Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявления мотивации учебной деятельности младших

 

Исследования показывают, что преобладающее большинство уча­щихся 2-4 классов (80%) указывает на социальные и общественные мотивы учения. Дети рассуждают так: «Учиться надо для того, чтобы строить новую жизнь», «Если бы никто не учился, не было бы ни тракторов, ни машин», «В наше время не учиться нельзя», «Я хо­чу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого нужны знания». Подобные рассуждения свидетельствуют о том, что дети понима­ют роль знаний для общества, это понимание создает благоприят­ную почву для воспитания у них такого общественного мотива, как чувство долга. При наличии мотива учащиеся добросовестно выполняют любое задание, проявляют максимум активности и упорства.

Согласно исследованиям отечественных психологов, у детей, по­ступающих в школу, социальные мотивы выражены, прежде все­го, в стремлении занять новое положение (положение школьника) и заниматься серьезной общественно значимой деятельностью. Младшему школьнику важно, как его учебную деятельность оценивают учитель и другие взрослые. Ему приятно, когда его хвалят, выделяют среди других. Он начинает сознавать, что хо­рошее или плохое положение среди товарищей и взрослых зави­сит от учения,

У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «Учусь потому, что нра­вится учитель», «Учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое время такая мотивация определяет добросовестное, от­ветственное отношение к учению и школе.

Мотивом учения может быть и стремление получать хорошие отметки. Анализу этого стремления посвящен ряд исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович), которые не только показали ог­ромное значение оценки знаний для правильного формирования отношения школьников к учению, но и выявили, что с возрастом функция отметки меняется, так как меняются моти­вы, побуждающие ребенка стремиться к определенной оценке. Первоначально стремление к высокой оценке определяется глав­ным образом потребностью получить одобрение учителей и ро­дителей.

Младшему школьнику важно, чтобы его похвалил учитель, родители, но не так важно, в результате чего его похвалили, что он узнал нового, получив высокую оценку. В связи с этим уча­щиеся в самом начале обучения мало обращают внимания на результат своей учебы, им важен сам процесс, усилия, прилагае­мые ими.

В дальнейшем положительная оценка привлекает в связи со стремлением занять определенное место в коллективе класса, и только в среднем школьном возрасте оценка соотносится со зна­ниями, заставляет анализировать сам процесс познания.

Важным мотивом учения младших школьников является чув­ство радости, удовлетворения от умственной деятельности. М. Ф. Морозов во время эксперимента предлагал детям на выбор задания разной трудности: решить легкую или трудную задачу, решить задачу или пример, написать диктант, изложение или со­чинение. Преобладающее большинство школьников предпочитало сложную задачу более простой. Успешное выполнение работы порождает чувство уверенности, интерес, стремление к активной деятельности. Неудача не может быть причиной возникновения отрицательного отношения к учению, тем более если ребенка на­казывают. Частые неудачи рождают неуверенность в своих силах. Как показывает исследование Ф.И. Иващенко, неуверенность школьников в учебной работе вызывают следующие причины:

а) несоблюдение принципа постепенности в обучении;

б) предъяв­ление к учащимся непосильных, повышенных требований;

в) вы­сказывание недоверия к силам учащихся, их памяти, сообрази­тельности со стороны отдельных педагогов, родителей, а также товарищей по классу;

г) запугивание и наказывание таких школь­ников за плохие отметки.

Для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, потребности к познанию учителю важно вы­яснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрица­тельные эмоции, какие мотивы следует развивать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7.7 Мотивация учения младших школьников | Изменения мотивов учения на протяжении младшего школьного возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.