Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и защита государственной тайны

Тема 15. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Правовое регулирование отношений, связанных с защитой государственной тайны, осуществляется специальным законодательством Российской Федерации.

 

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности».

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Закон РФ «О государственной тайне» № 5485-1 от 27.07.93 в редакции от 06.10.97 (далее – Закон) регламентирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:

1) сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна);

2) режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т. е. механизм их защиты;

3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений [3, с. 12].

Понятие «государственная тайна» определено в Законе как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2).

Исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

Государственную тайну составляют:

1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве, объемах хранения и утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и др.;

2) планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение и т.п.;

3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих и сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности (ст. 7).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Согласно ст. 10 Закона отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности организаций и граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечень утверждается Указом Президента РФ и публикуется в доступных для граждан изданиях.

В основу механизма засекречивания сведений, получаемых (разрабатываемых) в результате управленческой, производственной, научной и иной деятельности, положен принцип соответствия сведений действующему в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, организации перечню сведений, подлежащих засекречиванию.

Основания и порядок рассекречивания сведений, отнесенных к государственной тайне, определен в ст. 13 Закона.

Закон определяет органы защиты государственной тайны, порядок допуска и организацию допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, а также возможные, обусловленные этим ограничения их прав и свобод.

К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны (ст. 20).

Закон устанавливает персональную ответственность руководителей за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также определяет статус структурных подразделений по защите государственной тайны. Большое значение имеет положение о том, что защита государственной тайны является видом основной деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций. Оно направлено на то, чтобы защита государственной тайны не рассматривалась в качестве вспомогательной функции этих органов (3, С. 92).

Защита государственной тайны включает обязательное лицензирование организаций на допуск к проведению работ со сведениями, составляющими государственную тайну, государственную аттестацию руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, необходимость сертификации средств защиты информации.

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993, № 237. 25 дек.

2. Закон РФ "О государственной тайне" // Государственная тайна в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Под ред. Чл.-корр. МАИ М. А. Вуса. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 178-200.

3. Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная. Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации / А. В. Коломиец. – М.: «Статут», 2001.

 

РАЗДЕЛ IX. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Становление и развитие отрасли экологического права связано с обострением экологического кризиса и возникновением противоречия между обществом и природой.

Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Он же дал одно из первых определений экологии как науки. В настоящее время проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки. Это объясняется такими причинами, как обострение отношений общества и природы, возникновение глобальных проблем охраны окружающей природной среды.

Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений.

Экологическое право – это комплексная отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в целях оздоровления и улучшения природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Экологическое право состоит из общей, особенной и специальной частей.

В о б щ е й ч а с т и содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод экологического права, его источники, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений являются граждане, юридические лица, государство и его органы.

Объектами экологических правоотношений выступает как окружающая природная среда в целом, так и отдельные природные объекты (земля, недра, воды, животный мир, леса, атмосферный воздух, особо охраняемые природные территории и объекты).

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан.

Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция предусматривает также и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены в основополагающем в экологическом праве законодательном акте – Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», а также в Федеральных законах "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ и др.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» граждане имеют следующие права и обязанности:

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;

2. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

3. Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

4. Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

5. Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

6. Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

7. Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

8. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

9. Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Граждане обязаны:

1) сохранять природу и окружающую среду;

2) бережно относиться к природе и природным богатствам;

3) соблюдать иные требования законодательства.

Право собственности на природные ресурсы регулируется Конституцией РФ, Гражданским, Земельным, Водным и Лесным кодексами и другими федеральными законами.

О с о б е н н а я ч а с т ь экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Здесь выделяется охрана таких природных ресурсов, как земля (Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ), недра (Закон «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1), лесной фонд (Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 29.01.1997 N 22-ФЗ), водные природные ресурсы (Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 16.11.1995 N 167-ФЗ), животный мир (Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»), атмосферный воздух и озоновый слой (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), особо охраняемые природные территории (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

С п е ц и а л ь н а я ч а с т ь экологического права включает международное право окружающей среды.

Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды нашли свое отражение и нормативное закрепление в международных договорах в области охраны окружающей природной среды, участником которых является РФ.

Этими принципами являются:

1) право каждого человека на жизнь в более благоприятных условиях;

2) каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

3) экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

4) хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить вред окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

5) недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

6) государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

7) все споры должны решаться только мирным путем.

В РФ установлен приоритет норм международного права перед внутренним законодательством. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью нашей правовой системы и, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». – М.: «Ось-89», 2002.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды наказаний | Основы философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.