Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-мотивационная регуляция поведения




Формирование детской личности тес­но связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. Это определяется социальным окружением и преж­де всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Уже в начале дошкольного возраста ребенок начинает отделять себя от взрослого. «Вот я» – указывает он на свой фото­графический портрет. Отделяясь от взрослого, дифференцируя себя как некое самостоятельное человеческое существо, ребенок начинает выделять свою деятельность и деятельность взрослого как нечто различное. Ребенок стремится дейст­вовать, «как большой». Ориентирование своего поведения по образцу взрослого формирует произвольность поступков. Появляется новый тип поведения, который называет­ся личностным поведением.

Отечественная психология связывает складывание личности с появляющимся и развивающимся в дошкольном воз­расте соподчинением мотивов. Деятельность дошкольника начи­нает побуждаться не отдельными мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают между собой в конфликт, а их иерархической систе­мой, где постепенно основные и устойчивые побуждения приоб­ретают ведущее значение и подчиняют себе более частные, си­туационные побуждения. Соподчинение мотивов связано с соз­нательным преодолением аффективно отрицательного отноше­ния, с волевым усилием, которое осуществляется ради эмоцио­нально привлекательной цели. Ребенок очень рано начинает переживать внутренний разлад, когда ему трудно отдать пред­почтение какому-либо желанию. При возникновении нравствен­ного конфликта колебания у младших дошкольников чаще всего заканчиваются победой более ситуативного желания, влекущего к близкой, легко достижимой цели. Чем старше становятся дети, тем легче они справляются с выполнением нужного действия вопреки привлекательной, но отвлекающей от него цели. Все более значи­мыми становятся мотивы общественною содержания.

В дошкольном возрасте развиваются следующие мотивы:

1. Мотивы общения:

– деловые, побуждающие к общению для решения какой-либо задачи;

– личные, связанные с внутренними проблемами («Хорошо ли он поступил?»).

2. Мотивы учения. Они добавляются в структуру мотивов в старшем дошкольном возрасте, укрепляются и формируют готовность к школе.

3. У детей, у которых сильны тенденции самоутверждения, развивается стремление к лидерству. Они стремятся одержать победу и любят соревноваться.

В этом возрасте эмоционально переживается оценка, которую дает взрослый. Каждый успех или неудача сопровождаются эмоциональными переживаниями. Начинаются первые самооценки. Ребенок не только радуется успеху, но и переживает чувство гордости.

Формирование личностных качеств дошкольника. Основными (базовыми) чертами личности называются те, которые начинают складываться в раннем дошкольном возрасте и раньше. Они формируются в дошкольном возрасте и образуют индивидуальность человека – стержень его характера. Эти качества очень устойчивы. Формирование этих качеств зависит от врожденных (генотипических) свойств. Это такие свойства как экстраверсия (интроверсия), тревожность, невротичность, эмоциональность, доверчивость, общительность.

В дошкольном возрасте формируются такие личностные качества, связанные с отношением к людям как сочувствие, доверие (недоверчивость), заботливость др.

К шести годам ребенок переходит на новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Формируются внутренняя позиция – довольно устойчивое отношение к себе, к людям, к миру. Появление внутренней позиции является переломным моментом в развитии личности дошкольника (Л.И. Божович). Внутренняя позиция является исходным образованием для очень многих качеств (например, волевых качеств: независимость, настойчивость, самостоятельность, целеустремленность).

Осознание своего «Я» приходит в два года, в дошкольном возрасте приходит умение общаться, самостоятельность в игре, самооценка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.