Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Оперно-хоровой жанр в творчестве композиторов Казахстана




1. 1 этап развития оперно- хорового жанра в Казахстане

2. 2 этап развития оперно- хорового жанра в Казахстане

3. 3 этап развития оперно- хорового жанра в Казахстане

Оперное творчество композиторов Казахстана представляет собой многогранное явление, в котором тесно переплетаются традиции и достижения европейского, русского и казахского музыкального драматического искусства. Развитие оперного жанра в Казахстане можно условно разделить на 3 этапа:

1 этап- с 1934 г по 1947г. Этот период становления казахской оперы, от поиска путей в освоении жанра до ее рождения, ознаменован выпуском спектаклей: «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын» Е. Брусиловского. В них композитор опирался исключительно на фольклорные источники.Судьба последующих опер этого периода / «Айман-Шолпан», «Алтын астык», «Гвардия алга» Е.Брусиловского, «Терен-куль» И.Надирова, «Туткын кыз» В.Великанова/ вследствие ряда причин оказалась очень короткой. В них композиторы, отказавшись от метода цитирования, были более самостоятельными в тематизме. И если в первых операх, например, в «Кыз-Жибек» учитывался профессиональный уровень исполнителей и хоры были в основном одно – двухголосные, то в дальнейших операх происходило усложнение хоровой фактуры. В «Ер-Таргыне» уже наблюдается применение полифонии в виде имитаций. Громаднейшая разница между хоровой фактурой оперы «Кыз Жибек» /1934/ и «Алтын астык»/1940/, где насыщенный сюжет позволял воссоздать выразительные красочные массовые сцены.

14 января 1935 года постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР была организована Казахская Государственная филармония им. Жамбыла – вдохновителя многих произведений Казахской музыки и Казахской поэзии.

Вначале, 70 лет тому назад, филармония объединила оркестр казахских национальных инструментов, казахский хор, танцевальный ансамбль и большую группу солистов – певцов и инструменталистов. В их числе была народная артистка республики Дина Нурпеисова. А вскоре на концертной эстраде филармонии зазвучали шедевры вокальной лирики, казахские и русские народные песни в исполнении Куляш Байсеитовой, в 24 года получившая звание народной артистки Союза ССР как одна из наиболее выдающихся казахских певиц, которую в 30-е годы уже знали и любили во многих братских республиках.

Первым художественным руководителем филармонии был Ахмет Жубанов – выдающийся ученый, композитор, автор многих созданных впоследствии произведений казахской музыки и интереснейших книг о народной казахской музыке «Струны столетий», «Соловьи столетий».

Имена тех, кто после А. Жубанова руководили филармонией, тоже вошли в историю казахского музыкального искусства: Е.Брусиловский, Б. Байкадамов, С. Мухамеджанов, Е. Рахмадиев, Б. Амангельдиев, Т. Ибраев, А. Даутбаев, Т. Альпиев.

В 1936 году в Москве декаду казахского искусства уже успешно открывал хор из 300 человек.

А в феврале 1939 года постановлением Правительства республики хор филармонии был преобразован в Казахскую Государственную хоровую капеллу.

На первых этапах этой капеллой руководили Б. Лебедев, Л. Хамиди, Б. Орлов, Б. Байкадамов, Г. Виноградова

Завершают важный период становления казахской оперы такие шедевры национального искусства как «Абай» А.Жубанова и Л. Хамиди/1944/ и «Биржан и Сара» М.Тулебаева/1946/. В них наряду с авторской музыкой звучали бессмертные творения Абая и Биржана. Композиторам удалось отразить взаимосвязь отношений героев с народом, поэтому в обеих операх исключительно активна и значима роль хора.

Композитор Ахмет Куанович Жубанов - художник самобытный и ярко национальный. Он прошел путь до академика, народного артиста Казахской ССР. "На бесплодном такыре и травинка не вырастет", - говорят казахи. Эти слова в полной мере можно отнести к профессиональной музыке, которая рождается и развивается на почве народной. Ахмет Жубанов родился в апреле 1906 года в урочище Кос-Укактам Актюбинской области. Отец будущего композитора Куан был просвещенным человеком в ауле. К тому же, общаясь с русскими крестьянами из Воронежа, Курска, Тамбова, Харькова, которые с 1870 года стали обосновываться на постоянное жительство под Актюбинском, он научился говорить и читать по-русски. Отец Жубанова мечтал о том, чтобы дать образование своим детям. Много сил было приложено им для открытия в его ауле школы, куда он отвел семилетнего Ахмета. В 1918 году Жубанов оканчивает двухгодичную русскую школу в Журыне и затем, после учебы на курсах по подготовке учителей, работает в городе Темире. Но ни на минуту юноша не забывает о музыке, самостоятельно изучает теорию и музыкальную грамоту, играет в самодеятельном оркестре народных инструментов.

