Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Проблема предмета социальной психологии




Тема 1. Социальная психология как наука

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Социальная психология» является одним из основных в подготовке профессиональных психологов. Сложность предмета данной науки и ее прикладной характер создают определенные трудности в изучении данной дисциплины и предъявляют высокие требования к знаниям студентов в данной области психологии.

Цель данного методического пособия оказать помощь в самостоятельной подготовке студентов-психологов изучающих учебный курс «Социальная психология», и способствовать формированию системного представления относительно основных теоретико-методологических вопросов социальной психологии, а также прикладных проблем, рассмотренных на примере психологии больших групп.

Конспект лекций состоит из четырех тем, включающих в себя 12 лекционных занятий:

1. Социальная психология как наука

Лекция 1. Проблема предмета социальной психологии.

Лекция 2. Социальное как специфический феномен.

Лекция 3. Общая специфика социальной психологии.

2. Основные этапы развития социальной психологии

Лекция 1. Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки.

Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии

Лекция 3. Теоретико - методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.

3. Проблемы личности в социальной психологии

Лекция 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии.

Лекция 3. Представления о личности в отечественной социальной психологии.

Лекция 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии.

4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений

Лекция 1. Общая характеристика больших групп.

Лекция 2. Слухи и паника как массовидные явления.

Содержание конспекта лекций позволит более точно и правильно сформировать понимание представленных тем. Кроме того, работа с конспектом лекций определяет круг основных понятий по данной дисциплине, что позволяет более качественно их освоить и быть более успешными в подготовке к экзамену.

 

 

По определению Г.М. Андреевой, социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики групп.

Из определения видно, что предмет социальной психологии сложный. Даже если мы посмотрим этимологически - на состав словосочетания, то в нем уже можно увидеть двойственность:

- социальный аспект - социальность, обращенность в общество;

- психологический аспект - обращенность к внутреннему, скрытому от общества, индивидуальному.

Отсюда и проблема: что должно исследоваться - внутреннее или внешнее? Внутреннее: психику как особый механизм изучает общая психология. А социальное (внешнее) - изучает социология.

Почему же необходима еще и отдельная наука - социальная психология? В чем отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии и социологии. Если такое отличие есть, то есть и основания для существования науки «социальная психология».

Отличия от предмета общей психологии

1. В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения по своей внутренней структуре, как механизмы.

В социальной психологии психические процессы, состояния, психические образования наполняются конкретно-социальным содержанием, когда мы их рассматриваем не только как формы отражения, как мыслительные операции, но и как мир отношений человека (включение в сферу взаимодействия с людьми)

2. В общей психологии не рассматривается такое явление как общение, взаимодействие. А ведь человек всегда с кем-то взаимодействует, общается. Законы взаимодействия необходимо отдельно исследовать. И в этом необходимость в другой науке, но не в общей психологии.

Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Итак, объект общей психологии - индивидуальное поведение и деятельность человека. Предмет - психические механизмы, обеспечивающие поведение и деятельность.

Объект социальной психологии - взаимодействие и общение человека. Предмет - психические механизмы поведения и деятельности, обусловленные ситуацией общения и взаимодействия.

 

Отличие социологического и социально-психологического подхода к исследованию явлений

Социолог любые явления объясняет объективными общественными законами, общественными и общими категориями, влиянием отношений между социальными группами.

Для социолога личность - это вывернутый "наизнанку" социум. Это персонифицированный представитель какой-то общественной группы, персонифицированная социальная единица. И все отношения между людьми рассматриваются как отношения общественных групп через отношения социальных единиц.

Социальный психолог видит личность не только как социум, но и нечто более конкретное. Отношения его с другими людьми - это не только отношения общественных позиций, ролей, но и индивидуализированное психологическое отношение (симпатии, восприятие другого, понимание, сочувствие и т.п.). Здесь важен иной уровень обобщения.

Конечно, социальный психолог учитывает, что общественные отношения выступают как макроусловия и влияют на изменения психики через микроусловия.

Но для социолога - это безлично-типологический подход. А для социального психолога - это конкретно-личностный подход.

Итак, проблема предмета социальной психологии являлась темой для обсуждения в науке на протяжении всего 20-го века.

В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии:

- 20-е гг. и

- конец 50-х - начало 60-х гг.

В результате дискуссии сложились три подхода к пониманию предмета социальной психологии.

Первый из них, получивший распространение среди социологов, понимал Социальная психология как науку о "массовых явлениях психики". В рамках этого подхода ставились различные акценты: изучение психологии классов, отдельных элементов общественной психологии групп таких, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии - личность. Здесь внимание уделяется, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии личности. С другой стороны, выделялись положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Этот подход популярен среди психологов.

Третий подход синтезирует два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Здесь проблематика социальной психологии представляется достаточно широко.

Были предприняты попытки дать полную схему проблем в рамках данного подхода.

Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.