Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль питомников в обеспечении посадочным материалом. Общие сведения о питомниках. Организация территории и местоположение питомника




 

Питомники декоративных древесных пород являются основ­ным источником обеспечения посадочным материалом для озеле­нения городов и населенных мест, территорий промышленных предприятий, спортивных, школьных и лечебных учреждений и индивидуальных участков, территорий, где проводится реконст­рукция и реставрация насаждений. С учетом того, что результатом хозяйственной деятельности питомников должна быть высокая рен­табельность производства, их деятельность планируют с учетом технологии производственных процессов и организации наиболее рациональной структуры производственной территории.

Питомники декоративных древесных пород — это своего рода «домостроительные комбинаты», выпускающие на потоке высоко­качественный материал. Но если строительные конструкции можно изготовить быстро, за считаные часы или дни, то на выращивание единицы продукции в питомнике требуется от 3 до 25 лет и более.

Площадь специализированных питомников в РФ составляет все­го около 8600 га, в то время как по действующим нормативам на одного жителя должно приходиться 2 —5 м2 площади питомника, т.е. площади под этими питомниками должны быть равны 4 —5 % от площади всех озелененных территорий в РФ.

Виды питомников. По срокам функционирования питомники бывают временные и постоянные. Временные питомники имеют площадь обычно 2 —5 га, создаются на период строительства круп­ных парков на срок до 5 лет на самой территории объекта. По окончании строительства площадь питомника сокращают до раз­меров, необходимых для производства материала для ремонтных работ на построенном объекте.

Постоянные питомники организуются на срок не менее 25 — 50 лет, их площадь может быть до 25 га — малые питомники, до 100 га — средние, более 100 га (300 — 400 га) — крупные.

По подчиненности имеются питомники федеральной собствен­ности, муниципальной собственности и частные. В настоящее время в федеральной собственности находится 12 унитарных предприятий декоративного растениеводства, в муниципальной собственности — около 60 % питомников и около 20 % составляют предприя­тия акционерных обществ.

Агропромышленная группа "Российские питомники декоративных культур" входит в федеральную структуру и является крупнейшей компанией на рынке розничных и оптовых продаж посадочного материала и ландшафтных услуг в Санкт-Петербурге и Лениградской области.

ФГУП "Ивантеевский лесной селекционный опытно-показательный питомник".

Муниципальные питомники обеспечивают посадочным мате­риалом объект, город, район, область. Питомники федеральной собственности обслуживают ряд областей или географический район. Эти питомники размножают и выращивают наиболее цен­ные и редкие декоративные растения, обеспечивают ими более мелкие питомники.

Муниципальное унитарное предприятие «Декоративные культуры» - основное направление деятельности которого выращивание однолетней и многолетней цветочной рассады, цветов под срез, горшечных растений, саженцев деревьев и кустарников для реализации предприятиям и населению.

Среди питомников имеются и другие, деятельность которых имеет узкое направление: питомники, которые обслуживают же­лезные и шоссейные дороги, выпускающие неширокий ассорти­мент растений; интродукционные питомники при ботанических садах; питомники для выращивания посадочного материала для мемориальных объектов; питомники, выращивающие одну поро­ду (розы или сирени); выращивающие растения только в III шко­ле при завозе посадочного материала из других хозяйств.

Задачами современных питомников декоративных древесных пород являются: 1) максимальное сокращение сроков выращива­ния на основе современных достижений науки; 2) создание тех­нологий, обеспечивающих выпуск посадочного материала в любой сезон года в готовом для посадки состоянии; 3) повышение уров­ня механизации производственных процессов на всех этапах вы­ращивания растений, для чего необходимо создать специализи­рованный парк современных машин, механизмов и приспособле­ний в каждом питомнике; 4) создание технологии контейнерного производства в конкретных климатических условиях разных районов нашей страны; 5) создание холодильных комплексов для хранения саженцев в питомниках и перевозки их к месту посадки; 6) ис­пользование в процессе выращивания растений закрытого грунта, почвенного подогрева, туманообразующих установок; 7) обес­печение деятельности питомника наиболее рациональной органи­зацией производственной территории (структурой питомника) и технологией производственных процессов, что определяет степень рентабельности производства.

В своей производственной деятельности питомники могут спе­циализироваться на определенном ассортименте — красивоцветущие кустарники, хвойные деревья, вечнозеленые кустарники, пальмы и др.; ограничиваться определенным этапом выращива­ния разных видов растений, например размножением семенным или вегетативным; выращивать только привитые растения разно­го характера и пр. Но практически в большинстве питомников выращиваются разные виды деревьев и кустарников и осуществ­ляется весь цикл работ от размножения до выпуска растений для озеленения.

Структура питомников. От характера выращиваемого материа­ла — конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента — зависят технологические схемы выращивания растений разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории. При ведении хозяйства по полному циклу — от раз­множения до выпуска посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и фор­мирования (рис. 4.1). Эти отделы являются главными, определяю­щими всю производственную деятельность и систему организа­ции территории питомника. Для их обслуживания на территории питомника должны быть также маточное хозяйство, хозяйствен­ные сооружения разного назначения, дороги, связывающие раз­ные отделы и участки территории. Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.

В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в откры­том грунте. К отделу размножения относятся и отводковые план­тации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологи­ческих особенностей растения и от способа размножения. Из от­дела размножения растения пересаживают в отдел формирования.

Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания.

 

 

 

 

Рис. 4.1. Схема организации питомника декоративных древесных пород

Процесс пересадок называется пе-решколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают расте­ния из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.

В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).

В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быст­ро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриже­ных) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — про­должительность их выращивания и относительно одинаковая тех­нология выращивания.

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укоре­ненных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых расте­ния могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пе­ресаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленно­растущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарни­ков; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, приви­тые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специаль­ных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.

Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, посту­пают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укоренен­ные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальней­шее формирование штамба и кроны.

Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медлен­норастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего воз­раста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, фор­мируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют,, или переводят в III школу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустар­ников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с опре­деленным профилем кроны.

В III школу, или школу длительного выращивания, пересажи­вают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие де­ревья и кустарники из II школы для получения специальных ар­хитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штам­бовые и полуштамбовые растения.

В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скве­ров, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и ре­ставрационных работ, для использования в озеленении микро­районов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных дере­вьев, где деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо раз­витые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектур­ных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитер-ных и аллейных посадок.

В школах устанавливают различные площади питания для рас­тений. В отделе размножения: посевное отделение — 0,01 м2, отде­ление зеленого черенкования — 0,003 м2, отделение одревеснев­ших черенков — 0,028 м2; в I школе: для кустарников — 0,25 м2, для деревьев — 0,5 м2; во II школе: для кустарников — 0,5 м2, для деревьев — 1 м2. В III школе в зависимости от размеров крон пло­щадь питания может быть от 2,25 м2 (схема посадки 1,5 х 1,5) до 9 м2 (схема посадки 3x3).

Перечисленные отделы и площади питания предусмотрены для так называемых «чистых» школ, где кустарники и деревья выращи­вают раздельно. В современных условиях стремление максимально механизировать все процессы выращивания посадочного материа­ла привело к созданию так называемых смешанных школ, где ряды деревьев чередуются с рядами кустарников-уплотнителей. Схемы смешанных школ были разработаны в Ивантеевском питомнике Московской обл. В процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки смешанных школ, и сейчас работники питомников ищут возможности максимальной механизации в «чистых» школах.

Маточное хозяйство необходимо в питомнике как источник семян и черенков и может иметь разную структуру. При достаточ­ной площади питомника маточное хозяйство может быть органи­зовано на его территории в виде дендрария и маточных плантаций, а также других насаждений питомника. В качестве маточных растений могут служить ветрозащитные полосы, располагаемые вдоль границ территории питомника и вдоль его главных дорог. При недостатке площадей в маточные насаждения включают цен­ные насаждения, расположенные вне территории питомника, — в лесопарках, пригородных лесах, в городских насаждениях, в ботанических садах и учебных заведениях. В них проводят инвента­ризацию и выявляют ценные для питомника виды, которые по своим качествам могут служить источником получения материала для размножения. За этими растениями ведется уход и организу­ется их защита от вредителей и болезней.

Для обеспечения современного уровня производства на терри­тории питомников нужно иметь административные здания, склад­ские помещения, помещения для машин и механизмов, различ­ных мастерских и здания для производства работ в закрытом по­мещении, например для механизированной посадки растений в контейнеры, реализации продукции, хранения готовой продук­ции (холодильные камеры), а также бытовые помещения (туале­ты, души, помещения для приема пищи и отдыха). Здания и со­оружения производственного назначения при компактной тер­ритории питомника целесообразно размещать в центральной его части. Если же питомник имеет разобщенные территориально уча­стки, то необходимые для производства помещения и сооруже­ния создают на каждом участке.

Если питомник является центром, вокруг которого образуется селитебная территория, то сам поселок и объекты культурно-бы­тового назначения должны занимать отдельную территорию — «усадьбу» — питомника. В настоящее время явно выражена тен­денция передачи территории жилого образования в муниципаль­ное ведомство.

Особое место должно быть отведено под компостники, необхо­димые для обеспечения производства органическими удобрениями. Специальное помещение должно быть для хранения неорганичес­ких удобрений и препаратов для борьбы с вредителями и болезнями.

Дороги, площадки разного назначения, сооружения всех назна­чений должны занимать около 10 % всей территории питомника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.