Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенсорно-перцептивное развитие младенца

Роль разнообразных ощущений первый год жизни необычайно велика. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию моз­га и совершенствованию зрительной системы увели­чивается объем информации, которую органы чувств могут воспринимать. От рождения до года в той или иной мере развиваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпе­вает зрение. Зрительное сосредоточение, появившее­ся еще на этапе новорожденности постепенно совер­шенствуется. Уже у двухмесячного ребенка отмечает­ся стремление рассматривать лица и глаза других людей. В четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Многие малыши на­чинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей другим. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

В это время дети положительно реагируют на мяг­кие оранжевые тона, могут даже прекратить плач при появлении в поле их зрения предметов оранжевого цвета, что говорит о первом цветоразличении. Иссле­дователи называют этот возраст «оранжевым перио­дом». К трем месяцам у ребенка формируется биноку­лярное зрение.

Способность удерживать в памяти представление о постоянстве размера какого-либо объекта наблюда­ется у детей уже в полгода. А вот восприятие постоянства формы предметов возникает достаточно поздно – меж­ду восемью и десятью месяцами.

Способность малышей различать звуки начинает быстро развиваться после первого месяца жизни. К примеру, в четыре месяца дети могут отличить мате­ринский голос от отцовского, а их голоса – от голоса незнакомого человека.

Восприятие прикосновений, или осязание (тактиль­ные ощущения), развивается у детей лучше других способностей. К концу первого года малыши могут опознавать объекты, опираясь только на свое осязание, и отличать знакомый объект от незнакомого даже в темноте. Благодаря развитию способности вос­приятия различных видов пищи – сладкой, горячей, соленой, у детей уже на первом году жизни начинает вырабатываться предпочтение определенных вкусовых ощущений.

 

Динамика развития восприятия у младенцев
Действия восприятия Возраст
Ребенок обнаруживает звуко-зрительно-двигательные связи (поворот головы и глаз на звуки), следит за движениями предметов и людей 0-1 ме­сяц
Распознает многие звуки речи Один месяц
Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать не только на отдельные его фрагменты, но и на объект в целом Два ме­сяца
Обладает бинокулярным и периферическим зрением; отли­чает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имити­рует высокие и низкие звуки Три ме­сяца
Связывает голос матери с ее лицом и другие звуки с их ис­точниками. Отличает голоса матери и отца от голосов не­знакомых людей. Различает плоскостные и объемные изо­бражения Четыре месяца
Различает вертикальное и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклон­ных) Пять-шесть месяцев
Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов Шесть месяцев
Активизируются зрительная и двигательная системы ребен­ка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины Семь месяцев
Способен воспринимать постоянство формы объектов Восемь месяцев
Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые пред­меты Десять- двенадцать месяцев

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие моторики младенца | Развитие умственных способностей и речевых навыков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.