Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоциональной сферы, межличностных отношений детей дошкольного возраста




Направление исследования Разделы психологического заключения Возрастная валидность
Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен (методика «Выбери нужное лицо»)
Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду. Тревожность От 4 до 7 лет
Тест «Рисунок семьи»
Особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье Внутрисемейные отношения С 5 лет
Методика «Дерево»
Отношение к себе, самооценка, Характер взаимоотношений с окружающими, его проблемы Эмоционально-личностные особенности Межличностные отношения С 5 лет
Карта оценки психоэмоциональной сферы дошкольников. Автор Осипенко Т.Н.
Понимание инструкции, Общий фон настроения. Уровень произвольности в выполнении заданий. Контактность, Реагирование на трудности в выполнении заданий, Истощаемость. Психоэмоциональный статус От 2 до 7–8 лет
Методика «Цветовой тест» Люшера (модификация методики Люшера) Автор Ясюкова Л.А.
Изучение адаптивных резервов: · Способность к энергозатратам или установка на сбережение · Психологическое благополучие Методика используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Обстановка дома Эмоциональный фон Энергетика С 4-5 лет
Методика «Цветовой тест отношений» (модификация методики Люшера) Автор Дерманова И.Б.
Отношение к значимым людям – сознательный и неосознаваемый уровень Эмоциональное отношение к нравственным нормам Эмоционально-личностные особенности Межличностные отношения Нравственная сфера От 4 до 7 лет
Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека. Автор Дерманова И.Б.: - репродукции, иллюстрации, художественные картинки с изображениями людей - картотека эмоций (картинки людей, животных, растений)
Умение воспринимать и оценивать эмоции другого человека Умение воспринимать экспрессивные признаки эмоций Эмоционально-личностные особенности Межличностные отношения От 4 до 7 лет
Методика «Сюжетные картинки». Автор Дерманова И.Б.
Эмоциональное отношение к нравственным нормам Эмоционально-личностные особенности Нравственная сфера От 4 до 7 лет
Диагностика понимания детьми эмоциональных состояний человека. Тестовые материалы Забрамной С.Д.
Понимание эмоциональных состояний по мимике Эмоционально-личностные особенности От 5-6 до 7-8 лет
Методика «Сюжетные картинки». Тестовые материалы Забрамной С.Д.
Сформированность нравственных качеств личности Эмоционально-личностные особенности Нравственная сфера С 6-7 лет
Методика «Волшебная страна чувств» Автор Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Исследование психоэмоционального состояния Эмоциональная сфера С 5-6 лет
Рисуночная методика «Детский сад»
Психологическая комфортность пребывания в группе детского сада Эмоциональный фон Межличностные отношения С 5-6 лет
Тест «Сказка» Луиза Дюсс
Наличие внутренних конфликтов, Конфликты со значимыми близкими Эмоционально-личностные особенности Межличностные отношения С 4 лет
Методика «Незаконченные предложения»
Наличие проблемных зон в системе личностных отношений ребенка Межличностные отношения Обстановка дома Эмоциональный фон Внутрисемейные отношения С 6-7 лет
Схема наблюдения за ребенком «Критерии агрессивности»
Агрессивность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми Межличностные отношения Поведение С 3-4 лет
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка». Авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
Агрессивность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми Межличностные отношения Поведение С 3-4 лет
Проективная психодиагностика в песочнице
Наличие внутренних конфликтов, Уровень и направленность агрессии, Конфликты со значимыми близкими, Способы преодоления трудностей, Ресурсные возможности Эмоционально-личностные особенности, Межличностные отношения С 3 лет

Давайте с Вами проведем методику на изучение эмоционального состояния.

Графическая методика «Кактус»

Автор: М.А. Панфилова.

Предмет диагностики: эмоционально-личностная сфера.

Тип методики: проективная методика.

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.

Контингент испытуемых: дети старше 3 лет.

Компетентность исполнителя: психолог.

Комплектность, состав методики: лист белой бумаги стандарт­ного размера А4, простой карандаш. Возможен вариант с использовани­ем карандашей восьми «люшеровских» цветов. В этом случае при интер­претации учитываются показатели теста М. Люшера.

Ход работы. Ребенку предлагается следующая инструкция «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты себе его представляешь».

При обработке результатов принимаются во внимание данные, со­ответствующие всем графическим методам, а именно:

1. Пространственное положение

2. Размер рисунка

3. Характеристики линий

4. Сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женствен­ный и т.д.)

2. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Обработка и интерпретация результатов. В рисунке могут про­явиться следующие качества испытуемых:

Агрессивностъ - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, распо­ложенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, располо­женный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отро­стков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование яр­ких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - на­личие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночест­ва - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 

Рассуждения полученных результатов, рефлексия. Прощание с учащимися. (5 минут)

Запасная методика.

«Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам

Автор: модификация А. И. Лутошкина.

Предмет диагностики: эмоциональное отношение ребенка к нрав­ственным нормам.

Тип методики: проективная методика.

Контингент испытуемых: дети старше 3 лет.

Компетентность исполнителя: психолог.

Комплектность, состав методики: лист белой бумаги стандарт­ного размера А4 и 8 карточек разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого).

Теоретическое основание. Теоретической основой являются теория отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности. Как известно, одним из центральных компонентов социально-психологической структуры личности является ее отношение к самой се­бе и к людям, составляющим ее непосредственное окружение. Согласно теории отношений В. Н. Мясищева, система отношений, развиваясь в те­чение всей жизни человека, оказывает решающее влияние на социальное функционирование личности.

Методической основой методики является цветоассоциативный экс­перимент. Он базируется на предложении о том, что существенные ха­рактеристики невербальных компонентов отношений к значимым други­ми и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветоассоциа­тивный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет вы­явить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты от­ношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.

Ход работы. Исследование проводится индивидуально. Перед ре­бенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в про­извольном порядке и дается инструкция: «Представь себе, что это вол­шебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я бу­ду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Догово­рились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?»

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать по­ложительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например, добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюби­вый и т.д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого поня­тия, и комментарии ребенка.

Обработка и интерпретация результатов. При анализе результа­тов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмо­циональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характери­стика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение.

Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напря­женный.

Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

При анализе результатов теста цветовых отношений необходимо учитывать неравномерное формирование у детей эмоционального отно­шения к различным нравственным понятиям. Опыт показывает, что дети обычно выбирают:

Добрый - желтый и красный цвета. Это означает что, по мнению детей, добрый человек общителен, дружелюбен, открыт, отзывчив, обая­телен. Адекватное отношение к понятию «добрый» формируется уже в 4­5 лет.

Злой - синий (3-4 года), коричневый (4-5 лет) и черный (с 5 лет) цвета. Эти цвета отражают холодность, отчужденность, эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный - желтый и красный цвета. Для детей данное понятие ас­социируется с такими характеристиками, как общительность, откры­тость, дружелюбие.

Следует, однако, отметить, что к такому выводу дети приходят не сразу. Дети 3-5 лет нередко относят честность к отрицательным качест­вам, присваивая ей черный цвет. И только старшие дошкольники и младшие школьники уверенно относят это качество к положительным.

Лживый - черный, фиолетовый (3-4 года) цвета. Этот цвет ассо­циируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность.

Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Выделение указанных цветов появляется в младшем школьном возрасте. Для дошкольников можно отметить уменьшение использования черного цвета до полного его исчезновения в старшем дошкольном возрасте.

Жадный - красный и черный цвета. Дети считают жадного реши­тельным, сильным, может быть даже агрессивным, враждебным. Причем такое отношение к жадности формируется у детей не сразу. Ассоциации 3-4-них детей жадного человека с серым цветом свидетельствует о не­уверенности, нерешительности младших дошкольников при отнесении жадности к отрицательным качествам характера.

Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Трудолюбивый че­ловек очень активен, энергичен, мобилен, может быть суетлив. Таки цве­та выбирают дети старше 4 лет, а самые маленькие предпочитают корич­невый и черный. Это связано, скорее всего, с тем, что труд им незнаком, непонятен, и эмоциональное отношение к нему неадекватное.

Ленивый - коричневый, серый, синий цвета. Дети считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также хо­лодным. Адекватное эмоциональное отношение к этому качеству формируется у дошкольников после 4-х лет, а малыши ассоциируют лениво­го человека с красным и желтым цветами.

Литература:

1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. 2010

2. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе

http://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl-1994.htm

3. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005

4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000

5. Психодиагностика: Метод. Пособие к семинарским и практическим занятиям. Ч.2: Методы психодиагностического исследования личности / Авт.-сост.: Н.В.Шутова, В.В.Кисова; Отв. за вып.: Е.Е.Дмитриева.- Н.Новгород: НГПУ, 2005

 

.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.