Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследований1. Классификация методов научных исследований

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ

Тема 2

 

 

 

Классификация методов научных исследований

 

С философских позиций все методы научных исследований можно условно разделить на следующие группы [1]: всеобщие (действующие во всех областях науки и на всех этапах научных исследований), общенаучные (для всех отраслей науки), частные (для определенных наук), специальные или специфические (для данной науки). Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития метода он может переходить из одной категории в другую.

К всеобщему методу научных исследований относят материалистическую диалектику, а к общенаучным методам – наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализацию, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, идеализацию и др.

Большинствометодов научных исследований можно подразделить на теоретическиеи эмпирические.

К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

Под наблюдением будем подразумевать сбор фактов реально происходящих явлений без существенного вмешательства исследователя в их ход. Примером классического наблюдения является ежедневный сбор данных о метеорологических условиях местности: температуре и влажности воздуха, направлении и силе ветра и т.п.

При эксперименте исследователь сознательно вмешивается в нормальное протекание процесса или явления и с помощью материальных средств (приборов, реактивов и др.) существенно изменяет или создает новые условия его протекания.

При наблюдении и эксперименте во многих случаях проводят счет и измерения.

К теоретическим методам научных исследований относят известные вам при изучении философии методы: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абстрагирование, формализацию и др. Напомню вам их краткие определения.

Анализ – метод расчленения (разложения) предметов исследования на составляющие для более глубокого изучения.

Синтез – метод соединения (объединения) различных составляющих предмета исследования в определенном порядке в единое целое (взаимосвязанную систему).

Дедукция –методперехода от общих утверждений к частным (метод выявления причин).

Индукция – метод перехода от частных утверждений к общим (метод выявления последствий).

Абстрагирование – метод мысленного отбрасывания тех свойств, составляющих предмета исследования, которые мешают выявлению закономерностей, интересующих исследователя.

Формализация – метод отображения предмета исследования в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, физики, химии и др.) и изучения реальных объектов путем формального исследования взаимосвязи этих знаков.

Методы моделирования имеют важное значение при выполнении научных исследований. Они основаны на теориях подобия и моделирования. Более детально вы знакомитесь с ними при изучении дисциплин "Общая химическая технология" и "Процессы и аппараты химической технологии".

Более детальную классификацию и характеристику методов научных исследований изучите самостоятельно [1, 2].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация научной деятельности в России | Как случайных величин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.