Годы, проведенные Жубановым в Актюбинске, были особенно важными в его жизни. Здесь он знакомится с известным в то время скрипачом Чернюком, окончившим Варшавскую консерваторию.

Большое впечатление произвела на Жубанова вышедшая тогда книга А.В.Затаевича "1000 песен казахского народа". "Я узнал множество всевозможных легенд о песнях, собранных Затаевичем, и о человеке, который умел читать эти, похожие на мышиные следы, начертания звуков и загорелся желанием стать таким же специалистом в области музыки, как Затаевич. Чернюк горячо и искренне поддержал это мое стремление. Короче, мое заочное знакомство с А.В.Затаевичем через его сборник казахских песен на девяносто процентов решило направление моей дальнейшей судьбы", - вспоминал впоследствии композитор.

В 1938 году Ахмет становится учащимся музыкального техникума им. М.И.Глинки в Ленинграде, где занимается по классу скрипки у опытного педагога А.А.Этигона. Началось время интенсивной учебы, но юноша не ограничивался только программой среднего учебного заведения, прилагая много усилий для того, чтобы поступить в консерваторию.

В стенах техникума Ахмет знакомится с сочинениями русских (Мясковского, Асафьева и других) и зарубежных классиков. Впоследствии талантливого музыканта зачисляют в Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу гобоя.

В 1932 году Жубанов становится аспирантом Академии искусствоведения в Ленинграде, а через год Наркомпросом Казахстана был отозван на работу в Алма-Ату. Вся его последующая творческая жизнь оказалась тесно связанной с зарождением, становлением и развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане. Организаторская и педагогическая деятельность Жубанова началась в 30-е годы, когда в республике открылось первое музыкальное учебное заведение - музыкально-драматический техникум. При нем по инициативе Жубанова был организован научный кабинет, а также экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Сюда для работы были приглашены Е.Брусиловский из Ленинграда, Л.Мухитов из Уральской области, М.Букейханов из Кзыл-Орды, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко и другие.

При техникуме Жубанов создал студенческий домбровый ансамбль, который на Первом Всеказахстанском слете народных талантов в 1934 году продемонстрировал свое искусство. Вскоре Президиум КазЦИК принял постановление о создании на основе домбрового ансамбля оркестра казахских национальных инструментов. Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, дирижером и художественным руководителем которого был назначен Ахмет Жубанов.

Важная сторона плодотворной деятельности Жубанова - его организаторская работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных сейчас музыкантов воспитанники Ахмета Жубанова. Это Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и другие.

Научно-исследовательскую, музыкально-общественную, педагогическую деятельность Жубанов успешно сочетал с активным творчеством, внося большой вклад в казахскую профессиональную музыку. Он автор многих произведений различных жанров, получивших признание народа. Среди них симфонические произведения и оперы, камерно-инструментальные и хоровые сочинения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Композиторской деятельностью Ахмет Жубанов занимается с 1938 года.

Молодой композитор не ограничивался переработкой казахских народных песен. Он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков. В 1943 году Казахский оркестр народных инструментов сыграл марш Черномора из оперы Глинки "Руслан и Людмила", "Музыкальный момент" Шуберта в инструментовке Жубанова. В дальнейшем были созданы оркестровка фрагментов оперы Чайковского "Пиковая дама", Римского-Корсакова "Царская невеста", "Прелюдии" и "Крымских эскизов" Спендиярова. Жубанов переложил также для оркестра инструментальные сочинения, песни и хоры Коваля, Покрасса, Чишко, Ревуцкого и других русских и украинских композиторов советского периода. Все это способствовало повышению и совершенствованию исполнительского мастерства музыкантов оркестра. Дальнейший рост этого коллектива, широкая пропаганда творчества композиторов-классиков неотделимы от деятельности и опыта Жубанова. Его традиции стали примером для последующих поколений композиторов и дирижеров.

