КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чувство взрослости как стержневое новообразование личности подростка
Особенности отношений мальчиков и девочек Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим – интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом и половом развитии девочки обгоняют мальчиков. В 5-6 классах некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может стать предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте. Вначале интерес к другому полу имеет у многих мальчиков разлитой характер и проявляется специфическим для младшего подростка способом – в «задирании» девочек, которые нередко хотя и жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношение меняется: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, «презрением» к другому полу. В 5-6 классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится. В младшем подростковом возрасте дружба между мальчиком и девочкой возникает редко, а в 7-8 классах — чаще, и взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Безответная симпатия уже нередко бывает источником сильных переживаний. В 7-8 классах появляется тенденция к образованию смешанных компаний. Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка. Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, настроениях, переживаниях. Появляется внимание и к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с тем, кто нравится. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования.
Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется: Ø в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» — что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулинности или фенимильности; Ø в понимании взрослого как образца в деятельности; Ø в развитии взрослости в познавательной деятельности – появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания. Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин:
· остается материальная зависимость подростка; · сохраняются детские черты в облике и поведении; · нет еще умения быть самостоятельным; · пока отсутствует взрослая ответственность. Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни – посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения (к деинтеллектуализации). Французский психолог Д. Оффер определил три возможных пути взросления подростка: Ø «непрерывный рост» — спокойный переход через взросление, характеризующийся неповрежденностью семейных отношений, отсутствием расхождений с родителями; в целом — это «мягкое», плавное взросление; Ø «волнообразный рост» — характеризуется переживанием эмоционального конфликта, трудностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, проявлениями девиантного поведения; и все же адаптивные явления на этом пути взросления преобладают; Ø «затрудненный рост» — развитие с заметными проблемами внутреннего беспорядка, семейными разногласиями, уходами из дома, демонстрациями противостояния, даже — с клиническими проблемами. В числе факторов, вызывающих подобные различия взросления, могут быть названы: социальные условия, родительская семья, индивидуальные темпы соматического развития (акселерация, ретардация). На основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан психологический портрет подростка, включающий следующие специфические черты: Ø стремление избежать изоляции в группе сверстников, Ø стремление отъединиться от всего подчеркнуто детского, Ø отсутствие авторитета возраста,
Ø устойчивость первого впечатления, Ø протест против необоснованных запретов, Ø переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем, Ø отсутствие адаптации к неудачам, Ø отсутствие адаптации к положению «худшего», Ø тенденция предаваться мечтаниям, Ø повышенная эмоциональность, Ø требовательность к соответствию слова и дела, Ø всплеск неустойчивости внимания, Ø повышенный интерес к спорту, Ø разнообразие увлечений.
Указанные качества объединяются острой потребностью в признании, в принятии как другими, так и самим собой. Подобное принятие способна обеспечить адекватная самооценка. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |