Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайская система местного управления




В Китае принято трехступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). Территория страны разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы включают автономные округа, уезды, автономные уезды и города. В подчинении уезда и автономного уезда находятся волости, национальные волости и поселки.

Города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды, в то время как автономные округа разделены на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии. По Конституции КНР государство в случае необходимости может учреждать специальные административные районы, являющиеся местными административными районами, непосредственно подчиненными Центральному правительству.

В настоящее время в составе административно-территориальных единиц 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района. В соответствии с административно-территориальным делением страны, государственную власть на местах осуществляют СНП провинций (автономных районов, городов центрального подчинения), уездов (городов) и волостей (поселков), а также народные правительства аналогичных ступеней.

Местные СНП являются органами государственной власти на местах, они вправе принимать решения по важным вопросам данных административных единиц. СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения принимают местные законоположения. Местные народные правительства являются государственными административными органами на местах, они ответственны перед СНП аналогичной ступени и государственными административными органами, стоящими на ступень выше и им подотчетны. Все местные народные правительства, находясь под единым руководством Госсовета, управляют административными делами на своей территории.

Специальные административные районы Сянган и Аомэнь САР Сянган и САР Аомэнь в отношении которых китайское правительство проводит курс, основанный на принципах «одно государство - два строя», «Сянганом управляют сянганцы», «Аомэнем - аомэньцы» и «высокая степень автономии». Принцип «одно государство - два строя» означает, что Китай является единым государством, во внутренних районах которого господствует социалистический строй, в Сянгане и Аомэне сохраняются капиталистическая система и образ жизни, которые останутся неизменными в течение 50 лет. Принцип «Сянганом управляют сами сянганцы» означает, что Сянган управляется его коренными жителями, «Аомэнем управляют сами аомэньцы» означает, что Аомынь управляется коренными жителями Аомыня, а Центральное правительство не должно делегировать своих представителей в правительства САР. «Высокая степень автономии» означает, что кроме внешнеполитической деятельности и вопросов обороны, которые являются прерогативой Центрального правительства, САР Сянган и Аомэнь обладают полной самостоятельностью в управлении своими делами, в том числе правом административного управления, правом законодательной деятельности, независимыми юридическими правами и правом на окончательное судебное решение. Такой же принцип управления применяется по отношению к Тайваню: отстаивание социалистического строя на континентальной части Китая, сохранение в течение длительного времени прежнего капиталистического строя на Тайване.

К концу 2004 г. в Китае имеется всего 661 город. По количеству населения их можно дифференцировать следующим образом: городов с численностью населения свыше 4 млн. человек каждый насчитывается 11, с населением 2-4 млн. человек – 22, с населением 1–2 млн. человек – 141, с населением 500 тыс. – 1 млн. человек – 274, с населением 200–500 тыс. человек – 173 и с населением менее 200 тыс. человек – 40.

В отношении градостроительства Китай придерживается принципов «строго ограничивать масштабы крупных городов, рационально развивать средние и активно строить малые города». Начиная с конца 80-х гг. XX века, наблюдается стремительное развитие средних (с населением менее чем 500 тыс. человек) и малых (менее чем 200 тыс. человек) городов. Вокруг крупных городов с населением свыше миллиона человек планомерно и целенаправленно размещаются города-спутники для расселения жителей из крупных городов.

