет опреде­ленные цели, к достижению которых стремится, и эти цели обусловлены уровнем развития социального интереса и стрем­лением к превосходству;

Ø источником невроза и других патологий служат неадекватные цели индивида, построенные на основе неудачно сложившегося индивидуального стиля жизни, сниженный социальный интерес.

В адлерианском направлении перед психотерапевтом ставятся следующие практические задачи:

Ø помочь клиенту максимально глубоко осознать уникальность своего стиля жизни и использовать собственные ресурсы;

Ø стимулировать социальный интерес клиента, добиваясь разви­тия этой стороны личности и максимально полной адаптации в социуме;

Ø уменьшить влияние на поведение и личность клиента его стремления к превосходству, подвести к осознанию равенства между всеми людьми;

Ø уменьшить чувство неполноценности клиента;

Ø анализ и интерпретация жизненных целей и их корректировка.

Психотерапия адлерианского направления использует следующие методы работы:

Ø анализ ранних детских воспоминаний;

Ø анализ сновидений и грез;

Ø изучение семейной истории - порядка рождения ребенка в семье и протекания детства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.