Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодость как студенческая пора




Основные характеристики возраста

Тема 9.3 Характеристика развития личности в период от 18 до 25 лет

Вопросы темы:

9.3.1 Основные характеристики возраста

9.3.2 Молодость как студенческая пора

9.3.3 Молодость как время установления близости

9.3.4 Основные противоречия возраста

 

Первый взрослый период в возрастной психологии – молодость, он начинается по окончании средней шко­лы, включает время профессиональной подготовки и завершается с обретением человеком финансовой и социальной самостоятельности. Таким образом, возра­стные границы молодости условно можно определить 17(18)-25 годами. Молодость – пора выбора и определения: в профессии, в брачном партнерстве, в социальной ориентации.

Ведущей деятельностью большинства молодых людей является учебно-профессиональная; социальная ситу­ация развития квалифицируется социализацией, в ходе которой формируются мировоззренческие установки, задающие устойчивые свойства лич­ности.

Молодость — период достижения пика физичес­кого развития: в самом расцвете репродуктивная спо­собность, выносливость, физическое самочувствие, энергичность. Когнитивное раз­витие взрослых людей, в сравнении с периодом обуче­ния в школе, не имеет четко выраженных периодов. Тем не менее, некоторые исследователи убеждены в его продолжении на протяжении всей жизни, в резуль­тате чего люди к старости приобретают значительный багаж информации.

Обязательность и ответственность выступают как особенности взрослого мышления. Смыслом разви­тия взрослых становится не изменение когнитивной структуры, а гибкое использование интеллекта в раз­ные возрастные периоды. А главным критерием ког­нитивной зрелости молодых людей можно считать способность к самостоятельному принятию решений. Молодость – пора незнакомых ранее переживаний и чувств, которые приносит любовь. Непередаваемые и неис­пытанные ранее чувства приносит родительство, осо­бенно материнство. Родительские чувства представ­ляют собой динамичный эмоциональный комплекс от умиления до холодящего страха и безмерной ответ­ственности. Обретение этих чувств делает человека абсолютно взрослым.

Для значительного количества молодых людей на период молодости выпадает замечательная студенчес­кая пора. Студенчество – особая веха, хранимая памятью человека на протяжении всей жизни. Уникальность студенчества как жизнен­ного периода сделала это слово нарицательным для ряда социальных и психических явлений (в психоло­гии встречается даже определение типа памяти – студенческая). Это время романтичное и рациональное одновременно. Романтизм ему придают особая студен­ческая дружба «навеки» и нежная влюбленность, а ра­ционализм – серьезная подготовка к профессии, ког­да упущенные возможности делают затруднительным последующий карьерный рост. Понять место студен­чества в профессиональном становлении поможет представленная Д. Супером стадиальность професси­онального роста.

1. Первая стадия кристаллизации приходится на юношеский возраст, в котором происходит выбор привлекательного профессионального направле­ния, порой вне зависимости от реальных способ­ностей.

2. Вторая стадия спецификации приходится на нача­ло молодости (студенчество) – пору обучения про­фессии.

3. Третья стадия реализации у многих молодых людей совпадает с возрастом 23-24 года: они посту­пают на работу, меняют ее, еще не привязаны к месту, пребывают в состоянии поиска.

4. Четвертая стадия стабилизации – 24-35 лет, в это время происходит профессиональный рост в ка­кой-либо области.

5. Пятая стадия консолидации продолжается с 35 лет до ухода на пенсию. Человек добивается наивыс­ших результатов, становится мастером в выбран­ном деле.

Таким образом, студенчество представляет стадию обучения профессии, что требует су­щественных интеллектуальных и физических затрат. Студенчество – период неоднородный по своим харак­теристикам. Так, интеллектуальные и коммуникатив­ные возможности студентов младших курсов уступают соответствующим характеристикам выпускников. В ис­следованиях обнаружен ряд трудностей общения пер­вокурсников. В их числе:

Ø трудности установления взаимоотношений с людьми старшими по возрасту;

Ø трудности выступления перед большой аудито­рией;

Ø трудности построения аргументации.

Первокурсники обнаруживают склонность к вос­произведению деятельности по образцу. Несмотря на длительный период школьного обучения, ряд студен­тов не владеет отдельными учебными действиями, в частности – не умеет выделить в качестве предмета запоминания собственно познавательное содержание текста и запоминает сюжет; не умеет аргументирован­но выстраивать ответ и т.п.

Существуют и определенные различия в мотива­ции учебной деятельности студентов. Позитивным сти­мулятором учения является мотив достижения. Он переживается как стремление к успеху, готовность к интеллектуальному напряжению для его достижения. Другая категория студентов мотивирована избеганием неуда­чи.

Важным мотивом выступает мотив аффилиации, понимаемый как открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоот­ношений с другими людьми.

Наряду с традиционны­ми мотивами студенчества следует отметить те, что стали специфичными в современном российском об­ществе. Речь в данном случае идет о несколько не­адекватной мотивации, побуждающей молодых людей учиться в вузах без особого на то желания, а лишь для того, чтобы избежать призыва в армию. Отсутствие познавательного интереса превращает годы учения в отбывание, сес­сии сдаются посредственно, студенческая жизнь не приносит радости. Нельзя уйти и от явления дискре­дитации высшего образования, связанного с повсеме­стным открытием негосударственных учебных заведе­ний, где плата за обучение становится почти полной гарантией получения диплома. Указанные явления известны сегодня всем, и игнорировать их нельзя. Они требуют решения на государственном уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.