Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство взрослости как стержневое новообразование личности подростка

Особенности отношений мальчиков и девочек

Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим – интерес к собст­венной внешности, забота о привлекательности. В физическом и половом развитии девочки обгоняют мальчиков. В 5-6 клас­сах некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может стать предметом неприятных переживаний мальчи­ка, источником чувства неполноценности. Подобные пережива­ния могут быть и у девочки, которая обогнала своих однокласс­ников в росте.

Вначале интерес к другому полу имеет у многих мальчиков разлитой характер и проявляется специфическим для младшего подростка способом – в «задирании» девочек, которые нередко хотя и жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий по­нимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношение меняется: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, «пре­зрением» к другому полу.

В 5-6 классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится. В младшем под­ростковом возрасте дружба между мальчиком и девочкой воз­никает редко, а в 7-8 классах — чаще, и взаимная привя­занность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Безответная симпатия уже нередко бывает источником сильных переживаний. В 7-8 классах появляется тенденция к образованию смешанных компаний.

Интерес к сверстникам противоположного пола имеет нема­лое значение для развития личности подростка. Усиленное вни­мание к объекту симпатии проявляется в развитии избиратель­ной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступ­ках, реакциях, настроениях, переживаниях. Появляется внима­ние и к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с тем, кто нравится. Романтическая симпа­тия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования.

Таким образом, в подростковом возрасте общение с товари­щами оказывает огромное, часто решающее влияние на форми­рование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспиты­вают друг друга.

 

Главное содержание подросткового возраста со­ставляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельству­ют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новооб­разование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, пе­реориентацию на взрослые ценности. Развитие взрос­лости проявляется:

Ø в подражании ее внешним проявлениям (одеж­да, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщи­ны» — что вызывает чуткое отношение к сво­ему физическому развитию и внешности, де­монстрацию мускулинности или фенимильности;

Ø в понимании взрослого как образца в деятель­ности;

Ø в развитии взрослости в познавательной дея­тельности – появляется доминирующая на­правленность познавательных интересов, раз­вивается увлеченность, критерием оценки лю­дей становятся знания.

Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, перешагнувшим грани­цы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми. Но эти притя­зания сдерживаются взрослыми по ряду причин:

· остается материальная зависимость подростка;

· сохраняются детские черты в облике и пове­дении;

· нет еще умения быть самостоятельным;

· пока отсутствует взрослая ответственность.

Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может поро­дить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов.

Притязание на взрослость может иметь и дефор­мированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни – посещении ночных клу­бов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познаватель­ных интересов, прекращению учения (к деинтеллектуализации).

Французский психолог Д. Оффер определил три возможных пути взросления подростка:

Ø «непрерывный рост» — спокойный переход че­рез взросление, характеризующийся неповрежденностью семейных отношений, отсут­ствием расхождений с родителями; в целом — это «мягкое», плавное взросление;

Ø «волнообразный рост» — характеризуется пе­реживанием эмоционального конфликта, труд­ностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, про­явлениями девиантного поведения; и все же адаптивные явления на этом пути взросления преобладают;

Ø «затрудненный рост» — развитие с заметны­ми проблемами внутреннего беспорядка, семей­ными разногласиями, уходами из дома, демон­страциями противостояния, даже — с клини­ческими проблемами.

В числе факторов, вызывающих подобные разли­чия взросления, могут быть названы: социальные ус­ловия, родительская семья, индивидуальные темпы со­матического развития (акселерация, ретардация).

На основе обобщения типичных возрастных про­явлений может быть создан психологический портрет подростка, включающий следующие специфические черты:

Ø стремление избежать изоляции в группе свер­стников,

Ø стремление отъединиться от всего подчеркнуто детского,

Ø отсутствие авто­ритета возраста,

Ø устойчивость первого впечатления,

Ø протест про­тив необоснованных запретов,

Ø переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в от­даленном будущем,

Ø отсутствие адаптации к неудачам,

Ø отсутствие адаптации к положению «худшего»,

Ø тенденция предаваться мечтаниям,

Ø повышенная эмоциональ­ность,

Ø требовательность к соответствию слова и дела,

Ø всплеск неустой­чивости внимания,

Ø повышенный интерес к спорту,

Ø разнообразие увлечений.

 

Указанные качества объеди­няются острой потребностью в признании, в принятии как другими, так и самим собой. Подобное принятие способна обеспечить адекватная самооценка. Само­оценка подростков противоречива, недостаточно цело­стна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Противоречия возраста | Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка. Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.