Композиторская деятельность Жубанова в 1938-40 годах развивалась по двум направлениям - он занимался обработкой народных песен и кюев и писал свои произведения. В 1939 году он создает музыку к пьесе Г. Мусрепова "Козы-Корпеш - Баян-Слу". Совместно с композитором М.Ф.Гнесиным работает над музыкой к фильму "Амангельды". Затем он сочиняет музыку к драматическим спектаклям М.Акынжанова "Исатай-Махамбет", М.Ауэзова "Абай". Одно из значительных творений этих лет - музыкальная пьеса "Сары" о жизни и творчестве народного композитора.

К написанию крупных музыкальных сочинений Жубанов пришел уже с большим творческим багажом, почерпнув из сокровищницы народного наследия те произведения, которые, по его мнению, наиболее удачно звучали в оркестре, не теряя своих красок. Так музыка, написанная к трагедии "Абай" М.Ауэзова, симфоническая поэма "Абай" явились подготовительным этапом к написанию оперы на эту тему. Опера "Абай", написанная Жубановым в творческом соавторстве с композитором Латифом Хамиди в 1944 году, стала первой пробой пера в этом жанре. Опера "Абай", написанная к 100-летию со дня рождения Абая Кунанбаева и приуроченная к 10-летию со дня открытия Казахского театра оперы и балета, стала новым словом в казахской музыке.

Достаточно попытаться лишь представить себе всю творческую жизнь Ахмета Жубанова, как невольно охватывает удивление перед его колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Он написал сотни исследовательских работ, статей и художественных очерков, посвященных национальной музыкальной культуре. Такие произведения Жубанова, как "Струны столетий", "Соловьи столетий", "Курмангазы", "Жизнь и творчество казахских народных композиторов", "Музыкальная культура казахского народа", "Ан кюй сапары" ("Путешествие по песням и кюям") можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами народной музыки. Труды Жубанова давно стали необходимым источником и для литературной работы. За книгу "Соловьи столетий", названную академиком М.С.Сильченко "энциклопедией казахской музыкальной культуры", Ахмет Жубанов был удостоен премии им. Ч.Валиханова АН КазССР. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о ее судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.

2 этап-конец 40-60 гг. ХХ в. Начало этапа ознаменовано известным Постановлением ЦК КПСС 1948 года, внесшим смятение в творческие ряды многих деятелей искусства. Это время характеризуется падением интереса к оперному жанру. Под административным давлением стали пересматриваться уже существующие оперы. Появились их вторые редакции. Но жанр, так стремительно набиравший темпы, так полюбившийся народу не мог не продолжить своего развития. Временно «молчание» композиторов было осторожно нарушено в 1953 году постановкой «Дударай» Е.Брусиловского о дружбе казахского и русского народов. Значительным явлением в музыкальной культуре Казахстана стало рождение первой уйгурской оперы К.Кужамьярова «Назугум». Следцющие постановки этого периода сошли с репертуара, т.к. жизнь внесла свои коррективы, свой ценностный отбор. Из опер этого периода закрепились в репертуаре театра «Камар Сулу» Е.Рахмадиева и «Айсулу» С.Мухамеджанова.

3 этап- с начала 70- х годов. Этот этап значительного усложнения оперного жанра. Композиторы, накопившие опыт в создании симфоний, кантат, ораторий, вокальной и хоровой музыки, аккумулировали свои достижения при создании оперных сочинений. Именно в этот период достижения при создании оперных сочинений. Именно в этот период были написаны оперы «Садыр-Палван» К.Кужамьярова, «Алпамыс» и «Песня о целине»Е.Рахмадиева, «Енлик – Кебек», «Двадцать восемь» и «Курмангазы» Г.Жубановой, «Махамбет» Б.Джуманиязова.

Большие изменения рпоизошли в отношении композиторов к роли хора в опере, что во многом было связано со значительным профессиональным ростом хорового коллектива, возглавляемого опытным хормейстером и дирижером Б.А.Жаманбаевым. Профессиональный уровень хора позволял коипозитором смело вводить разнообразные приемы хорового письма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.