КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики взрослого периода
Тема 9.4 Психологическая характеристика зрелости Основные противоречия возраста Известный исследователь Н. Левинсон считал самым существенным для развития взрослого человека именно период начинаний – от 17 до 33 лет. В качестве основных задач «периода начинаний», по Левинсону, выступают: Ø установление связи мечтаний и реальности; Ø выбор наставника в жизни; Ø обеспечение возможности карьерного роста (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения); Ø установление интимных отношений (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости). Решение задач возрастного развития в молодости предполагает разрешение основных противоречий развития. Среди них следует отметить социально-психологические противоречия: Ø между новыми требованиями, предъявляемыми вузом или местом работы, и сложившимися стереотипами поведения; Ø адаптационные противоречия, связанные с вхождением в новые социальные группы (студенческую, производственную и т.п.); Ø между стремлением к самостоятельности и ограничениями, связанными с экономической зависимостью от родителей, а также ограничениями, устанавливаемыми тем или иным руководителем деятельности; Ø между колоссальным количеством информации и временными ограничениями для ее усвоения и осмысления; Ø между наступлением физической зрелости и отставанием личностной зрелости (современные исследователи отмечают явление «запаздывания» развития самосознания — сегодня оно формируется к 23-25 годам, тогда как в середине прошлого столетия отмечалась его сформированность уже к восемнадцати годам. Вероятно, подобная инфантилизация сознания связана с удлинением периода обучения как подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности).
Учитывая такую сложную и довольно противоречивую картину индивидуальной психической жизни, следует уделять особое внимание именно молодым, находящимся на стадии психического и социального формирования. Вопросы темы: 9.4.1 Основные характеристики взрослого периода 9.4.2 Характеристика «кризиса середины лет» 9.4.3 Основные изменения психических функций в зрелом возрасте В развитых странах на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни. Условимся определять три ее периода: Ø взрослость от 25-30 до 40-45 лет; Ø зрелость от 40-45 до 55-60 лет; Ø пожилой возраст от 60 до 75 лет; Ø старость от 70-75 и далее. старость Исследования доказывают, что мозг человека продолжает развиваться до пятидесяти лет, поэтому зрелость следует рассматривать с точки зрения обретения новых психических возможностей, в том числе и интеллектуальных. На психологические характеристики взрослого человека помимо биологических причин влияют этническая принадлежность, социоэкономический статус, место проживания, род занятий и прочие факторы. Интеграция биологических, психологических, социальных и экономических факторов обуславливают различные варианты развития взрослого человека. Рассмотрим характеристику вариантов развития, данную В.Н. Дружининым. 1. Жизнь начинается завтра. При таком варианте реальная жизнь воспринимается как подготовка к значимой будущей. Человек снисходителен к своим ошибкам, не торопится принимать ответственные решения, многими своими проявлениями напоминает ребенка. 2. Жизнь как творчество, а творчество — как побуждение души. У таких людей происходит разделение на внешнюю и внутреннюю жизнь. Важнее – внутренняя жизнь, она приносит удовлетворение. В результате такие люди либо отгораживаются от внешней жизни (богемная жизнь), либо ведут двойную жизнь, в которой преобладает жизнь духовная.
