Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия субъектов РФ в правовом регулировании государственной гражданской службы




 

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» 27 мая 2003 года N 58-ФЗ
1. Предусмотрено наличие в субъектах РФ законов о государственной гражданской службе субъектов РФ. Часть 4 ст.8
2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ устанавливаются квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы. Часть 5 ст. 8
3. Закон субъекта РФ или иной НПА утверждающий реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Часть 3 ст. 9
4. Закон субъекта РФ или иной НПА устанавливающий порядок осуществления переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих. Часть 4 ст. 12
5. Закон субъекта РФ устанавливает дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Часть 1 ст. 12
6. НПА субъекта РФ устанавливает порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом положений ФЗ. Часть 5 ст. 13
7. Закон субъекта РФ определяет порядок исчислении стажа (общей продолжительности государственной службы). Часть 1 ст. 14
8. Законы или иные НПА субъекта РФ определяют порядок ведения и хранения личных дел и документов учета государственного служащего; определяют форму и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих. Части 3, 4 ст. 14
  Законы или иные НПА субъекта РФ устанавливают содержание и порядок ведения реестров государственных гражданских служащих субъекта РФ. Часть 7 ст. 15
  Законы или иные НПА субъекта РФ устанавливают, не противореча ФЗ, иным НПА РФ, порядок финансирования государственной гражданской службы субъекта РФ. Часть 1 ст. 18
11. Утверждение программ реформирования и развития государственной службы субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст. 18
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации
12. Законы или иные НПА субъекта РФ утверждают реестр должностей ГГС субъекта РФ. Часть 2 ст. 10
13. Закон субъекта РФ устанавливает порядок присвоения классных чинов высшей и главной групп должностей ГС субъекта РФ. Часть 11 ст. 11
14. Закон субъекта РФ устанавливает квалификационные требования к стажу ГГС или стажу (опыту) работы по специальности для ГГС субъекта РФ Часть 5 ст. 12
15. Нормативный акт госоргана устанавливает квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций и задач государственного органа. Часть 6 ст. 12
16. Нормативный акт госоргана о служебном распорядке госоргана. Часть 1 п. 5 ст. 15
17. НПА субъекта РФ утверждается положение о предоставлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего. Часть 6 ст. 20
18. НПА государственного органа на основе НПА РФ устанавливает перечень сведений, не подлежащих разглашению, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Часть 1 п. 3в ст. 37
19. НПА государственного органа утверждается положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Часть 2 ст. 44  
20. НПА субъекта РФ устанавливает порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим субъекта РФ, имеющим ненормированный служебный день. Часть 5 ст. 45
21. НПА представителя нанимателя утверждает должностной регламент государственного гражданского служащего. Часть 1 ст. 47
22. НПА государственного органа по управлению государственной службой утверждает примерные должностные регламенты. Часть 5 ст. 47
23. НПА субъекта РФ устанавливает размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ Часть 4 ст. 50
24. Законодательством субъекта РФ определяется ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Часть5 п. 3 ст.50
25. НПА представителя нанимателя утверждается положение о порядке выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Часть 8 ст. 50
26. НПА субъекта РФ утверждаются перечни должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 ст. 50. Часть 15 ст. 50
27. Законодательство субъекта РФ устанавливает порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта РФ. Часть 7 ст. 51
28. НПА субъекта РФ устанавливается возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Часть 1 п. 9 ст. 52
29. НПА субъекта РФ устанавливается порядок и условия транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием. Часть 2 ст. 53
30. НПА субъекта РФ устанавливается порядок и условия получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы. Часть 4 ст. 53
31. Закон субъекта РФ, НПА представителя нанимателя утверждает порядок и размеры выплат гражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного пп. 1-3 ч. 1 ст. 55: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;   Часть 3, 6 ст. 55
32. Законодательство субъекта РФ устанавливает порядок заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока. Часть 2 ст. 61
33. Законом или НПА субъекта РФ определяется порядок размещения, объем и структура государственного заказа субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации. Часть 5 ст. 63
34. НПА субъекта РФ утверждает положение о кадровом резерве на гражданской службе. Часть 8 ст. 64
35. НПА субъекта РФ утверждает программу развития гражданской службы субъекта Российской Федерации.   Часть 1 ст. 66

 

В частности, на уровне субъектов Российской Федерации должны быть урегулированы вопросы установления квалификационных требований к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности гражданских служащих субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 12); представления сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего (ч. 6 ст. 20); предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, гражданским служащим субъектов Российской Федерации, имеющим ненормированный служебный день (ч. 5 ст. 45); установления размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 50); определения перечня должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда и установления самого особого порядка оплаты труда (ч. 15 ст. 50); формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 51); выдачи гражданским служащим субъекта Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилой площади (ст. 53); выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 55) и др.

