Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

 

Рыночный спрос. Закон спроса. Рыночный спрос (d) на какой-либо товар (работу, услугу) является косвенным отображением потребности людей в данном товаре или услуге. И если справедливо говорить о безграничности человеческих потребностей, то рыночный спрос является ограниченным.

Потребность в некотором благе отражает желание его иметь.

Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

То есть механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены в форме спроса.

Спрос (demand) - это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги.

Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Для оценки и прогнозирования рыночного спроса используют разнообразные методы:

- опрос или интервью покупателей; такой метод позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем; недостатком метода является низкая достоверность результатов;

- экспертная оценка уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики; осуществляется специалистами по заказу компаний, это дорогостоящий метод, возможность ошибочного прогноза сохраняется;

- рыночный эксперимент; предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях.

Осуществление эксперимента связано с рядом проблем: во-первых, существует риск отрицательных результатов, и, как следствие, сокращение прибыли и продаж компании, а во-вторых, фирма не м.б. уверена, что объем продаж вырос в результате эксперимента, а не под воздействием иных факторов, и в-третьих, в силу финансовых ограничений, фирма может позволить себе только ограниченное число маркетинговых экспериментов.

- статистический метод; на основе изучения реальных статистических данных исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на товар (услугу) за определенный период времени, ранжируется влияние прочих факторов спроса (доход потребителей, цена на сопряженных рынках, макроэкономическая среда).

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса.

Величина спроса (Qd – quantity of demand) – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте и по данным ценам.

Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми являются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены на данного и других товаров на рынке.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуга, называется ценой спроса (Pd – price of demand).

Если реальная рыночная цена оказывает меньше цены спроса конкретного потребителя, то возникает излишек потребителя, характеризующий выгоду, получаемую человеком от покупки и потребления данного товара или услуги.

Между величиной спроса и определяемыми ее факторами существует определенная количественная связь, которая называется функцией спроса.

Qd = Qdi (P1, …, Pi, Pn, E, R, N, T, X),

где Qd – величина спроса на рассматриваемый товар;

P1, …, Pi, Pn – цены рассматриваемого и других товаров;

E – ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров;

R – денежный доход потребителя;

N – количество потенциальных покупателей;

Т – вкусы и предпочтения потребителей;

X - другие факторы.

 

Если все факторы, кроме цены рассматриваемого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:

Qd = Qd (Pdi)

где Qd – величина спроса на i-й товар;

Pi – цена анализируемого товара.

 

Обратная зависимость цены от величины спроса называется соответственно обратной функцией спроса и имеет следующий вид:

Pi = Pd (Qd)

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов – закона спроса: - если цена на товар сокращается и при этом прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса на данный товар возрастает.

Действие этого закона объясняется на основе двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Очевидно, что сокращение цены на анализируемый товар оказывает двойственное воздействие на поведение потребителя.

С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, при том, что денежный доход потребителя остается неизменным. Появляется возможность купить то же количество товара за меньшие деньги, таким образом, у потребителя остается больше денежных средств на дополнительные покупки – эффект дохода.

С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевыми аналогами, что приводит к росту величины спроса на товар - эффект замещения.

На рынке могут возникать ситуации, при которых закон рыночного спроса не действует. Такая ситуация впервые была описана англ. экономистом Робертом Гиффеном (1837 – 1910), получив название «парадокс Гиффена».

В Ирландии во время голода в середине 19-го века рост цен на картофель вызвал не сокращение, а, напротив, увеличение спроса на него. Гиффен связал это со следующими обстоятельствами: 1) со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что определяло наиболее сильный эффект дохода на картофель; 2) с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода).

В нормально функционирующей экономике парадокс Гиффена встречается крайне редко.

При анализе рыночной ситуации необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и, соответственно, между изменением спроса и изменением величины спроса.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены товара и при неизменности прочих параметров.

