Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Охрана и рациональное использование земель

План:

1. Общие положения об охране и рациональном использовании земель

2. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель

 

1. Общие положения об охране и рациональном использовании земель

Земля – это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы.

Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации в Земельном кодексе говорится о сохранении почв и их плодородия. Почва – это плодородный поверхностный слой земли, об­разовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его тол­щина колеблется от нескольких миллиметров до 2 м.

Цель правовой охраны земли - не сохранение ее общей площади (она в основном остается неизменной), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель (актуальной является также задача охраны земель от нецелевого использования, от самовольного захвата и др.).

Земля является основным средством производства, обеспечивающим в первую очередь продовольственные потребности населе­ния, она выступает также и в качестве товара, пользующегося все более устойчивым спросом в процессе дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране.

Земля в РФ является составной частью окружаю­щей среды, подлежащей охране от загрязнения, истощения, деградации и иного негативного воздействия. Использование земель должно осуществ­ляться способами, обеспечивающими сохранность экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяй­стве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Со­гласно ст. 9 Конституции РФ земля наравне с другими природными ре­сурсами используется и охраняется в РФ как основа жиз­ни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственными объектами земельных отношений в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ выступают: земля как природный объект и при­родный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Основным федеральным актов является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г., в котором закреплены основные принципы земельного законодательства, определены участники и объекты земельных отношений, уточнены полномочия РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления области использования и охраны земель, раскрыто содержание государственного управления и форм контроля в рассматриваемой сфере, приведены цели содержание охраны земель и др.

В Мурманской области действует Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» и Закон Мурманской области от 11.10.02 г. № 356-01-ЗМО «О цене земли в Мурманской области».



Приоритетными направлениями земельной политики Мурманской области являются:

· обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях

· сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;

· реализация прав жителей Мурманской области на землю;

· сочетание интересов Мурманской области, муниципальных образований и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;

· сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;

· использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем;

· платность использования земли.

Исходя из целевого назначения все земли в РФ со­гласно ст. 7 Земельного кодекса РФ подразделяются на следующие катего­рии:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли поселений;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением це­левого назначения земель в случаях, предусмотренных в законо­дательстве, уполномоченными органами в соответствии с их ком­петенцией при изъятии и предоставлении земель в пользование или аренду.

При решении вопросов о предоставлении земель в пользование или аренду соответственно учитывается, к какой категории они относятся, какими качественными и другими особенностями об­ладают.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Право­вая охрана земли -система организационно-правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в ка­честве главной составной части правовое регулирование порядка земле­пользования и обеспечение публичных интересов, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязан­ностей по рациональному использованию и охране земель.

К числу основных принципов использования и охраны земель земельное законодательство относит:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

приоритет охраны жизни и здоровья человека;

участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

целевой характер использования земель;

приоритет использования земель сельскохозяйственного назначения;

платность использования земли;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан и некоторые другие.

Цели охраны земель:

во-первых, предотвращение дегра­дации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности,

во-вторых, обес­печение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградация, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 ЗК РФ). При этом необ­ходимо иметь в виду, что эта общая цель дифференцируется примени­тельно к различным категориям земель, например земель сельскохозяй­ственного назначения и земель поселений.

Реализацию данных целей законодатель предполагает следующим образом:

Во-первых,посредством возложения на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участ­ков обязанностей по проведению группы мероприятий, в том числе по со­хранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, заболачивания, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загряз­нения и других негативных (вредных) воздействий, а также мероприятий по внедрению новых технологий и проведение восстановления нарушен­ных земель.

На органы государственной власти и местного самоуправления, в свою очередь, также возлагаются обязанности по разработке федераль­ных, региональных и местных программ охраны земель с учетом осо­бенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий, осуществлению консервации земель и т. д. Для повышения заинтересо­ванности землепользователей в сохранении и восстановлении почв орга­нами государственной власти могут устанавливаться экономические сти­мулы в порядке, определенном бюджетным и налоговым законодательст­вом. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меро­приятий по охране земель проводится с учетом экологической эксперти­зы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Определенной разновидностью данного направления является закреп­ление необходимости соблюдения требований по охране земель при осуще­ствлении хозяйственной или иной деятельности. Так, при размещении ГЭС должны предусматриваться меры по сохранению земель и почв, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородно­го слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ. При эксплуа­тации объектов сельскохозяйственного назначения также должны прово­диться мероприятия по охране земель и почв от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Объекты сельскохозяйственного на­значения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очи­стные сооружения, исключающие загрязнение почв. Перечень таких тре­бований можно продолжить.

Во-вторых,охрана земель осуществляется посредством установления на отдельных земельных участках или территориях особого эколого-правового режима. Данный режим может включать в себя две разновидно­сти.

Первая касается земель, которые подверглись радиоактивному и хи­мическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требо­ваниям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, исключе­нию их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях за­прещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Порядок использования таких земель, установления охранных зон, со­хранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производ­ственного назначения, объектов социального и культурно-бытового об­служивания населения, проведения на этих землях мелиоративных и иных работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов пре­делы допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохо-зяйственного производства, а также компенсируют затраты на дезактива­цию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участ­ков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Другая разновидность предпола­гает установление особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ. Почвы, представляющие особую ценность по своим характеристикам для РФ или субъекта РФ, подлежат внесению в такие книги с установлением режима особой охраны и выведению из активно­го хозяйственного использования. При этом, обе выше­указанные меры применяются в тех случаях, когда размер территории или иные обстоятельства не влекут придания ей статуса особо охраняе­мой природной территории или зоны экологического бедствия.

Содержание процесса охраны земель

Содержание охраны земель составляют выполнение специальных про­грамм охраны, оценка состояния земель и эффективности мероприя­тий по охране, а также другие факторы.

Ст. 12 Земельного кодекса устанавливает, что использование земель должно осуществляться способам обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, с новой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, и определяется целями охраны земли:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране зе­мель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меропри­ятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно - гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологичес­ким нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохими­ческие и иные обследования.

Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответству­ют установленным экологическим, санитарно - гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.

Особый порядок использования установлен для земель, которые подвер­глись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обес­печивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, ис­ключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохо­зяйственной продукции.

Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономичес­ких факторов стимулирования рационального использования и береж­ного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирова­ния устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересо­ванность в охране земель, рассчитаны в первую очередь: на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.

Экономическое стимулирование рационального использования и охра­ны земель предусматривает, в частности, следующие меры:

- освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;

- поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководи­телей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению каче­ства земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;

- установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяй­ственную продукцию;

- компенсацию собственникам земель и другим пользователям произве­денных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере использо­вания и охраны земель.За нарушения требований земельного законода­тельства виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, матери­альной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственно­сти.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ основанием для наступ­ления дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом кроме предусмотренных Кодексом видов взысканий на отдельные категории работников могут быть наложены взыскания, уста­новленные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине. В случае, если совершенное работником деяние причинило ущерб работодате­лю, то согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ такой работник обязан нести материальную ответственность.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за совершение таких проступков, как:

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и ряд других нарушений.

Ответственность за отдельные нарушения законодательства об использовании и охране земель может наступать и в соответствии с законодательные актами субъектов РФ.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за:

- регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ);

- отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращен с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иные опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за совершение нарушений земельного законодательства наступает на основании решений суда и может выражаться в возмещении виновным причиненного вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка, либо в совершении (воздержании) каких-либо обязательных действий, например, освобождении самовольно занятого земельного участка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лекция 10. Охрана и рациональное использование земель

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2138; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.136.26
Генерация страницы за: 0.094 сек.