Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное сознание




Сознание и бессознательное

 

К психической деятельности относится бессознательное, под которым понимается совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. При этом необходимо разли­чать виды неосознанных действий.
К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся (инстинкты, гипнотические состояния, сновидения и пр.). Ко второму – особый уровень бессознательного, называемый подсознательным. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма; т. е. ранее осознававшиеся действия (стереотипы автоматического поведения; действуя первоначально под контролем сознания, они приобретают затем бессознательный характер, например, игра на пианино и т. п.). Сама сознательная деятельность человека воз­можна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осу­ществляется именно автоматически. На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие способности человека, что составляет третий уровень бессознательного. Он находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Важное значение для понимания бессознательного имеют работы
З. Фрейда и К. Юнга.

В заключение отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

 

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, представлений, чувств, привычек, традиций, нравов и т. д. определенной социальной общности, возникших на основе отражения объективного мира и общественной жизни. Общественное сознание можно рассматривать в различных аспектах. Элементы его диалектически взаимосвязаны, постоянно изменяются в различных формах. Содержанием общественного сознания выступает определенным образом упорядоченная совокупность его элементов, отражающих природу и общественное бытие, материальную и духовную жизнь общества. Формой общественного сознания выступают способ существования и выражения его содержания, причем не только всего содержания общественного сознания как целого, но и его элементов.

Выделяют следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное (этическое), эстетическое, религиозное и философское, а также естественно-научное, экологическое, экономическое, мифологическое и другие формы сознания. Формы сознания различаются между собой предметом отражения, общественными потребностями, которые вызвали появление определенных форм сознания, способами отражения действительности, ролью в жизни общества, характером оценки объективного мира [30, 34].

Политическая форма сознания – это совокупность идей, которые выражают интересы и отношения социальных групп (классы, нации и государства и пр.) Политическое сознание подразделяется на политическую идеологию и политическую психологию. Наиболее активной в политическом плане является идеология. Она существует в виде теоретической системы идей и взглядов, выражающих наиболее глубокие коренные классовые интересы. Цели и идеалы класса, их теоретическое обоснование, пути и средства достижения или совершенствования систематизируются в политических программах, лозунгах, концепциях. Политическая идеология выступает духовным средством борьбы социальной группы за достижение ее целей. Важное место в политической идеологии занимают вопросы о партии, ее роли в руководстве обществом.

С политическим сознанием тесно связано правовое сознание. Сущность его состоит в выражении отношения людей к праву. Право, как и политика, возникло с появлением классов и государства. Правосознание – это совокупность идей и взглядов относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общества, справедливости и несправедливости юридических законов. Идеи о правовых отношениях, а также об общественном бытии и природе, отраженные через юридические нормы, составляют содержание правового сознания. Они существуют на идеологическом и психологическом уровнях.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нрав­ст­вен­ные оценки.

Нравственное сознание возникло в процессе отражения жизнедеятельности людей с точки зрения добра и зла, справедливости, счастья, чести, достоинства и т. д. Это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношениях друг к другу. Нравственные идеи закрепились в совокупности принципов, норм и правил поведения людей, что изучается этикой – наукой о морали. Нравственные нормы и принципы – специфические способы отражения и регулирования поведения людей. Они опираются на силу общественного мнения, на убеждения, традиции, воспитание.

Потребности людей в восприятии и создании совершенного, возвышенного, которое давало бы им духовно-прекрасное наслаждение, вызвали к жизни искусство и эстетическое сознание. Специфика эстетического сознания определяется его предметом, художественно-образным отражением действительности и функциями. Эстетическое сознание включает в себя вкусы, представления, мнения, идеалы, взгляды и теории, отражающие эстетическую ценность предметов и явлений объективной действительности, а также предметов и явлений, созданных самим человеком. Отражение в эстетическом сознании действительности осуществляется через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического.

Религиозное сознание представляет собой совокупность религиозных идей, взглядов и учений, которые догматически отражают объективный мир. Оно так же необходимо, как и другие формы общественного сознания. Специфика религиозного сознания состоит в том, что его идеи и догмы не поддаются рассудочному доказательству, а основаны на вере в сверхъестественное, мифическое, тайное.

Философское сознание также является формой общественного сознания. Оно представляет собой совокупность идей и концепций о мире и человеке, его месте в обществе, о всеобщих законах развития и познания действительности. Философское сознание отражает мир способами всеобщих понятий.

Взгляды на природу и отношения общества с природой отражаются в естественно-научной форме сознания, или природосознании. Содержание естественно-научной формы сознания составляют идеи о природе, которые, как правило, не имеют классового характера и непосредственно не входят в другие формы сознания. В естественно-научную форму включаются идеи и представления, полученные чувственным и рациональным путем. Особенностью естественно-научной формы сознания выступает то, что основное ее содержание представляют идеи о природе. Взгляды на отношения людей с природой в данной форме сознания отражаются лишь частично, так как они комплексно отражаются всеми другими формами сознания.

В общественном сознании выделяют два уровня отражения общественного бытия – обыденный и теоретический, представляющие собой два уровня познания действительности – познание явлений и познание сущности. Оба эти уровня существуют не изолированно друг от друга, а находятся в диалектическом единстве. На теоретическом уровне в его современном развитии синтетическая цельность может быть обеспечена философским мировоззрением, однако это пока лишь идеал, поскольку философское мировоззрение формируется только в результате длительных усилий и в этом мировоззрении даже на уровне теории далеко не все систематизировано и пронизано рациональными связями (как, например, идеалы, убеждения, ценности и т. д.). Обыденное сознание ближе, чем его теоретические формы, к непосредственной действительности. Опыт обыденного сознания – это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство.

Таким образом, обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.

Взаимосвязь обыденного и теоретического уровней сознания объясняется наличием у них одинаковых свойств, что обусловлено рядом обстоятельств:

– это два уровня одного общественного сознания. Оба они имеют единую гносеологическую основу – общественное бытие, которое отражается на обоих уровнях с различной глубиной и достоверностью;

– обыденное и теоретическое сознания имеют общие формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и общие методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. п.);

– у них есть единое средство выражения – язык, который представляет собой материальную оболочку мысли независимо от того, выражена мысль в форме абстрактных идей или обыденных представлений и понятий.

Между этими уровнями имеются и существенные различия:

– по происхождению. В обыденном сознании происходит непосредственное отражение бытия, а в теоретическом оно осуществляется опосредованно, опираясь на человеческий опыт, знания, практику, и может выходить за пределы конкретного бытия;

– глубине отражения. Обыденное сознание как бы останавливается на познании одних только явлений, в то время как теоретическое стремится познать сущность процессов;

– форме выражения. Теоретическое сознание выступает обычно в виде концепций, теорий, программ, систем взглядов, а обыденное – в виде совокупности различных представлений, чувств, настроений;

– генезису. Теоретическое сознание вырабатывается учеными, идеологами, теоретиками. Ими же оно охраняется и приумножается. Обыденное сознание формируется самими массами и выступает как совокупность группового сознания больших и малых социальных групп.

Итак, все формы отражают одну и ту же реальность, характеризуют единое целое – общественное сознание как определенную идеальную систему. Вместе с тем формы общественного сознания отличаются друг от друга. А высшим уровнем общественного сознания является теоретический уровень, так как оно включает в себя идеологию и естественно-науч­ные знания.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний

 

1. Дайте определение сознания и самосознания. Охарактеризуйте соотношение сознания и познания.

2. Как эволюционировало понятие сознания в истории философии?

3. В чем состоит гносеологический смысл сознания?

4. Как связаны сознание и язык?

5. В чем особенность сознания как высшей формы отражения?

6. Сознание идеально. Означает ли это, что сознание не оказывает влияния на объективную реальность?

7. Раскройте структуру сознания. В чем сущность бессознательного?

8. Дайте определение общественного сознания.

9. Назовите уровни общественного сознания.

10. Раскройте специфику различных форм общественного сознания.

 

2.2.2 Гносеология учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

1. Познание как процесс.

2. Структура познавательного процесса.

3. Мышление и язык.

4. Проблемы истинности знания. Критерии истины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.