Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы истинности знания. Критерии истины




Мышление и язык

 

Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования об­разами предметов. Поскольку образы могут быть чувственными (представления) и по­нятийными (теории и гипотезы – это те же понятийные, но особого рода образы), по­стольку можно определить мышление как процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.

Мышление связано с языком. Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми. Принято различать естественные и искусственные языки. Естественные языки – это языки, на которых общаются, обмениваются мыслями. С их помощью можно выразить любые знания, чувства, переживания. Искусственный язык – это язык, созданный людьми для каких-нибудь потребностей, язык той или иной науки.

Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу, язык – материальное явление, он представляет собой систему звуков или знаков; не отражая предметов, он обозначает их, выступает их символом.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны и образуют единство. Рациональное познание проникает во внутреннюю суть вещей, помогает создать целостную картину мира. Оно может давать новое знание, которое непосредственно не содержится в чувственном познании.
Рациональное познание влияет на структуру и содержание чувственного познания, но при этом черпает исходный материал из последнего.

Посредством своих органов чувств и мышления (а также, конечно, и включенно­сти интуиции и эмоций в познавательный процесс) человек достигает знания предметов и отношений. Это знание может оказаться истинным, но нередки и заблуждения; зна­ние может подразделяться на достоверное и гипотетическое, проблематичное, не являющееся ни истинным, ни ложным. Сущность познания заключается в том, чтобы отражение мира (знание) было адекватным реальному положению дел. Данный вопрос рассматривается в теории истины.

 

Согласно классической концепции (восходящей к учению Аристотеля) истина – это знание, которое соответствует (адекватно) изучаемому объекту. Понятие «истина» характеризует наши знания, фиксирует их совпадение с действительностью.

Однако не все можно непосредственно соотнести с объектом и установить соответствие. Кроме того, имеется неопределенность в самом термине «соответствие»: взаимное ли соответствие или же что-то является определяющим, поэтому возникают исторические коллизии в понимании истины различными философскими течениями и направлениями – материализмом, идеализмом и др. Так, например, для Д. Беркли и Э. Маха действительность – это комбинация ощущений, для Платона – неизменные сверхчеловеческие идеи, для Г. Гегеля – развивающийся мировой разум. В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и независимо от него. При таком понимании истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Как следствие возникают различные концепции истины:

1) корреспондентная, предусматривающая соответствие теории экспериментальным данным;

2) когерентная, в соответствии с которой знание истинно, если оно получено по определенным логическим правилам из ранее признанных истинными утверждений;

3) прагматическая, предлагающая истинность знаний проверять успехом в соответствующей деятельности.

В уточненном понимании истины можно отметить такие ее свойства, как:

1) объективность и субъективность. Истина обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от субъекта познания. Вместе с тем по способу существования истина субъективна, так как она не существует вне человеческого сознания. Кроме того, в содержание знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный особенностями познающего субъекта, а также уровнем достигнутого знания, применением познавательных процедур и т. п.;

2) процессуальность. Истина есть процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком в полном объеме. Для характеристики процессуальности истины применяются категории абсолютного и относительного. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Абсолютная истина – это знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания;

3) конкретность. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно точнее. Например, температура, при которой вода превращается в пар, равна ста градусам.

В истине представлены в единстве объективная и субъективная ее стороны, абсолютный и относительный ее моменты. Для правильного понимания истины важно подчеркнуть следующее. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным, соответствовать объекту или не соответствовать ему. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь в виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах.

Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение – это диалектическая противоположность истины, т. е. непреднамеренное несоответствие знаний и действительности. Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных и т. д. Заблуждение следует отличать от лжи и ошибок.

Ложь, дезинформация – преднамеренное искажение знаний, их целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. Ошибки делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным ходом мыслей, нарушением логических правил, которые, в свою очередь, делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы). В процессе познания заблуждения и ошибки неизбежны, и задача заключается в том, чтобы они были обнаружены и вытеснены из сферы знания. Чтобы отграничить истину от заблуждения, необходимы критерии истины.

В истории философии за критерий истины принимались разные явления. Критерием истины может стать предыдущее знание (например, аксиомы). В математике необязательно обращаться к практике, чтобы сформулировать теорему Пифагора, которая может стать фундаментом для последующего знания.

Рационалисты нового времени и, прежде всего, Р. Декарт указывают на интеллектуальную интуицию как на исходный элемент познания и рационалистический критерий истины (самоочевидность знания).