Национальная районная автономия, равенство, сплоченность, взаимопомощь и совместное процветание всех наций - таковы основные принципы национальной политики правительства. На их основе в местах компактного проживания нацменьшинств осуществляется национальная районная автономия. Она подразумевает создание органов самоуправления, действующих под единым руководством государства и наделенных правом на автономию в своем районе. Автономия дает возможность нацменьшинствам быть хозяевами страны и распоряжаться внутренними делами национального района. Центральное правительство со своей стороны оказывает районам национальной автономии весомую финансовую и материальную помощь, стимулируя их экономическое и культурное развитие. Одновременно, по линии государства через систему обычных вузов, национальных университетов (институтов) и школ национальных кадров готовят национальные кадры и специалистов различного профиля. Закон «О национальной районной автономии», принятый в 1984 г. на 2-й сессии ВСНП 6-го созыва, конкретно гарантирует претворение в жизнь основных принципов и положений Конституции относительно национальной районной автономии и является главной правовой базой политики национального строительства в Китае. В Китае образованы пять автономных районов - автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район и Тибетский автономный район, сформированы 30 автономных округов, 120 автономных уездов (хошунов), учреждены более 1100 национальных волостей. Органами самоуправления в местах национальной автономии являются Собрания народных представителей (СНП) и народные правительства автономных районов, округов и уездов (хошунов). В местах национальной автономии председателем (или заместителем председателя) постоянного комитета местного СНП избирается представитель титульной национальности; аналогичного принципа придерживаются и в кадровой политике на уровне председателей правительств автономных районов, округов и уездов.

Органы самоуправления в местах национальной районной автономии имеют равные полномочия с местными органами государственной власти аналогичной ступени. При этом они пользуются широкими правами на автономию, а именно: определять порядок и правила самоуправления, разрабатывать специальные положения по отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данного района; самостоятельно распоряжаться финансовыми доходами, принадлежащими району национальной автономии; самостоятельно управлять экономическим строительством, образованием, наукой, культурой, здравоохранением, физкультурой и спортом, охранять и восстанавливать национальное культурное наследие, развивать и содействовать процветанию национальной культуры.

 

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ - с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

Сюнь-цзы

 

§4.8.Индийская система местного управления

 

Во главе каждого из штатов стоит губернатор, назначаемый президентом. Каждый штат имеет свое законодательное собрание и правительство. Союзные территории управляются центральным правительством.

Индия состоит из двадцати восьми штатов (которые, в свою очередь, делятся на районы), шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Каждый штат имеет собственное избираемое правительство, в то время как союзные территории управляются администратором, назначаемым союзным правительством. Впрочем, некоторые союзные территории имеют собственные избираемые правительства.

Государственные гражданские службы Индии включают три блока:
на уровне страны в целом, штатов и в рамках общеиндийских ведомств, имеющих свои руководящие подразделения в центре, штатах и союзных территориях. До 1961 к таким ведомствам относились лишь Индийская административная служба и Индийская полицейская служба. В дальнейшем были учреждены также Индийская инженерная служба, Индийская служба здравоохранения и Индийская лесная служба.

Конституция Индии содержит положение о независимых комиссиях в ведомствах государственного управления, которые должны проводить аттестацию и утверждать в должности чиновников в гражданских учреждениях. Центральные организации, например, в сферах налогообложения, почтовой связи, таможенных операций, и Центральный секретариат опираются на собственные нормы и процедуры подбора кадров.

Индийская административная служба Индии (ИАС) насчитывает примерно 3000 высокопоставленных сотрудников. Ежегодно ее пополняют 100 выпускников колледжей, из них 75% принимаются на основе жесткого конкурса и 25% - по рекомендации местных отделений ИАС. Персонал ИАС занимает важные посты в округах и работает в правительственных учреждениях страны и штатов.

Плановая комиссия была создана решением кабинета министров в 1950 г. как совещательный орган по вопросам планового экономического развития Индии во главе с премьер-министром.

Исполнительная власть в штатах представлена губернатором, назначаемым президентом на пятилетний срок. Губернатор назначает главного министра штата, являющегося лидером партии большинства или партийной коалиции в законодательном органе, и поручает ему формирование совета министров штата. В своих действиях губернатор руководствуется рекомендациями совета министров во главе с главным министром. Министры несут коллективную ответственность перед законодательным собранием штата, которое избирается на 5 лет всеобщим голосованием по территориальным округам. В большинстве штатов имеются малочисленные верхние палаты, или законодательные советы. Их члены либо выбираются специально оговоренным электоратом, либо назначаются губернатором.

Прежде чем попасть на подпись к губернатору, законы должны быть одобрены в обеих палатах. В случае расхождения их позиций конституционная процедура оставляет окончательное решение за нижней палатой. Именно ей принадлежит право законодательного распоряжения финансами. На губернаторе лежит обязанность отправлять некоторые из принятых законов на утверждение президенту Индии.

Разграничение властных полномочий между столицей и штатами регулируется тремя реестрами. В первом из них перечислены около 100 возложенных на федеральные органы функций, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение и налогообложение. Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, поручаемые администрации штатов, в т.ч. поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности. В третьем реестре указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность и центр, и штаты.

Сбор наиболее важных налогов в Индии находится в ведении центрального правительства, что укрепляет его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее, баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату.

Соотношение властных полномочий между центром и периферией меняется при объявлении чрезвычайного положения в Индии.
Вводя его декретом в каком-либо штате, президент (совместно с индийским парламентом, если события происходят во время сессии) получает возможность издавать законодательные акты для данного штата. Парламент должен одобрить решение главы государства в течение двух месяцев и затем подтверждать свою прежнюю позицию каждые полгода. Чрезвычайное положение может вводиться на срок не более трех лет. В 1970-1980-е гг. смещение президентом Индии правительств в штатах и установление прямого правления из Дели было не раз использовано на местах для того, чтобы не допустить к власти оппозиционные партии.

В годы британского правления основной административной единицей стал округ (зила), возглавляемый чиновником из Индийской административной службы. Округа, насчитывающие не менее 1,3 млн. жителей, сохранили свое значение и в независимой Индии. Однако ключевой структурой стал «блок развития» (их в стране ок. 6000), охватывающий примерно 100 деревень, вместе насчитывающих 100 тыс. жителей. Возглавляют подобные блоки около 6000 должностных лиц, в подчинении которых находятся штаты специалистов для проведения инженерных работ и распространения передовых методов хозяйствования. В дополнение к этому с конца 1950-х годов правительство поощряет формирование местных органов самоуправления на базе деревенских советов - панчаятов. Новая система приобрела стандартизованную структуру: нижний уровень - образованные посредством голосования в деревнях панчаяты, средний - панчаятные комитеты, выбираемые косвенным путем в «блоках», и верхний - окружные советы (зила паришад), в которые указанные комитеты направляют своих представителей, чтобы согласовывать программы действий.

 

ВЫВОДЫ

 

В настоящее время административные реформы затрагивают самые разные сферы и уровни государства и общества. Национальные программы в области образования, здравоохранения, науки, осуществляются на фоне выстраивания властной вертикали, укрепления основ федерализма, преобразований на муниципальных уровнях власти. Не все происходящие процессы в должной мере осознаются и теоретически концептуализируются. Но очевидно, что для реализации многочисленных социальных и государственных программ обществу необходимы высококлассные специалисты, которые и будут их реализовывать, соотнося объективные требования жизни с объективно достигнутым уровнем науки управления, а также “российской спецификой”, без учета которой самые современные инновации оказываются неэффективными.

 

Основные понятия

Департамент; парламент; унитарные образования; Собрание Большого Лондона; квангократия; районная администрация.

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания

1. Британская система местного управления

2. Американская система местного управления

3. Романская система местного управления

4. Германская система местного управления

5. Скандинавская система местного управления

6. Японская система местного управления

7. Индийская система местного управления

 

Темы докладов и рефератов

1. Британская система местного управления

2. Американская система местного управления

3. Романская система местного управления

4. Германская система местного управления

5. Скандинавская система местного управления

6. Японская система местного управления и ее отличие от

Европейских систем.

7. Особенности организации Индийской системы местного

управления

 


[1] Количество стран в мире насчитывается – 193, по количеству стран в ООН, 201 страна по Конвенции Монтевидео, 220 стран по свободной классификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.