Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деноминация. Конфессия. Секта. Культ. Ересь. Раскол




ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. nominatio - наименование) - одно из обозначений (наряду с терминами вероисповедание, конфессия, секта, церковь, свободная церковь) для организованной (инстициализированной) группы христиан. Основное значение слова Д. не богословское (изменение нарицательной стоимости денежных знаков). В церковном употреблении слово это впервые появляется в 1643 г. на Вестминстерской Ассамблее для обозначения конгрегационалистским меньшинством пресвитерианского большинства. По мере роста английских колоний в Северной Америке термин стал активно употребляться для обозначения развивавшихся там протестантских церквей и объединений. Они образуют некое единство, но отличаются друг от друга названиями. В экуменической практике существует уже термин "деноминализм" для обозначения концепции "теории ветвей", согласно которой различные Д. - ветви одного дерева Церкви. Считается, что это позволяет избежать конфликта между понятиями "церковь" и "секта". Действительно, в Европе принято употреблять термин Д. для любой самостоятельной организованной религиозной общины, как масштаба государственной церкви, так и небольшой секты. Потребность в этом термине ощущают не только социологи, политики и публицисты, но и церковные историки, и все, кто осуществляет межцерковные контакты. При этом нет необходимости связывать себя с "деноминализмом" как выражением протестантского универсализма, подразумевающего возможность и необходимость межцерковных организационных структур.

КОНФЕССИЯ -

(от лат. confessio) - одно из обозначений специфического направления в христианстве или организованной группы христиан, следующих этому направлению (наряду с терминами деноминация, вероисповедание, секта, церковь, свободная церковь, раскол). В России этот термин стал популярен в последние годы, и часто им обозначают даже нехристианские религии и движения. До этого времени употреблялось буквальное значение латинского слова К. - термин "исповедание" (в осн. для христ. церквей и общин) - и "вероисповедание" (в том числе и для других религий). К. - термин, который по сравнению с термином "деноминация" описывает более глубокий уровень различий (вероучение, церковную организацию, богослужение, благочестие, дисциплину и др.), т.е. всю специфику христианской жизни. В этом смысле он близок русскому термину "традиция". Термин К., как и термин "деноминация" позволяют избежать богословской оценки соответствующей религиозной организации или направления (т.е. квалификации их как церкви, раскола, секты или ереси) и потому удобны в социологическом, политическом и межконфессиональном контексте.

Основные Конфессии в христианстве: англиканство, баптизм, католичество, лютеранство, православие, реформатство (кальвинизм) и др.

В основе сегодняшнего употребления термина К. - одно из его значений - исповедание веры, символ веры, принятие которого было критерием принадлежности к соответствующей церкви, вероучительной традиции, секте и т.п. С возникновением особых вероучительных документов в период Реформации (напр., Аугсбургское исповедание - Confessio Augustana) появляется возможность употреблять термин в сегодняшнем смысле, но практически это происходит в XIX в., когда он становится синонимом терминов "религия", "религиозная партия", "церковная партия". В Римо-Католической Церкви впервые употребляет его Мёлер (Symbolik, 1832) и обозначает им "большое церковное общество", в том числе и Католическую Церковь.

Проблема конфессиональных различий и конфессиональной идентификации для Церкви не нова и появилась не только с Реформацией. Можно видеть ее уже и в древней Церкви в контексте проблемы ересей и расколов (маркионитство, монтанизм, донатисты, арианство, монофизитство и др.) и позднее (катары, вальденсы, гуситы и др.). Существует также понятие "конфессионализм" (по аналогии с национализмом и патриотизмом), которым обозначается установка на исключительность одной (конечно же своей) К., признание истинной только ее, нетерпимость к другим К. Слово К. может быть использовано и как прилагательное в различных контекстах: конфессиональные различия, конфессиональная культура, конфессиональный спектр, межконфессиональные связи и т.п. Изучением конфессиональных различий в системе богословского образования занимается Сравнительное богословие, а в Православии, кроме того, и История западных вероисповеданий.

 

Исповедание…

 

СЕКТЫ

Так называются отделившиеся от одной из христианских Церквей общины, течения или движения, обособившиеся от традиционного направления и сознающие себя единственно истинными и потому, обвиняющие материнскую традицию в различных грехах и заблуждениях (сегодня, однако, говорят и о не-христианских С.). Не ясна этимология (или от лат. secare - отсекать, отделять, или от лат. sequi - следовать). Не всегда легко провести четкую грань между С. и ересью а иногда даже и расколом Строгого определения секте дать не возможно. Проблема С. существовала уже в древней Церкви, например, при определении новозаветного канона сторонники Маркиона по-существу образуют С. Устоявшаяся в русской истории квалификация баптизма, пятидесятничества и др. как С. встречает сегодня с их стороны возражения. На Западе уже принято сегодня многие из С. называть "свободными церквами”.

Основной конфликт сект с церковным сознанием возникает из-за пренебрежительного отношения к авторитету, традиции, из-за отрицания священности Предания. Психология С. - сознание исключительности, избранности, недоверие к искренности и вере другого, отсутствие укорененности в культуре, недоверие к ней, переходящее в мракобесие. Здесь парадоксальным образом сливаются в едином сознании и сторонники фанатичного фундаментализма. в основных церковных традициях и радикальные секты (обскурантизм, недоверие, поиск врагов, магизм, стремление спасать ближних насильно, отсутствие критического отношения к себе и т.п.). Одна из характерных черт С. сегодня - нежелание сотрудничать на межконфессиональном уровне, игнорирование поисков единства, осуждение экуменизма.. Для С. характерен упор на практической деятельности, повышенное внимание к каждому члену общины, тенденции к общинной собственности, каритативная деятельность (внутри общины), низкий уровень богословского образования, но высокий уровень начетнического знания текстов, признаваемых С. священными или наставительными, а также активное миссионерство, выражающееся как правило в прозе­литизме.

Классификация С. весьма затруднительна (вряд ли эффективно деление на рационалистические и мистические). Появляются особые группы, которые допускают двойное членство (и в церкви, и в секте); многие С. XX в. - синкретичны и потому лишь условно имеют отношение к христианству. Чтобы не иметь трудностей с терминологией в современной религиозно-социологической литературе и церковной публицистике их включают в категорию “Новые религиозные движения”.

 

ЕРЕСЬ - в христианстве так называют направление мысли (или тех, кто его придерживается), отрицающее некоторое определенное вероучительное положение кафолической веры (догмата, см. также кафоличность, православие), уклонение от учения Церкви, которая есть "столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3, 15), от ортодоксии. В последнем смысле термин Е. употребляется в современной культуре и в нехристианском контексте. Термин Е. происходит от классического "hairesis" в значении "выбор". Он мог означать также философскую или риторскую школу, направление. Характерен оттенок горделивого усвоения своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению и обособлению.