Философы-эмпирирки считают критерием истины данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. Так, различные направления позитивизма в качестве единственно достоверного критерия истины предлагают принцип верификации (Л. Витгенштейн). Верификация есть сопоставление суждения с некоторым конечным числом актов опыта или же сопоставление его с другими предложениями, фиксирующими этот факт.

В качестве критерия истины предлагается конвенция (соглашение, сделка), этот критерий предполагает, что характер понятий, определений, законов, аксиом покоится на соображениях удобства, простоты и целесообразности. Представители конвенционализма (в частности, Р. Карнап) считают, что истину искать неразумно, поскольку даже законы есть не что иное, как соглашение. С точки зрения Б. Рассела, соглашение есть род веры, а знание – это часть истинной веры.

Философское направление прагматизм (Дж. Дьюи, Н. Гудмен и др.) предлагает в качестве критерия истины принцип полезности (или прагматический критерий), согласно которому истинно то, что полезно.

В современной науке наиболее аргументированным критерием является конвергентность. Суть его состоит в том, чтобы сблизить все методы познания с одним, ведущим к цели, свести все теоретические системы к одной системе, доказавшей свою пригодность.

Критериев истины множество. Человек может и должен использовать все, что возможно, для отграничения истины от заблуждения (или от дезинформации). Но наи­более надежным критерием истины выступает все-таки практика. Она главный, ве­дущий, хотя и не единственный критерий истины. До практики любые суждения, умозаключения или научные теории могут претендовать только на формально-логическую правильность. Форму объективной истины им придает практика. Следует помнить, что практика как критерий истины абсолютна и относительна. Абсолютна потому, что все, подтверждаемое практикой, является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрестанно развиваются, поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию.

Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Важнейшими чертами практики являются:

1) целенаправленность (практика неотрывна от человека, его целеполагающей, целена­правленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осу­ществить;

2) предметно-чувственный характер (по этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной че­ловеческой деятельности, отграничиваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной);

3) преобразование материальных систем (не любые пе­рестановки элементов системы, как и не любые предметно-чувственные акции челове­ка, будут практикой, а только такие, которые изменяют качества подсистем и системы в целом, ведут к ликвидации, разрушению системы или, наоборот, к ее развитию, совер­шенствованию или созданию новой материальной системы).

Современная философия не ограничивает практическую деятельность лишь сферой производства. В практику входит вся совокупность предметных форм деятельности человека. Она охватывает все стороны общественного бытия, в процессе которого создается материальная и духовная культуры, искусство, наука и т. д.

Имеются следующие формы практики: общественно-производствен­ная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребле­ния и средств производства), социально-политическая (создание государств, классовая борьба, формирование партий, преобразование социальных структур, органов управле­ния, революционные движения, забастовки, войны, акции по ликвидации атомного и химического оружия и т. п.); научно-экспериментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследования (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента); врачебная, или медицинская (хирургиче­ская, терапевтическая, стоматологическая и т. п.; семейно-бытовая, повседневная, хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, огородничество, приготовле­ние пищи и т. д.).

Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: детская игровая практика, связанная с «преобразованием» предметов; спортивная практика, ведущая к физическим изменениям людей и т. п.).

Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу; практика может быть либо созидательной (конструктивной), либо разрушительной (деструктивной) по своим результатам (даже вандалистской).

По своему содержанию и назначению практика бывает стандартизированной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поисковой, направленной на достижение прироста познавательной информации.

В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на такие виды, как индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации (народности), государства, общества. Знакомство с основными формами и видами практики показывает, что любая практика имеет общественный, социальный характер.

Практика выступает как общественный процесс изменения, преобразования материального мира в мир социальной предметности, культуры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в ин­тересах человеческой цивилизации.

В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая практика складыва­ется из следующих элементов: субъекта практики, объекта практики, цели (идеальная модель), средств, предметной деятельности субъекта, результата этой деятельности. Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в «чистом» виде затруднено. Они образуют целостную систему. Импульс каждому циклу практики зада­ет духовный ее компонент, субъективность, базирующаяся на объективности. Взаимодействие сторон практики, субъективного и объективного ее моментов, обеспечивает развитие практики.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний

 

1. Что такое знание и познание?

2. Перечислите формы познания.

3. В чем заключается специфика чувственного познания?

4. В чем заключается специфика и формы рационального познания?

5. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к проблеме познания.

6. Что такое истина? Перечислите свойства истины.

7. Как соотносятся между собой относительная и абсолютная истины?

8. Назовите критерии истины.

9. Как соотносятся познание и практика?

10. В каких формах осуществляется практика?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.