Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие познавательных процессов у подростков

 

Ж. Пиаже указывал, что в возрасте от 11 до 15 лет осуще­ствляется последняя фундаментальная перестройка ребенка: он освобождается от конкретной привязанно­сти к данным в поле восприятия объектам, начиная оперировать гипотетико-дедуктивным (теоретическим) мышлением. По мнению Л.С. Выготского, главное в раз­витии мышления подростка – овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изме­нений в этом возрасте.

Приступая к усвоению основ наук, подросток дол­жен научиться рассуждать теоретически. Учебный материал требует высокого уровня развития мысли­тельной деятельности и, в свою очередь, направлен на развитие интеллекта. В этой связи в развитии мышле­ния подростка отмечаются следующие изменения:

Ø появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач;

Ø подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки;

Ø появляется осознание собственных интеллекту­альных операций и управление ими (рефлек­сивное мышление);

Ø развивается операция абстрагирования, мыш­ление становится теоретическим;

Ø развивается критичность как качество мышле­ния; при этом существует опасность появления критиканства – подростки любят искать ошиб­ки в речи учителя, в тексте учебника, иронизи­ровать над взрослыми;

Ø появляется новое отношение к интеллектуаль­ным задачам: подростки интересуются трудны­ми задачами, требующими рассуждений, слож­ных логических ходов.

Происходит интеллектуализация процессов вос­приятия, они становятся аналитичными – это важно для успешного чтения чертежей, схем, моделей, для их содержательного анализа.

Существенные изменения происходят в мнемической деятельности подростков: установкой при запоминании становится понимание. В целом улучшается продуктивность памяти подростков – растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Подростки сознательно приме­няют приемы осмысленного и опосредованного запо­минания, мнемотехнические приемы. Однако учителю следует развивать навыки логической обработки мате­риала, учить приемам выделения смысловых опор, установления ассоциаций, составлению плана, смыс­ловой группировки и т.д.

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. При­чем увлечения не всегда пересекаются с учебной де­ятельностью. Наиболее выраженные увлечения под­ростка (по классификации А.Е. Личко):

Ø интеллектуально-эстетические (связаны с глу­боким интересом к любимым занятиям – исто­рии, литературе, музыке, рисованию и т.п.);

Ø эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и до­рогостоящим видом спорта, например, большим теннисом);

Ø телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

Ø накопительские увлечения (коллекционирова­ние разного рода);

Ø информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это – увлечение Интернетом)

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

· эгоцентрической доминанты (интерес подростка к соб­ственной персоне);

· доминанты дали (ориентация на будущее, по­рой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

· доминанты усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостоя­ние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т.п.);

· доминанты романтики (стремление к риску, не­известности, к приключениям, авантюрным поступкам).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебная деятельность и труд подростков | Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Противоречия возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.