В рассматриваемом нами примере снижение цены со 180 до 150 у.д.е. привело к росту величины спроса с 3 до 5 единиц продукции. На графике это отражается движением вдоль кривой спроса. А изменение спроса графически отражается сдвигом самой кривой спроса вправо (если спрос растет) и влево (если – падает).

Для того, чтобы учесть особенности реальной экономики, в модель вводятся «мнимые» исключения из закона спроса, носящие ценовой и неценовой характер.

Формально на рынке появляется прямая зависимость между динамикой цен и объемами продаж:

- при т.н. инфляционных ожиданиях потребителей;

- когда цена является признаком качества для потребителя;

- когда цена является мерой престижности товара.

Среди неценовых факторов спроса выделяют:

- вкусы и предпочтения потребителей;

- доходы потребителей;

- число потребителей;

- экономические ожидания потребителей;

- цена на другие товары.

Последний фактор следует рассмотреть более подробно.

Условно различают товары:

-нейтральные, т.е. оказывающие низкое, незначительное влияние на рынок основного товара (например, рынок чая и фрезерных станков);

- заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности и потому являющиеся прямыми конкурентами анализируемого товара;

- дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара.

Рост цен на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него, и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар.

Рост цены на дополняющий товар, напротив, ведет к сокращению спроса на основной товар.

Общее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным действием всех ценовых и неценовых факторов.

До сих пор при рассмотрении модели спроса мы исходили из независимости потребительских предпочтений и из рационального поведения покупателя. Однако это не всегда справедливо.

В зависимости от того, какие факторы побуждают к покупке, выделяют две специфические разновидности рыночного спроса:

- функциональный спрос, определенный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами;

- нефункциональный спрос, возникающий у потребителя под влиянием не потребительских характеристик, а иных факторов.

Нефункциональный спрос в свою очередь делится на:

- спрос, обусловленный экзогенными (внешними) воздействиями на полезность товара (эффект вагона, эффект сноба, эффект показательного потребления);

- спекулятивный спрос;

- нерациональный спрос.

Наиболее значительно на нефункциональный спрос влияют экзогенные факторы. Это означает, что полезность товара для потребителя изменяется в зависимости от того, покупают ли этот товар другие, либо потому, что товар имеет большую по сравнению с другими цену.

Эффект вагона - величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар потому, что расширяется рыночный спрос на него.

Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы быть (считаться). Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками.

Графически эффект отражается смещением кривой спроса с изменением угла ее наклона (кривая смещается вправо и становится более пологой). Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект.

Эффект сноба характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности.

При увеличении рыночного спроса (D), кривая индивидуального спроса (d) смещается влево.

Эффект показательного потребления отражает увеличение спроса на товар в силу того, что он имеет более высокую цену. Это явление было впервые обосновано Вебленом (1857 – 1929) в работе «Потребление праздного класса».

Эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, элитарностью товара.

В глазах потребителя аналогичные товары – с низкой ценой P1 и высокой P2 – являются различными товарами с различными кривыми спроса d(P1) и d(P2).

Применительно к этому эффекту цена товара выступает в качестве неценового фактора.

Спекулятивный спрос возникает в условиях реального и искусственного дефицита, когда рыночное предложение является недостаточным.

Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а носят сиюминутный характер (т.н. спонтанный спрос). Методы стимулирования спонтанного спроса различны, но достаточно эффективно обеспечивают высокий объем продаж.

Рыночное предложение. Для всестороннего анализа рыночной ситуации необходимо рассмотрение не только модели спроса, характеризующей поведение потребителя, но и модели предложения, описывающей поведение второй стороны, участвующей в рыночной сделке, - производителя.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Величина предложения ( Qs) – количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах; величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке.

Если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет меньшей, чем объемы реального производства (особенно по товарам, подлежащим хранению). С другой стороны, высокая цена на продукцию может вызвать рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый равно как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть низким.