3. Погоня за горизонтом (жизнь как достижение). Человек живет внешней жизнью. Ставит перед собой цели и достигает их. Цель требует постоянного напряжения, по достижении утрачивает привлекательность и значимость, появляется новая, таким образом, человек постоянно устремлен в будущее. На пенсии погружаются в воспоминания — мемуары. 4. Жизнь – есть сон (жизнь как уход в иную реальность). Идеал для таких людей – покой, они живут внутренним содержанием при полной внешней пассивности. Уходят в секты, алкоголь, литературу, компьютер, телевизор. 5. Жизнь по правилам (жизнь как ритуал). Человеку гарантирован небольшой, но успех. Он живет «как все». Его главные ценности – здоровье, удобства, безопасность, порядок в обществе. Благополучным такой вариант может быть только в стабильном обществе. При указанной вариативности жизненного пути выделим общие параметры, характеризующие взрослого человека: Ø достижение профессионального мастерства и оформление карьеры. (Замечено, что большая часть научных открытий приходится на период взрослой жизни людей – 35-45 лет.); Ø статус взрослого человека связан с ответственностью за других; Ø реализация задачи правильного воспитания детей; Ø улучшение жилищных условий, материального достатка. Ø включение человека во все многообразие общественных отношений; Ø активизация желания внести вклад в общественное развитие, повлиять на следующее поколение через собственных детей. Сказанное характеризует взрослый период как продуктивный. Обобщая сказанное, можно выделить главные моменты, служащие одновременно направлениями развития взрослого человека и критериями его ценности: это – профессионализм, исполнение родительского долга, генеративность и продуктивность. Развитость данных параметров квалифицирует нормативное развитие взрослого человека. Важным критерием взрослости служит способность реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям, позитивно решать противоречия и трудности, возникающие в жизни.
9.4.2 Характеристика «кризиса середины лет» Этот кризис переживается людьми в 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени. Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно. Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности. Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными. Приходит осознание того, что и собственная жизнь проходит: жизнь перестала выдавать кредиты под будущее. Одним тяжело от понимания того, что всех вершин все равно не покорить. Другие страдают от боязни не проявить себя в чем-то важном, остаться нереализованными, считают, что жизнь дает им последний шанс: именно во время кризиса середины жизни люди отчаиваются на неожиданные поступки, которые окружающие характеризуют как «седина в бороду – бес в ребро». Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.
Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры. Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру художника в 39 лет, после того, как бросил свою работу в банке. Для Гете путешествие по Италии, предпринятое между 37 и 39 годами, полностью поменяло состояние души, что сказалось и на его произведениях. Микеланджело в критическом возрасте изменил стиль и качество своих работ. И мы знаем много таких примеров – одни из науки или предпринимательства идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д. Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь – можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто. Личностная зрелость, достигаемая во взрослом периоде жизни, побуждает человека к рефлексии. Анализируя свои жизненные планы, возможности и реальные успехи, человек оценивает результативность собственной жизни. Понимание того, что время, отпущенное на достижения, оказалось прожито с меньшим коэффициентом полезности, осознание необратимости времени и упущенных возможностей способны вызвать явление, называемое кризисом середины жизни. По сути, он является кризисом смысла жизни. Переживание этого кризиса может быть довольно драматичным. Наиболее распространенным проявлением кризиса является переживание неприятия собственного соматического старения. Морщины, мышечная дряблость, лысина, седина, увеличение объемов, снижение остроты зрения, угасание сексуальности и т.п. становятся симптомами прохождения середины жизненного пути. Одних людей эти изменения беспокоят меньше, других – больше. Это зависит от субъективного отношения к старению. Другим знаковым явлением кризиса середины жизни может стать явление «опустевшего гнезда». Обретенный взрослыми людьми житейский и родительский опыт может, однако, стать невостребованным. Возникает парадоксальная ситуация — в зрелой семье со сложившимися ценностями и отношениями начинается поиск новых смыслов. Третья сторона кризиса связана с переживанием профессиональной несостоятельности. Некоторые обнаруживают неудовлетворенность профессиональной карьерой, отсутствие любимого дела, неустроенность взаимоотношений на рабочем месте и т.п. Подобные открытия становятся более травмирующими для мужчин, ибо эмоциональное благополучие большей части женщин связано все же с семьей. Таким образом, названные три сферы могут вызвать кризис середины жизни. Кризис середины жизни – один из самых мощных, от требует от человека провести жизненный аудит. И если отодвинуть эту проблему и не решить ее, то в конце жизни может настигнуть еще более устрашающий кризис, уготованный человеку, – кризис конца жизни.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |