Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 7

Государство в борьбе с монополиями используют меры экономического и административного характера.

Меры экономического характера:

1) Поощрение, создание товаров-заменителей.

2) Поддержка новых фирм среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, субсидии).

3) Привлечение иностранных инвестиций. Открытие зон свободной торговли.

4) Финансирование мероприятий по расширению рынка дефицитных товаров, с целью устранения доминирующего положения отдельных субъектов.

5) Государственное финансирование Н.И.О.К.Р

Меры административного характера:

Направлены на демонополизацию рынка, опираются на антимонопольные законодательства.

 

 


Основы теории потребления

 

Основные вопросы:

1. Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор.

2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения.

1) Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. Потребительское предпочтение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, которые обладают для него определенной полезностью (первое правило потребительского поведения). «Потребительская корзина» является основой для расчета минимального потребительского бюджета, под ней понимается не только набор товаров и услуг объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах.

Свойство товара: полезность и цена.

Полезность (U) – представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Полезность и польза (объективное восприятие) разные понятия.

Полезность – выражает отношение потребителя к товару (субъективное восприятие)

В экономической теории различают общую и предельную полезности.

Общая полезность (совокупная, суммарная) – это сумма полезности отдельных частей блага с ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется.

Предельная полезность – это полезность последней части блага имеющееся в распоряжении потребителя. Полезность в последней части не является независимой от полезности последних частей. Предельная полезность тем выше, чем меньше имеющееся количество блага по сравнению с потребностью. Если предельная полезность равна нулю, то данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность. Падение предельной полезности по мере прибретения потребителем дополнительных единиц определенного товара, носит название закона убывающей предельной полезности (1 закон Госена).

Суть этого закона в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, полученной в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы блага. Оценку полезности производит субъект. Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цен. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса, а так же объяснить как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить. Приобретая одни товары потребитель жертвует покупкой других, поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребления благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, т.к. изменяется реальный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченных ресурсов (денежный доход).

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково-полно удовлетворяет их потребности, т.е. не существует потребности удовлетворяющей больше или меньше, чем другие, таким образом это правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность, иными словами покупатель будет предъявлять спрос пока предельная полезность в расчете на 1 денежную единицу, потребность на данный товар не станет равной предельной полезности на 1 денежную единицу, израсходованную на другой товар.

При заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности, когда отношение предельной полезности к цене (взвешенная предельная полезность) одинаково ко всем потребительским благам (2 закон Госена).

Критерии правильности решения покупать или не покупать товар является не общая и даже не предельная полезности, а предельная полезность на затраченную прибыль. Дополнительное удовлетворение получаемое на затраченный рубль представляет собой наилучший критерий, поскольку объясняет и фактор удовлетворения, и фактор затрат. А оба эти фактора необходимы для обоснованного сравнения товаров между собой.

На ряду с общими принципами выбора рационального потребления, существуют особенности которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

3 случая взаимного влияния:

1. Эффект присоединения к большинству (подражание). Потребитель стремится не отставать от других, приобретает то, что покупают другие, он зависит от мнения других потребителей и эта зависимость прямая.

2. Эффект сноба – у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы и здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

3. Эффект Веблина – называют пристальное или демонстративное потребление, ярко описанное в «теории праздного класса», когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предсказания его вероятной реакции на изменение цен.

Рыночный спрос представляет собой сумму опросов отдельных покупателей. Процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на разные товары и услуги называется потребительским поведением. Потребительское поведение обусловлено доходами лю­дей, которые распределяют эти доходы в соответствии со своими пред­ставлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему хотелось бы. Следовательно, потребителю приходится выбирать такую комбинацию то­варов, которая была бы доступна ему при его бюджетном ограничении и максимизировала бы удовлетворение его потребностей.

Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ог­раничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм рынка несовершенной конкуренции | Существует два направления в теории потребительского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.