Для Ветхого Завета это понятие не актуально; уклонения от истинной веры там - отступничество и идолопоклонство. В Новом Завете понятие Е. появляется в позднейших книгах (2 Петр. 2,1; Тит 3,10), а у ап. Павла (см. 1 Кор. 11, 18 и 19) почти не различаются "ересь" и "раскол" (schismata). Терминологическая проблема возникает значительно позднее, хотя нестроения и отступления от апостольского предания в христианских общинах были от начала, напр., Апокалипсис упоминает "николаитов" (II, 6 и 15). Понятие Е. принципиально, когда возникает вопрос о крещении еретиков (о вступлении в Церковь или возвращении в нее). Первые нестроения связаны с вопросом о необходимости соблюдать иудейский обряд обратившимся язычникам (Деян. 15,1). Вслед за иудеохристианством соблазн уклонения от апостольского предания появился и в столкновении с эллинской мудростью (1 Кор. 1,1), позднее иудейские умозрения смешались с эллинистическими (Кол.2, 8-15). Существенной опасностью для христианства стал гностицизм. Первоначально именно гностиков называли еретиками. Хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно, в истории ересей это - важнейшая глава. Родоначальником ересей считается Симон Волхв (Деян. 8,9). К первому периоду относятся такие ереси как евионитство, керинфиане, елкезаиты, докетизм, манихейство, монтанизм (строго говоря, раскол), хилиазм. В учении о Троице возникли триадологические Е., такие как монархианство, арианство, осужденное на I и II Вселенском соборах. В списке Е., осужденных на II В.С., значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане (см. монархианство), фотиниане, аполинариане. Затем появились христологические Е.: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство. В учении о благодати и свободе воли Церкви (см. бл. Августин) противостояло пелагианство. С христологическими Е. связано и иконоборчество, осужденное на II В.С.

Преодоление триадологических и христологических Е. явилось важнейшей задачей золотого века святоотеческой письменности (см. Отцы Церкви) и стимулом для развития церковной богословской мысли периода Вселенских соборов, которые и собирались, по существу, для преодоления ересей.

Более поздние Е. были практически повторением и развитием древних Е. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане, польские братья, буднеисты, в России - Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы вариацией манихейства. В средние века на Западе отголоски манихейства - альбигойство, катары, патарены. В XII в. появляются вальденсы - смесь пиетизма и рационализма. Для борьбы с Е. в Римской Церкви учреждается инквизиция. В настоящее время в Римо-католической Церкви употребление термина Е. значительно уже и применяется, главным образом, к католику, уклонившемуся в ересь и упорствующему в своем противоречащем Церковным догматам убеждении. Второй Ватиканский собор не употребляет термина Е.

Древние еретические тексты практически не сохранились, поскольку, как правило, уничтожались, и сведения о Е. можно почерпнуть у их обличителей: св. Иринея Лионского, св. Ипполита Римского, Тертуллиана, Оригена, св. Киприана Карфагенского, св. Епифания Кипрского (его вместе с Иринеем и Ипполитом называют ересеологами), Климента Александрийского, Евсевия Памфила, бл.Феодорита, бл.Августина, Евфимия Зигабена.[1]

РАСКОЛЫ - это разделения не по вероучительным, но по дисциплинарным или юрисдикционным мотивам.

РАСКОЛ (схизма, греч. schisma - разрыв) - разделение в Церкви, вызванное, как правило вопросами дисциплинарными или юрисдикционными (в отличие от ереси). Если для древней Церкви вопрос о наименовании подобного разделения конфессией или церковью не стоял, то сегодня на определенном уровне и в определенном контексте это возможно (напр. в статистическом или секулярном юридическом документе). В сегодняшнем смысле слово Р. встречается впервые у св. Ипполита Римского (Против ересей, XXXIII, 7). Он был в расколе с папой Каллистом (217-222), которого обвинял в ослаблении требований церковной дисциплины (допущении второго крещения, второбрачия и др.). Но уже в этом Р. примешивается (как это случалось и в ряде позднейших расколов) также и обвинение в нарушении чистоты вероучения (Каллист называл Ипполита "двубожником", т.е. обвинял в субординационизме, а Ипполит Каллиста - в савеллианстве).

Основная причина расколов в древней Церкви - последствия гонений: Декия (Новата и Фелициссима в Карфагене, Новатиана в Риме) и Диоклетиана (Ираклия в Риме, донатистов в африканской церкви, мелитианский в Александрии), а также спор о крещении еретиков. Серьезные разногласия вызывал вопрос о порядке принятия в Церковь "падших" - отрекшихся, отступивших и оступившихся во время гонений.


[1] Иванцов-Платонов А.М., Ереси и расколы первых трех веков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.