 

Тема 7. Должности государственной службы

1. Должности как социальной явление.

2. Современная структура и классификация должностей гражданской службы.

3. Порядок присвоения классных чинов.

Государственная должность – это ключевое понятие для всей системы государственного управления. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. от 27 июля 2004 г. определяет, что к государственным должностям Российской Федерации и государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает такие государственные должности Российской Федерации, как: Президент Российской Федерации (ст.ст.11, 80); Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ст.101); Председатель Государственной Думы Федерального Собрания (ст.101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст.ст.103, 110); федеральный министр (ст.110); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст.128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст.128); судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст.128); судья федерального суда (ст.128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст.129) и др. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» все эти должности не относятся к государственной службе, то есть занимающие их лица не имеют статуса государственного служащего.

Государственные должности следует отличать от должностей государственной гражданской службы. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 8). Федеральный закон «О государственной гражданской службе» уточняет, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории:

– руководители;

– помощники (советники);

– специалисты;

– обеспечивающие специалисты.

К должностям руководителей согласно новому закону «О государственной гражданской службе» относятся должности как собственно руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. При этом следует помнить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации. К таковым, например, относятся должности федеральных министров, руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др. Естественно, в таком случае на руководителя государственного органа законодательство о государственной гражданской службе не распространяется.

Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности и лицам, замещающим должности категории «руководители» государственной гражданской службы. Особенностью данной категории является то, что срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории «руководители». К должностям помощников (советников) например, относятся: помощник (советник) Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, помощник (советник) Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации.

Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты, в основном, выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к должностям специалистов относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Новый закон устанавливает, что к должностям обеспечивающих специалистов относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. выделяет также пять групп должностей государственной гражданской службы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

При этом, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы; должности категории «специалисты» – на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы; должности категории «обеспечивающие специалисты» – на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

 

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр необходим, прежде всего, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус должности федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр, и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации могут разрабатывать свои реестры должностей государственной гражданской службы. Однако эти реестры разрабатываются не произвольно, а с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, сначала утверждается Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, а затем, с его учетом, аналогичные реестры субъектов Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации объединяются в Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Смысл данного Сводного реестра заключается в том, что в нем должны быть указаны все должности государственной гражданской службы, существующие в Российской Федерации.

Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4. ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. В то же время, для того, чтобы претендовать на замещение должности государственной гражданской службы, гражданин должен соответствовать ряду требований, именуемых квалификационными и закрепляемыми за каждой должностью.

Квалификационные требования по должностям государственной гражданской службы можно разделить на три группы:

1. Требования к уровню профессионального образования. Наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, занимающих или претендующих на занятие должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы.

Ранее действовавший Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал обязательность наличия высшего профессионального образования для высших, главных, ведущих и старших государственных должностей государственной службы. При этом высшее образование должно было быть специализированным: либо (для ведущих и старших государственных должностей) по специальности «государственное и муниципальное управление», либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. От претендентов на высшие и главные государственные должности также требовалось наличие дополнительного высшего профессионального образования по профилю (послевузовского управленческого или иного, признанного ему равноценным).

Новый Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года не содержит каких либо требований к высшему профессиональному образованию гражданских служащих. Тем не менее, можно предположить, что оно должно соответствовать основной деятельности служащего по должности на занятие которой он претендует. Определение соответствия высшего профессионального образования конкретным должностям государственной службы может быть произведено актом соответствующего государственного органа.

Для занятия должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательным является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

2. Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

В настоящее время действует Указ Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 года, который устанавливает следующие квалификационные требования к стажу и стажу работы по специальности для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу;

д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

3. Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В отличие от требований к образованию и стажу государственного гражданского служащего, которые закрепляются в законодательных актах или указах Президента Российской Федерации, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должны устанавливаться нормативным актом государственного органа в котором учреждена данная должность и включаться в должностной регламент гражданского служащего. Это объясняется тем, что работа в различных сферах государственного управления требует специфических знаний и навыков, поэтому установление единых требований по ним для всех должностей гражданской службы, в отличие от требований к образованию и стажу невозможно.

Классные чины на гражданской службе

В процессе прохождения гражданской службы служащему может быть присвоен очередной кл ассный чин.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

– последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

– присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

– досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

– сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Следует отметить, что действовавший ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал присвоение государственным служащим не классных чинов, а квалификационных разрядов. Вместе с тем в Российской империи со времен введения Петром I Табели о рангах использовался термин именно «классный чин». В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе. Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. Таким образом, введение новым законом о государственной гражданской службе классных чинов вместо квалификационных разрядов является возвратом к законодательству о государственной службе дореволюционной России.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Этот экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, - должности гражданской службы категории «руководители».

