Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика юности

Тема 9.2 Развитие психики в период юности

Вопросы темы:

9.2.1 Общая характеристика юности.

9.2.2 Учебная деятельность и умственное развитие старших школьников.

9.2.3 Трудовая деятельность и выбор профессии в старшем школьном возрасте.

9.2.4 Развитие личности старшего школьника.

9.2.5 Общение в период юности. Дружба и любовь.

 

 

В возрастной пси­хологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся на­ступлением взрослости. Однако уже это определение, в котором первая граница – физиологическая, а вторая – социальная, по­казывает сложность и многомерность явления. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет.

Существует множество теорий юности. Рассмотрим некоторые из них:

Ø биологические теории рассматривают юность прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические про­цессы роста детерминируют все остальные;

Ø психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосозна­ния;

Ø психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития.

Ø социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как пере­ход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Отечественная наука полагает, что проблему юности надо изу­чать комплексно, с учетом социально-психологических факторов и внутренних закономерностей развития. Это довольно трудно, так как темпы и фазы психофизиологического развития не всегда совпадают со сроком социального дозревания.

Физическое развитие. Ранняя юность — период завершения физического развития человека. Рост тела в длину по сравнению с подростковым возрастом замедляется. Полного роста девушки достигают в среднем в 16-17, юноши – 17-18 лет. Увеличивается вес, причем мальчики на­верстывают недавнее отставание от девочек. Очень быстро ра­стет мускульная сила. Примерно через год после окончания роста человек достигает нормальной взрослой мус­кульной силы. В отношении полового развития большинство юношей и де­вушек этого возраста находятся уже в постпубертатном перио­де.

Социальная ситуация развития. Юноша занимает промежу­точное положение между ребенком и взрослым. Положение ре­бенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедея­тельности. С ус­ложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей иин­тересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профес­сии и т.д. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Неопределенность положения (в одних отно­шениях признают взрослым, в других – нет) ипредъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской пси­хологии.

Важнейшие задачи юношеского возраста – выбор профес­сии, подготовка к труду и общественно-значимой деятельно­сти, подготовка к вступлению в брак и созданию собственной семьи. Осуществление этих взаимосвязанных задач требует оп­ределенного времени, и сроки их реализации зависят от харак­тера деятельности молодого человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка. Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения | Старших школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.