Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как ведущей для младшего школьного возраста

Общая характеристика учебной деятельности

Тема 7.6 Учебная деятельность младшего школьника

Вопросы темы:

7.6.1 Общая характеристика учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста

7.6.2 Содержание и структура учебной деятельности

7.6.3 Особенности учебных задач

7.6.4 Особенности учебных действий

7.6.5 Особенности действия контроля

7.6.6 Особенности действия оценки

7.6.7 Психологические особенности других видов деятельности младших школьников

 

 

Основным принципом отечественной психологии является рассмот­рение психических процессов и качеств личности в связи с дея­тельностью. Психологами установлено, что психика и деятельность составляют единое целое: психика проявляется и формируется в деятельности, деятельность (ее протекание, ре­зультат) зависит от особенностей личности.

Под деятельностью понимается активность человека, которая направлена на удовлетворение определенных потребностей. Дея­тельность складывается из движений и действий. Движения – это моторная функция живого организма. Совокупность движе­ний, которые направлены на предмет и преследуют определенную цель, называется действием. Например, ребенок учится писать. Это сложное действие, состоящее из ряда движений.

Деятельность человека всегда характеризуется мотивами, це­лями и способами ее достижения. Мотив – это та причина, ко­торая побуждает к действию. Цель – то, к чему стремится чело­век. Например, целью учащихся на уроке является усвоение ма­териала. Мотивы при этом могут быть разными. Один хочет по­лучить хорошую отметку, другой – избежать наказания, а треть­им руководит познавательный интерес.

Различают три основных вида деятельности: игра, учение, труд. Основным видом деятельности младшего школьника явля­ется учение.

Учение – это активный процесс, направленный на усвоение знаний, формирование умений и навыков, всестороннее развитие личности. В индивидуальном, сознании каждого ребенка знания отражаются в форме представлений и понятий. Высшим уровнем развития знаний является система научных понятий.

Знания, умения и навыки ребенок получает в результате ос­воения опыта, т.е. научения как ведущего фактора развития.

Научение – «это устойчивое целесообразное изменение физиче­ской и психической деятельности (поведения), которое возника­ет благодаря предшествующей деятельности (или поведению) и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма». Уже такие формы деятельности ребенка, как хватание и манипулирование предметами, ползание и ходьба научают его координации движений и ориентировке в окружаю­щем мире, знакомят с назначением вещей, их свойствами. Освое­ние знаний выступает здесь в первую очередь не как цель (на­учиться ходить, играть, манипулировать и т.д.), а как средство удовлетворения соответствующих потребностей. Такое научение называется случайным или попутным. Результаты его, как прави­ло, случайны, знания отрывочны и бессистемны, и развитие ре­бенка будет также случайным, неравномерным. Этого можно из­бежать лишь в том случае, когда непосредственной целью его деятельности становится само научение. Такой специфической деятельностью, имеющей целью само научение, и является учение.

Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания:

– путем непосредственного восприятия;

– путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений.

С каждым днем знания учащихся совершенствуются – увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными, глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерности различных явлений, знания объединяются в определенные си темы.

В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников. Хотя заучивание играет в учебной деятельности младших школьников весьма важную роль, но строить обучение на эксплуатации памяти ученика не стоит. С самого начала обучения учитель должен стараться, чтобы учащиеся осмысливали полученные сведения, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. При расширенном его толковании этим термином подменяются понятия научения и учения.

Наряду с понятием «учебная деятельность» в педагогике и психологии широко употребляются термины «обучение», «учение» и «научение». Эти понятия нередко смешивают, под­меняя одно другим, хотя содержание у них разное. Под обуче­нием (само это слово происходит от глагола «обучать», т.е. учить кого-то другого) понимается активная деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков и жизненного опыта. При использовании слова «учение» имеются в виду соб­ственные активность и усилия учащегося по развитию своих способностей и приобретению знаний, умений и навыков. И обучение, и учение представляют собой разворачивающиеся во времени процессы. Для обозначения результата этих про­цессов используется термин «научение», происходящий от гла­гола совершенного вида «научиться». Это понятие характери­зует факт приобретения субъектом новых психических свойств и качеств вследствие обучения, учения и других видов актив­ности. Следует отметить, что и обучение, и учение, и учебная деятельность в целом в некоторых случаях могут не иметь ви­димого результата, выступающего в форме научения. Обуче­ние отличается от научения еще и тем, что обычно является организованным и сознательно управляемым процессом, тог­да как научение может происходить стихийно и представлять собой результат любой деятельности, а не только учебной. Уче­ние и обучение – почти всегда сознательные процессы, а на­учение может происходить и бессознательно: человек может какое-то время не отдавать себе отчета в том, что чему-то на­учился, хотя это в действительности произошло. Таковы глав­ные основания для разведения обсуждаемых понятий и их па­раллельного использования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые особенности обучения шестилетних детей | Особенности учебных задач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.