Статьей 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Классные чины Группы должностей гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Младшая группа  
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Старшая группа
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Ведущая группа  
Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса Главная группа  
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Высшая группа  

 

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа. Остальные классные чины гражданской службы присваиваются представителем нанимателя.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее двух лет.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

На практике нередко возникает вопрос: может ли очередной квалификационный разряд (а в соответствии с новым законом – классный чин) быть присвоен государственному служащему, подвергнутому дисциплинарному взысканию? В зависимости от действующего на тот момент законодательства в литературе давались различные ответы на этот вопрос. Новый Указ решает этот спор, устанавливая, что очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело (п. 23).

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок присвоения государственным служащим субъектов квалификационных разрядов. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. устанавливает обязательное для субъектов Российской Федерации требование разработки и принятия законов, регулирующих присвоение классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Тема 8. Управление государственной службой и контроль в государственной службе

1. Субъекты и объекты управления государственной службой.

2. Управление по уровням государственной службой.

3. Понятие и виды контроля в государственной службе.

 

Управление человеческими ресурсами продолжает оста­ваться наиболее слабым звеном в общей системе управления государственной гражданской службы. Сохраняются сложившиеся за годы административно-командных методов управления стереотипные подходы к ре­шению кадровых вопросов. Не отработаны многие теоретиче­ские и методологические аспекты управления человеческими ресурсами как части общей системы эффективного государственного управле­ния. Недооценка управления человеческими ресурсами в органах власти, реали­зация необоснованных кадровых решений не позволяет организовать эффективную систему управления государственной гражданской службы в целом. Несоответствие между объективно обусловленным ростом значения современных методов управления человеческими ресурсами и состоянием этой работы предопределяют необходимость углубленного исследования причин создавшегося положения и определения эффективных способов разрешения имеющихся проблем и противоречий.

Возрастающее стремление выжить в условиях нестабильности и социальных изменений, способность адекватно реагировать на вызовы внешней среды актуализируют проблемы внедрения новой техники и технологии, инновационных процессов, проблемы постоянного совершенствования человеческих ресурсов. Все большее значение приобретают вопросы планирования их развития. В практической деятельности особое внимание уделяется формированию новой трудовой мотивации и морали, перспективному развитию кадров для выполнения квалификационных видов работ и приспособления к постоянно меняющимся условиям, функции подбора персонала, его оценки, стимулирования наполняются новым содержанием и должны осуществляться в тесной увязке с общей стратегией развития государственной гражданской службы. Отмеченные выше тенденции вряд ли можно объяснить только формальными причинами. За ними кроются серьезные процессы, происходящие в данной области, проявляется уси­ление внимания к принятию стратегических кадровых реше­ний, необходимость тщательного обоснования и оценки их социально-экономических последствий.

Неслучайно на смену термину «управление персоналом» все чаще приходит понятие «управление человеческими ресурсами», а службы управления персона­лом в последние годы были переименованы в службы управ­ления человеческими ресурсами. Анализируя соотношение понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами» необходимо отметить, что ряд авторов либо употребляет указанные понятия как синонимы, либо, считая эти понятия идентичными, утверждает, что различать их нет необходимости. Согласно другой точки зрения термин «управление человеческими ресурсами» ак­центирует внимание на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а понятие «управление персоналом» в большей мере характеризует повседневную оперативную ра­боту с кадрами. На наш взгляд, закономерным следствием эволюции представлений об управлении персоналом, человеческими ре­сурсами является возрастание значимости стратегического аспекта приня­тия кадровых решений.

В системе управления человеческими ресурсами можно выделить:

оперативный уровень управления (доминирует кадровая работа),

тактический уровень управления (доминирует управление персоналом,

стратегический уровень управления (доминирует управление человеческими ресурсами),

политический уровень управления (разработка и контроль за реализацией кадровой политики), на политическом уровне наблюдается сдвиг от пассивной и реактивной кадровой политики к активной.

Парадигма работы с персоналом, определенная через миссию - стратегическую цель, основные принципы, технологические подходы и кадровые мероприятия, может быть названа кадровой политикой. Кадровые цели должны быть направлены:

повышение качества работы государственного аппарата и госслужащих;

повышение престижности государственной службы, формирование в обществе специфической мотивации вступления на государственную службы;

формирование доверия к государственной службе России в целом и к госслужащим в частности;

формирование корпоративной философии госслужбы, предусматривающей в том числе осознание глубокой взаимозависимости от общества, конкретных граждан - потребителей услуг госаппарата и госслужащих.

Кадровая работа на государственной службе

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация гражданских служащих;

4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.