Цена предложения (Ps) – минимальная цена за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться.

При анализе рыночной конъюнктуры рассматривают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом принимается допущение, что остальные факторы, в том числе цены на ресурсы, используемые производителями, неизменны.

Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной экономики. Данную зависимость называют функцией предложения, которая в общем виде записывается по аналогии с функцией спроса

Qs = Qsi (C, P1, Pi, … Pj, T)

где Qsi – величина предложения на i-ый товар;

C – уровень издержек фирмы, затраты фирмы;

Р1…Рj – цены на все товары и услуги, в том числе на рассматриваемый товар;

Т – налоги.

Если допустить, что все ценовые факторы неизменны в рассматриваемом периоде, то можно предложить функцию предложения от цены:

Qs = Qsi * Pi

Графическое изображение этой функции представляет собой кривую предложения.

Для большинства рынков кривая предложения носит возрастающий характер, поскольку чем выше рыночная цена, тем большее количество фирм захотят производить и продавать данный товар. Так, более высокая цена позволит существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы и увеличения масштабов производства.

Закон предложения может быть сформулирован следующим образом: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.

При рассмотрении предложения как рыночной категории следует различать изменение предложения и изменение величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.

Изменение предложения, напротив, происходит под воздействием неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на рассматриваемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).

Так, снижение стоимости сырья может привести к повышению прибыльности производства, создать стимулы к его дальнейшему развитию и предоставить новым фирмам возможность выхода на рынок. Поэтому при сохранении уровня цены можно ожидать в этом случае увеличение выпуска продукции.

К наиболее значимым неценовым факторам предложения относят:

- издержки производства;

- уровень налогообложения;

- технология производства;

- экономические ожидания производителей;

- количество производителей;

- цены на сопряженных рынках;

- цены на товары-конкуренты;

- цены на товары, производимые «совместно».

Равновесие спроса и предложения. Модели спроса и предложения предполагают одностороннее рассмотрение рынка: либо с точки зрения продавца, либо с точки зрения покупателя. Очевидно, что такой способ не подходит для исследования рыночного механизма в целом. В этом случае нам необходим целостный подход, который обеспечивается совмещением этих моделей.

Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения, совместив на одном графике кривую спроса (d) и кривую предложения (s).

Рыночное равновесие – состояние, при котором ни у одного из экономических субъектов не возникает побуждения к его изменению.

Точка равновесия будет находится на пересечении кривых спроса и предложения. Этой точке соответствует равновесная цена (Pe) и равновесный объем (Qe).

При равновесной цене наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме – равенство цен производителя и потребителя (Pd = Ps).

Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг соответствующих функций и изменение первоначальных параметров до нового равновесного уровня. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избытка товарной массы, и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ее изменить.

Спрос и предложение на рынке не всегда бывают уравновешенными, но можно говорить о существовании тенденции к равновесию.

Предположим, что фактическая цена, установившаяся на рынке (Р1) превышает цену равновесия (Ре), т.е. фирмы готовы продать большее количество товара, нежели готов приобрести покупатель по этой цене:

Qs1>Qd1

Возникает избыток предложения, постепенно приводящий к понижению рыночной цены до равновесного уровня. И напротив, если фактическая цена ниже цены равновесия, то возникает тенденция повышения цены до равновесной. И только в точке равновесия Е величина спроса уравновешена величиной предложения.

Qd (Pe) = Qs(Pe)

Рыночное равновесие считается стабильным в том случае, если рынок, будучи выведенным из состояния равновесия, способен вновь к нему вернутся лишь ограничиваясь влиянием эндогенных (внутренних) факторов. В этом случае справедливо говорить о саморегулируемости рынка.

Однако существуют специфические рынки отдельных товаров и услуг, в которых возможно отсутствие точек равновесия, а также существование более чем одной точки.

Рассмотрим подробнее эти рынки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок земельных ресурсов и земельная рента | Модель рынка труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.