КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоционально-мотивационная регуляция поведения
Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. Это определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми. Уже в начале дошкольного возраста ребенок начинает отделять себя от взрослого. «Вот я» – указывает он на свой фотографический портрет. Отделяясь от взрослого, дифференцируя себя как некое самостоятельное человеческое существо, ребенок начинает выделять свою деятельность и деятельность взрослого как нечто различное. Ребенок стремится действовать, «как большой». Ориентирование своего поведения по образцу взрослого формирует произвольность поступков. Появляется новый тип поведения, который называется личностным поведением. Отечественная психология связывает складывание личности с появляющимся и развивающимся в дошкольном возрасте соподчинением мотивов. Деятельность дошкольника начинает побуждаться не отдельными мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают между собой в конфликт, а их иерархической системой, где постепенно основные и устойчивые побуждения приобретают ведущее значение и подчиняют себе более частные, ситуационные побуждения. Соподчинение мотивов связано с сознательным преодолением аффективно отрицательного отношения, с волевым усилием, которое осуществляется ради эмоционально привлекательной цели. Ребенок очень рано начинает переживать внутренний разлад, когда ему трудно отдать предпочтение какому-либо желанию. При возникновении нравственного конфликта колебания у младших дошкольников чаще всего заканчиваются победой более ситуативного желания, влекущего к близкой, легко достижимой цели. Чем старше становятся дети, тем легче они справляются с выполнением нужного действия вопреки привлекательной, но отвлекающей от него цели. Все более значимыми становятся мотивы общественною содержания.
В дошкольном возрасте развиваются следующие мотивы: 1. Мотивы общения: – деловые, побуждающие к общению для решения какой-либо задачи; – личные, связанные с внутренними проблемами («Хорошо ли он поступил?»). 2. Мотивы учения. Они добавляются в структуру мотивов в старшем дошкольном возрасте, укрепляются и формируют готовность к школе. 3. У детей, у которых сильны тенденции самоутверждения, развивается стремление к лидерству. Они стремятся одержать победу и любят соревноваться. В этом возрасте эмоционально переживается оценка, которую дает взрослый. Каждый успех или неудача сопровождаются эмоциональными переживаниями. Начинаются первые самооценки. Ребенок не только радуется успеху, но и переживает чувство гордости. Формирование личностных качеств дошкольника. Основными (базовыми) чертами личности называются те, которые начинают складываться в раннем дошкольном возрасте и раньше. Они формируются в дошкольном возрасте и образуют индивидуальность человека – стержень его характера. Эти качества очень устойчивы. Формирование этих качеств зависит от врожденных (генотипических) свойств. Это такие свойства как экстраверсия (интроверсия), тревожность, невротичность, эмоциональность, доверчивость, общительность. В дошкольном возрасте формируются такие личностные качества, связанные с отношением к людям как сочувствие, доверие (недоверчивость), заботливость др. К шести годам ребенок переходит на новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Формируются внутренняя позиция – довольно устойчивое отношение к себе, к людям, к миру. Появление внутренней позиции является переломным моментом в развитии личности дошкольника (Л.И. Божович). Внутренняя позиция является исходным образованием для очень многих качеств (например, волевых качеств: независимость, настойчивость, самостоятельность, целеустремленность).
Осознание своего «Я» приходит в два года, в дошкольном возрасте приходит умение общаться, самостоятельность в игре, самооценка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |