Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей и подростков

Рассмотрим особые критические периоды и кризисные состояния, которые характеризуют развитие музыканта в детском и юношеском возрастах.

Начиная занятия в раннем детстве, музыканты в большинстве своем выбирают не только профессию, но и образ жизни, а значит - до известной степени - специфические условия, среду и способ личностного развития.

Развитие музыканта в детском и юношеском возрастах характеризуется по крайней мере двумя критическими – периодами, рассмотрим их подробнее.

Музыка - это игра, свободное самовыражение в звуках и интонациях, но это также труд, дисциплина, жесткое самоограничение ради совершенствования и пользы самому искусству. Первый критический период, который начинается обычно через год-два после того, как ребенок приступил к систематическим занятиям музыкой, он начинается тогда, когда ребенок владеет инструментом настолько, чтобы чувствовать удовольствие и радость игры на нем, и вместе с тем когда он уже способен осознавать необходимость работать за инструментом, т.е. ставить определенные цели и добиваться их достижения.

Суть развивающего противоречия заключается именно в неразрывности двух сторон музицирования, в невозможности простого выбора в пользу одной из них, наконец, в формировании какого-то нового отношения к музыке и музицированию. Это и есть психологически критическая ситуация. Разрешить ее - означает выйти на новый уровень личностного развития. На основе разрешения критического противоречия возникает такое сложное (тесно связанное с работоспособностью, но не совпадающее с ней вполне) личностное свойство, которое называют «вкус к работе», «вкус к учению». Неразрешенное противоречие может приводить к отставанию в музыкальном развитии, застыванию на детском отношении к музыке и работе.

Второй критический период начинается около 15-17 лет, на достаточно высоком уровне владения музыкальной деятельностью. Здесь нельзя не обратить внимание на то, что юношеский профессиональный кризис часто провоцируют драматические жизненные обстоятельства: неудача в любви, непризнание, смерть близких, внезапная болезнь, переутомление, необходимость заработка. Эти обстоятельства подталкивают уже начавшуюся внутреннюю работу переосмысления жизни, искусства и своего места в том и в другом.

Подводя итог лекции хотелось бы отметить следующие моменты:

Если рассматривать развитие человека как процесс, совершающийся на протяжении всей жизни, то одаренность представляет собой взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений. Логично предположить, что изменения в комплексе характеристик чаще наблюдаются в более молодом возрасте, чем позже. Повторюсь, многие известные музыканты и художники проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшем.

Вопрос: Как вы считаете зависят проявления одаренности в первую очередь от наследственности?

И как вы относитесь к идее английского ученого Френсиса Гальтона о том, что гениальный человек - «продукт гениального рода»?

(ответ - с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер) В подавляющем большинстве случаев изучение родословных выдающихся людей свидетельствует не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, т.е. тех социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Очевидно, если все в семье живут музыкой, если весь строй жизни наталкивает ребенка на необходимость ею заниматься, если высшим достоинством каждого признается музыкальность, то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают музыкальные дарования.

 

 

Литература:

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973

2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд., доп. – СПб., 2002

4. Выявление и развитие детской художественной одаренности на дополнительных занятиях по художественной росписи ткани в среднем общеобразовательном учебном заведении

http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Sherbakova_21_10_2012.pdf

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность | Виды инвестиционных стратегий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.