Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности тематического рисования




Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция - (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

Как вы знаете, большинство композиций на темы связаны с изображением человека в движении, архитектурных строений, природы, животных. Поэтому разберем именно эти моменты в изобразительном искусстве.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Рисовать нужно от общего к частному, т. е. от крупных деталей к мелким. Рисование фигуры человека облегчает знание ее пропорций.

Пропорции (в переводе с лат. означает «соотношение, соразмерность») – размерные соотношение частей предмета между собой, или между различными предметами или объектами. Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

Египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части - на изображение традиционного головного убора.

В древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V в. до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением этой системы на практике явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец.

В основе определения пропорции лежит метод сравнения. В художественной практике существует известный метод определения пропорции называемый визированием.

За единицу меры при определении пропорции фигуры человека взята высота головы человека.

У взрослого человека высота головы занимает от всей высоты 1/8 у мужчины и 1/7 у женщины.

У подростка – 1/6.

У ребенка 3-х, 5-и лет – 1/4.

Длина ног равняется половине всей высоты человека.

Предплечье и плечо руки примерно равны между собой.

Голень и бедро ноги так же равны.

Концы пальцев опущенной руки находятся чуть ниже середины бедра.

Локоть соответствует линии талии.

Портрет.

Античные художники установили классические пропорции лица человека.

1.По вертикали от темени до подбородка лицо делится на 2 равные части линией, называемой впадиной глаз.

2.Высота лицевой части (без волосяного покрова) делится на 3 равные части, где 1-я линия это брови, а 2-я – нижняя часть носа.

3.На расстоянии 1/3 от носа вниз – линия рта.

4.Высота уха равна расстоянию от бровей до основания носа.

5.Расстояние между глазами равно ширине носа или длине глаза.

6.Уголки рта заканчиваются на продолжении линии середины глаз.

Рисование деревьев разных пород (береза, дуб, ель, сосна).

Чтобы передать в рисунке те или иные породы деревьев надо изучить их конструктивную основу, пропорции, строение. Взаимосвязь стволов, ветвей. Очень важно помнить, что дерево – живой организм, поэтому в своей жизни оно переживает молодость, зрелость и старость.

Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему. Рисовать дерево нужно в следующем порядке (на примере сосны):

а) наметить ствол и определить какое место, на рисунке займет крона и какое – видимая часть ствола; справа и слева отметить ширину кроны, т.е. контуры крайних ветвей;

б) определить толщину ствола и основные очертания кроны;

в) точнее наметить форму всей листвы;

г) работая тоном, листья передавать общей массой, а не вырисовывать отдельные листочки. (Дуб, клен, осина)


Лекция №4. Народное декоративно-прикладное искусство в системе начального образования. Теория и технология проведения занятий по декоративному рисованию в начальной школе. РК.

План.

1.Народное и декоративно – прикладное искусство в системе начального образования.

2.Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте.

3.Содержание уроков по ДПИ.

4.Народные художественные промыслы России.

5.Подготовка, структура и организация уроков декоративного рисования.

6. Обзор народных промыслов Тульского края.

Литература:


Антоненкова И.Н. Приобщение детей к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства Тульского края: Учеб.-метод. Пособие / И.Н. Антоненкова, Н.В. Васильева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – 158 с.


Антоненкова И.Н Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе: Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун.-та, им. Л.Н. Толстого, 2010. – 64c.


Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч.- Под ред. Т. Я. Шпикаловой.- М.: ВЛАДОС, 2001.


Коротеева Е.И. Искусство и ты.- М.: Просвещение,1997.


Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.


Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение,1979,1993.


Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. - М.: ВЛАДОС,2000.


Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 1,(2, 3, 4)класса. – М.: Просвещение. 2002,2006,2008.


Альбомы издательства Мозаика-Синтез:

1. Дорохин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты.- М.:1999.

2. Сказочная гжель.- М.:1999.

3. Жостовский букет. - М.: 2000.

4. Орлова Л.В. Филимоновские свистульки.- М.: 1998.

5.Хохломская роспись.- М.: 1999,

6. Дымковские игрушки. – М.: 2002.

7. Городецкая роспись. – М.: 1999.

8. Мезенская роспись. – М.: 2000.

1.Народное и декоративно – прикладное искусство в системе начального образования.

Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно они развиваются на уроках декоративного рисования. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие, передает художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных мастеров А.Веницианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К. Петрова – Водкина воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Народное искусство – это, прежде всего, огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе начального образования.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лако­ничных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружаю­щего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы живот­ных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, кото­рые ребенок встречает в лесу, в поле, на дачном участке. Рассматривая произ­ведения декоративно-прикладного искусства, дети испыты­вают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадост­ных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, про­никаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

На основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством дети усваивают эталоны красоты; приобретают, новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает; овладевают художественным языком произ­ведений.

Одна из важнейших потребностей младших школьников — потребность в деятельности. На наличие потребности ребенка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребенка деятельностным сущест­вом. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной художественной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для школьников. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия.

На основании изложенного, мы делаем вывод о том, что народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным потенциалом в целях приобщения младших школьников к эстетическим ценностям.

Основной функцией образова­ния в современной ситуации, радикально меняющей его качество, выступает функция превращения об­разования в реальный механизм общественного и культурного развития личности, различных регионов страны, общества и государства в целом.

Декор (фр.)- украшение. ДПИ – один из видов пластических искусств, и подразделяется на:

- монументально – декоративное (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.)

-декоративно – прикладное искусство (бытовые художественные изделия),

-оформительское искусство.

Область ДПИ: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающиеся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также отделке и приносить человеку эстетическое наслаждение.

Большое значение в декоративном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет и является ее структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.