Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции

 

Основные вопросы:

1) Структура рыночного механизма. Закон спроса и предложения.

2) Эластичность спроса и предложения.

 

1) Рыночный механизм – это механическое функционирование цен и распределение ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, по поводу установления цен на товары и количество объёма производств.

Элементы рыночного механизма:

а) Спрос – выражает потребности, которые подтверждаются платёжеспособностью потребителей.

б) Предложение – те благо, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющих товаропроизводителей (когда выше себестоимость).

в) Цена – это денежное выражение стоимости товара.

г) Конкуренция – это соперничество между производителями товаров и услуг за лучшие условия производства и рынки сбыта.

д) Деньги – это товар особого рода, обладающий всеобщим эквивалентом, то есть способностью обмениваться любой другой товар.

Рынок может существовать только при наличии конкуренции.

Зависимость между ценой и спросом описывает закон спроса.

Закон спроса(D) – зависимость между ценой и спросом, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость, то есть с увеличением цены спрос падает и наоборот.D=f(P)<0

Обратная зависимость объясняется:

а) Эффектом дохода. Он делится на:

- Номинальный доход (получаемый в денежной форме).

- Реальный доход (то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход). Следовательно, реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен.

б) Эффект замещения. Если цена одного товара повышается, то при наличии заменителей он будет ими замещается; спрос на этот товар упадёт (уголь® нефть, чай® кофе).

в) Действие закона убывающей предельной полезности, поскольку каждая дополнительная единица благо приносит меньшую потребность, то потребитель готов платить меньшую цену.

Закон спроса не всегда действует:

1) При ажиотажном спросе, вызванным ожидаемым повышением цен (психология покупателя и продавца).

2) Для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег (золото, антиквариат, драгоценности).

3) При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например: переключение спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

 

На изменение спроса влияют и неценовые факторы:

1) Изменение в денежных доходах населения (доход населения увеличивается, следовательно спрос на товар возрастает).

2) Изменение в структуре населения (старение населения приводит к спросу на лекарства).

3) Изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители.

4) Экономическая политика правительства. Выплата трансфертных платежей (пособие, стипендий, пенсий).

5) Изменение потребительских потребностей под воздействием рекламы и моды.

 

 

P

P2

Графическое отображение закона спроса

 

P1

 

Q1 Q2 Q

Рис1.

 

На спрос на данный товар влияют изменение цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменениям в спросе и к смещению кривой спроса.

Рис2.

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при постоянной цене P1 возрастает до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене P1 сокращается до Q1.

Закон предложения(S) – предложение при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены, то есть по мере роста цен производитель предлагает к продаже большее количество товаров, а по мере их падение меньшее.S=f(P)>0

Реакция предложения на цену объясняется:

а) Фирмы, занятые в отрасли при повышении цены задействуют резервные и быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения товаров.

б) В случае продолжительного и установочного повышения цены, в эту отрасль устремляются другие производители, а это приведёт к росту производства и увеличение предложения.

 

Предложение, так же как и спрос может изменяться под влиянием неценовых факторов:

I. Изменение издержек производителей в результате внедрение научно-технического процесса.

а) Изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства.

II. Выход на рынок новых фирм увеличивает предложение независимо от уровня цен.

На сокращение предложения влияют и другие факторы:

- Природные катастрофы.

- Политические действия.

- Война.

       
   
 
 

 


P

P2 Графическое отображение закона

предложения

 

P1

     
 
 
 

 

 


Q1 Q2 Q

Рис3.

 

Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение предложения под действием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения. Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). При сокращении предложения под влиянием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2).

 

Рис4.

 

 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена или точка равновесия. Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной, а соответствующее ей объём продукции - равновесным.

Только в условиях свободной конкуренции под воздействием законов спроса и предложения может образовываться равновесная цена.

Однако рыночное ценообразования может быть нарушено со стороны государства и тогда цена становится выше или ниже точки равновесия «Цена “пола” и “потолка”».

Цена «потолка» ограничивает рост цены, то есть движение цены вверх, это искусственно завышенная цена.

Цена «пола» не позволяет цене снизиться за пределы установленного предела, это искусственно завышенная цена.

Закон спроса и предложения действует в условиях свободной рыночной конкуренции или на рынке совершенной конкуренции.

 

 

P

Равновесная цена

Е – точка равновесия

 

 

P1 Е

 
 

 


Q1 Q

Рис5.

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться. Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем.

 

Рис6.

 

При увеличении спроса и цена, и равновесный объем возрастают; при снижении спроса и цена, и равновесный объем снижаются. Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесное количество продукции.

Рис7.

При увеличении предложения цена снижается, а равновесный объем увеличивается; при снижении предложения - цена возрастает, а равно­весный объем сокращается.

При одновременном изменении спроса и предложения изменение равновесного объема и равновесной цены зависит от направлений измене­ния спроса и предложения (увеличение или сокращение) и соотношения в степени изменения спроса и предложения (что больше изменяется).

В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно оказывается совершенно неэластичным. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне резко уве­личить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше пер­воначальной.

Краткосрочное равновесие - при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, оно станет более эластичным. Соответст­венно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становиться более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.

2) Для фирмы важно знать, от чего зависит спрос на данную продукцию; производителя интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Следовательно, для фирмы важно определить какое в количественном отношении на величину спроса может оказать изменение цены продукции. Для этого служит показатель эластичности спроса и предложения.

Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Ценовая эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Еp= sQ/sP

где: s Q -изменение величины спроса, %

s P – изменение цены, %

Показатель ценовой эластичности спроса для всех видов товаров является отрицательной величиной. А именно: если цена товара снижается, то величина спроса растет и наоборот.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше 1, то спрос относительно неэластичен.

При коэффициенте эластичности равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) Наличие товаров-заменителей.

2) Фактор времени.

3) Значимость того или иного товара для потребителя (спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие главной роли в жизни потребители, обычно эластичен).

 

Перекрестная эластичность спроса

Характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Eab).

Eab = (ΔQa/Qa): (ΔPb/Pb),

где ΔQa/Qa – изменение спроса на товар а (в%);

ΔPb/Pb – изменение цены на товар b (в%).

Если:

Eab > 0, то товары a и b – взаимозаменяемые;

Eab< 0, то товары a и b – взаимодополняемые;

Eab= 0, то товары a и b – независимые друг от друга.

Эластичность по доходу

Характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI).

EI = (ΔQ/Q): (ΔI/I),

где ΔQ/Q – изменение спроса (в%);

ΔI/I – изменение дохода (в%).

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. EI >0. для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. EI <0.

 

Эластичность предложения.

Чтобы узнать, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены, нам нужно измерить эластичность предложения по цене. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие состоит лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.

 

Es = (Q1-Q0/Q1+Q0): (P1+P0/P1-P0),

Где: Q0 и Q1 предложение до и послеизменения цены.

P0 и P1 – цены до и после изменения.

 

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных подхода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

а) Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным.

б) Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

в) Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения или уход из нее при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Коэффициенты эластичности спроса и предложения создают для фирмы возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения цены какого-либо фактора.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смешанная экономика – это когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством (правительством) и далее через государственное регулирование экономики | Механизм рынка несовершенной конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.