Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика подросткового возраста

Тема 9.1 Особенности психического развития подростков

В ОТРОЧЕСТВЕ, ЮНОСТИ И ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Задачи раздела:

1) определить особенности психического развития подростков;

2) рассмотреть особенности развития психики в период юности;

3) дать характеристику развития личности в период от 18 до 25 лет;

4) рассмотреть основные особенности психического развития в период взрослости.

Основные понятия раздела: период «бури и натиска», парадоксальная ситуация, «чувство взрослости», пути взросления подростка, юность, механизм саморегуляции, саморазвитие, самоопределения, само­уважение, молодость, студенчество, стадиальность професси­онального роста, идентичнос­ть, независимость, «период начинаний», взрос­лость, зрелость, пожилой возраст, старость, «кризис середины лет», геронтогенез, долгожительство, одиночество, физическое бессилие, материальные трудности.

Вопросы темы:

9.1.1 Общая характеристика подросткового возраста

9.1.2 Анатомо-физиологические особенности развития подростков

9.1.3 Учебная деятельность и труд подростков

9.1.4 Развитие познавательных процессов у подростков

9.1.5 Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Противоречия возраста.

9.1.6 Отношения мальчиков и девочек

9.1.7 Чувство взрослости как стержневое новообразование личности подростка.

9.1.8 Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка.

9.1.9 Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения.

 

Границы подросткового периода примерно совпадают е обу­чением детей в 5-9-х классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже.

Подростничество – это самый сложный из всех детс­ких возрастов период развития личности. Сложность и важ­ность происходящих в этом возрасте процессов развития, свя­занных с переходом от одной эпохи жизни к другой, отражены в его названиях: «переходный», «переломный», «труд­ный», «критический». Веду­щей деятельностью данного возраста является эмоци­ональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется мак­симальной ориентацией на сверстников.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специ­фическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых обра­зований, появляются элементы взрослости в результате пере­стройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, ин­тересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятель­ность и отношения.

Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, на­конец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи).

Процесс становления нового зависит от многих условий и поэтому может происходить нерав­номерно. Это определяет, с одной стороны, со­существование в подростке «детскости» и «взрослости», а с дру­гой – наличие у подростков одного и того же паспортного воз­раста существенных различий в степени развития разных сто­рон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двух родов:

1) тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением; стремление многих родителей освобож­дать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем;

2) овзросляющие: огромный поток разнообразной по со­держанию информации; большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность де­тей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания.

Все это создает огромное разнообразие условий, определяю­щих развитие взрослости, следовательно, существенные различия в развитии тех или иных ее сторон. Например, в 7 классе есть мальчики с еще детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщив­шиеся к некоторым сторонам жизни взрослых; есть школьники с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; некоторые девочки думают только о модах и маль­чишках, а у других это занимает скромное место; одни ребята стали настоящими помощниками дома, а другие избалованы до предела, не владеют даже элементарными бытовыми умениями.

Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множест­во вариантов. Например, для одного «интеллектуала» книги и знания – главное в жизни, во многом же остальном он – «ди­тя»; другой – тоже «интеллектуал», но бездельни­чает на уроках, чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде. В этих вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый период считают трудным и критическим. Та­кая оценка обусловлена следующими обстоятельствами:

1) в это время происходят многочисленные качественные сдвиги, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно ко­роткий срок, часто бывает неожиданным и придает процессу развития скачкообразный, бурный характер.

2) проис­ходящие изменения нередко сопровождаются, появлением у самого подростка значительных трудностей, а также трудностей в его вос­питании (подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста: упрямство, грубость, негативизм, строптивость, скрыт­ность, замкнутость).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Младших школьников и их учет в учебно-воспитательном процессе | Анатомо-физиологические особенности развития подростков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.